Организация управления межбанковскими расчетами

Прежде чем будут установлены корреспондентские отношения, специалисты изучают и анализируют: взаимные межбанковские де­нежные потоки, цены и спрос на рынке кредитных ресурсов, возмож­ности участия в торгах на региональных валютных рынках и оператив­ного пополнения и отзыва находящихся на корреспондентских счетах

средств.

Установление корреспондентских отношений и открытие коррес­пондентских счетов требуют от специалистов оформления соответст­вующих договоров и подготовки документации по открытию счета в соответствии с нормативными требованиями Банка России.

В договорах об установлении корреспондентских отношений преду­сматриваются формы и порядок межбанковских расчетов. В частности, устанавливается согласованный порядок открытия, подтверждения и исполнения аккредитивов, переводных, инкассовых операций; размеры и условия взимания комиссионных платежей за пользование коррес­пондентским счетом и возмещения почтовых и телеграфных расходов; ответственность сторон и санкции за нарушение условий договора, срок его действия, порядок передачи выписок из счета и их сверки.

Важным фактором эффективности корреспондентских отноше­ний является высокий уровень технической оснащенности бан­ков-корреспондентов, использование программных продуктов, позво­ляющих осуществлять межбанковские расчеты в режиме реального времени. Технический персонал банка организует работу по налажи­ванию электронной связи. Бухгалтерский персонал несет ответствен­ность за совершение платежей по корреспондентским счетам в очеред­ности платежей, установленной Гражданским кодексом РФ. В целях контроля за своевременностью совершения межбанковских расчетов Банком России установлен порядок учета не оплаченных в срок доку­ментов с корреспондентских счетов на отдельных балансовых и внеба­лансовых счетах, а также ведение отчетности по объему (количеству и сумме) таких документов, что входит в обязанности бухгалтерских ра­ботников банка.

Большое внимание персонал банка должен уделять качеству доку­ментального оформления межбанковских расчетов, от которого в зна­чительной степени зависит своевременность платежа.

15-6905



Глава 15. Управление расчетными технологиями

5. Управление межбанковскими расчетными технологиями




Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Риски межбанковских расчетных технологий, обусловленные на­рушением требований Банка России по оформлению расчетных доку­ментов и приводящие к нарушению расчетов, связаны с:

• несовпадением реквизитов, указанных в выписке из корреспон­
дентского счета (субсчета), с реквизитами приложенных расчетных до­
кументов, являющихся основанием для проведения операции;

• возвратом сводного платежного поручения без оплаты с коррес­
пондентского счета в Банк России при отсутствии описи и расчетных
документов;

• несоответствием наименований, местонахождения, БИК кре­
дитных организаций (филиалов) плательщика и получателя и номеров

,, j их корреспондентских счетов (субсчетов) «Справочнику БИК РФ»;

11} • несовпадением номеров счетов плательщика и получателя средств

j) в части соблюдения допустимой разрядности цифровых знаков;

• несоответствием балансовых счетов второго порядка и кода ва­
люты Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организа­
циях.

Расчетные документы, в том числе и магнитные носители (диске­ты), содержащие электронные платежные документы, не прошедшие контроль и не принятые к дальнейшей обработке, подразделение рас­четной сети Банка России возвращает без оплаты.

Наряду с контролем за документальным оформлением безналич­ных расчетов центральными задачами банковского персонала по управлению межбанковскими расчетами являются:

• поддержание постоянной ликвидности в форме свободных де­
нежных средств на корреспондентских счетах в объеме, необходимом
для бесперебойного обеспечения всех платежей по обязательствам
клиентов и банка;

• организация контроля за правильностью и Своевременностью
проведения межбанковских расчетов;

• создание в каждом банке эффективной системы управления
межбанковскими платежными рисками.

В этой связи необходимо отметить, что поддержание постоянной ликвидности банка как главного фактора бесперебойности и успеха межбанковских расчетов зависит от качества работы в целом менедж­мента банка, а не менеджера по расчетам.

Отсутствие необходимых денежных средств на корреспондентских счетах является следствием нарушения ликвидности банковской дея­тельности. К основным причинам нарушения ликвидности, влияю­щим на состояние корреспондентских счетов, относятся:

• невозврат кредитов клиентами банка;

• нарушение банками порядка проведения внутрибанковских рас­
четов, допущение необоснованных овердрафтов по счетам клиентов;

• нарушение лимитов по межбанковским отношениям;

• несвоевременное зачисление средств банкам из-за задержек в
расчетах, в том числе по межбанковским кредитам.

Обвальные кризисы рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г. и 1998 г. приводили к кризису неплатежей и образованию картотек нео­плаченных документов к корреспондентским счетам у целого ряда бан­ков. Таким образом, состояние корреспондентских счетов отражает об­щее финансовое состояние банков и качество работы персонала банка.

Существуют общие и специфические условия поддержания теку­щей ликвидности банка. К общим условиям относятся эффективное управление активами и пассивами и соблюдение нормативов ликвид­ности, которые устанавливаются Банком России.

К специфическим приемам поддержания текущей ликвидности от­носятся: использование межбанковских кредитов, ломбардное креди­тование Банка России, использование права внутримесячного сниже­ния нормативов обязательных резервов, высокий технический уровень обработки информации, обеспечивающий проведение межбанков­ских расчетов в режиме реального времени и проведение электронных платежей, организация меж- и внутрибанковского клиринга.

Перечисленные направления и приемы работы банковского пер­сонала в сфере организации безналичных расчетов способствуют сни­жению потребности банков в денежных средствах для поддержания необходимой ликвидности.

Более широкое применение межбанковского клиринга требует ре­шения ряда вопросов в сфере управления межбанковскими расчетами. К ним относится проблема разработки и установления определенных критериев для банков — участников клиринговых расчетов, в частно­сти по объему и направлению совершаемых платежей, их платежеспо­собности, лимитам на объемы двустороннего и совокупного кредито­вания в пределах операционного дня.

Важное значение для функционирования клиринговых расчетов имеет механизм оперативного поддержания текущей ликвидности и обеспечения непрерывности расчетов. В этой связи целесообразным является объединение и хранение на одном счете (корсчете) в Банке России обязательных и текущих денежных резервов, как это принято во многих развитых странах.

Актуальными являются разработка и совершенствование форм оперативной отчетности по корреспондентским счетам, использова­ние рациональных методик анализа, прогнозирования и контроля со­стояния и динамики ликвидных средств на корреспондентских счетах.



Глава 15. Управление расчетными технологиями

6. Роль ЦБ в организации инфраструктуры расчетных технологий




Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru 6. Роль Центрального банка в организации инфраструктуры расчетных технологий

На макроуровне управление платежной системой является важной функцией Банка России.

Политика Банка России в области безналичных расчетов направ­лена на совершенствование банковских технологий, расширение сфе­ры электронных расчетов, внедрение систем передачи и обработки учетно-операционной информации с использованием банковской сети, унификацию платежных инструментов, обеспечение условий для эффективного управления ликвидностью, определения уровня доста­точности предоставляемых банковских услуг.

К приоритетным направлениям деятельности Банка России отно­сится развитие и повсеместное распространение на территории Рос­сии электронных расчетов, которые способствуют ускорению плате­жей, улучшают качество расчетных услуг, предоставляемых финансо­вой системе и реальному сектору экономики.

Банком России разработано Положение «Об электронных расче­тах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». Положение устанавливает единые правила осуществления электронных расчетов через расчетную сеть Банка России независимо от их региональной принадлежности, обеспечивает их проведение на основании всех ви­дов расчетных документов и предусматривает единые форматы элект­ронных документов.

Управление расчетными технологиями на микроуровне, т.е. в кре­дитных организациях, также строится в условиях функционирования электронных расчетов на базе учреждений Банка России.

Системы межрегиональных и внутрирегиональных электронных расчетов на начало 2000 г. функционировали в 75 главных управлениях (национальных банках) Банка России, что составляет 95% от их общего количества. Использование электронных расчетов позволяет проводить платежи по внутрирегиональным расчетам в один день, а по межрегио­нальным расчетам с учетом технологии операций в условиях одиннад­цатичасовых временных поясов — не позднее следующего дня.

Банк России оказывает расчетные услуги на платной основе, одна­ко сложившиеся тарифы не возмещают всех затрат на организацию расчетов. Учитывая мировую практику введения платы за расчетные услуги, Банком России принято решение о поэтапном достижении по­крытия затрат на расчетное обслуживание.

В рамках совершенствования платежной системы Банк России со­здает систему перевода крупных (срочных) сумм платежей в режиме

реального времени независимо от того, в каком регионе находятся клиенты. Одновременно создаются системы внутрирегиональных клиринговых (неттинговых) расчетов по несрочным платежам на базе учреждений Банка России.

Наряду с обеспечением надежности платежных систем Банк Рос­сии ставит также задачу повышения информационной открытости в своей деятельности. В этой связи разрабатываются новые формы от­четности: «Структура платежей кредитной организации», «Сведения о клиентской сети кредитной организации (филиала)», «Сведения о дея­тельности кредитных организаций (филиалов) в части расчетов с ис­пользованием банковских и платежных карт». Эти формы отчетности позволяют менеджерам систематизировать и анализировать сведения о платежах кредитной организации, анализировать достаточность рас­четных услуг в регионах и эффективность функционирования отдель­ных систем расчетов, получать сводные данные по платежной системе России для формирования статистики по международным стандартам. Указанная отчетность позволит получить данные, характеризующие структуру клиентской сети кредитных организаций в разрезе клиентов и открытых им счетов и данные о реальной доли платежей, совершае­мых с использованием платежных карт.

Расчетные технологии — многосторонний процесс, требующий спе­цифической инфраструктуры. Важнейшим ее элементом является техни­ческий компонент — безопасная, надежная и проверенная связь. Банков­ский менеджмент стремится к выбору и использованию безопасных, эф­фективных, высокоскоростных, дешевых и безбумажных систем.

Использование коммуникативных центров, как, например, СВИФТ, позволяет банкам экономить на возможности использования уже имею­щегося оборудования, интерфейсов, прикладных программ бэк-офиса и процедур оформления сообщений. Это значительным образом снижает операционные расходы и расходы на разработку программ.

В России существует около 20 платежных систем в Интернете, и их количество продолжает возрастать. В основном действующие системы недостаточно развиты, и ни одна из них не вышла на масштаб обще­российской платежной системы. Существующие платежные системы ориентированы либо на отдельные российские банки, в которых от­крываются счета всех участников расчетов, либо платежные порталы предполагают оплачивать услуги виртуальных магазинов банковскими карточками (как правило, международных платежных систем).

Вместе с тем, кроме электронной коммерции, существуют и другие перспективные сферы применения Интернета в качестве средств для осуществления расчетов платежными поручениями между юридиче-



Глава 15. Управление расчетными технологиями

Вопросы для самопроверки




Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru Организация управления межбанковскими расчетами - student2.ru скими лицами и между физическими и юридическими лицами (оплата коммунальных услуг, телефонных счетов и других мелких платежей).

Причем для данных видов расчетов применима как технология on-line, так и off-line (технология с применением клиринга). В качестве ядра для построения платежной интернет-системы возможным явля­ется использование платежной системы Банка России. Данная задача представляется технологически возможной в рамках создаваемой Бан­ком России системы on-line расчетов в режиме реального времени.

На сегодняшний день имеются следующие препятствия для широ­комасштабной интеграции Интернета в расчетные системы:

• нерешенность вопросов государственного регулирования Ин­
тернета в целом;

• отсутствие официальной позиции Центрального банка по во­
просу организации платежей с использованием Интернета;

• отсутствие общепризнанных стандартов и форматов в области
расчетов и электронной коммерции.

В качестве центрального расчетного звена при построении платеж­ной системы целесообразно использовать небанковские кредитные организации (специализированные расчетные палаты) как кредитные институты с самыми низкими рисками.

При этом следует учитывать высокую стоимость платежных техно­логий в Интернете. Так, стоимость участия зарубежных банков в рам­ках платежных систем VISA, MasterCard, в которых регламентированы форматы платежных интернет-транзакций и механизмы обеспечения безопасности в расчетах, измеряется сотнями тысяч долларов США.

Выводы

1. Расчетные технологии связаны с традиционным банковским бизнесом.
Они обслуживают денежные потоки в форме безналичных расчетов по банков­
ским счетам. Расчетные технологии являются банковским продуктом, и управ­
ление ими нацелено на получение банками доходов в виде комиссионных воз­
награждений. Одновременно целью управления расчетными технологиями
является также и получение дополнительных привлеченных ресурсов для бан­
ковской деятельности.

2. Основной задачей управления расчетными технологиями является
успешное выполнение поручений клиентов, что подразумевает быстрое про"
хождение информации по межбанковским счетам, проведение платежей и по­
ступлений в строгом соответствии с поручениями клиентов и в режиме реаль­
ного времени.

3. Особенностью объекта управления является строгая регламентация ч*
деральным законодательством и Центральным банком РФ правил проведет^
безналичных расчетов.

4. В процессе организации расчетных технологий банковский менеджмент
управляет целым рядом рисков в рамках различных банковских целей и страте­
гий. К основным расчетным рискам относятся: риски неплатежа или наруше­
ния сроков платежа; риски несоответствия выбранной формы расчетов,
способов платежа и документооборота характеру сделки и экономическому со­
держанию расчетной операции; риски несоблюдения и нарушения законода­
тельных и нормативных требований к организации расчетов; операционные
или технологические риски, связанные качеством работы всех подразделений
банка, участвующих в расчетных операциях; риски межбанковских расчетных
технологий.

Каждый вид риска требует специфических приемов управления и мини­мизации возможных ошибок при проведении расчетов.

5. Расчетные технологии требуют специфической инфраструктуры. Бан­
ковский менеджмент стремится к выбору и использованию безопасных, эф­
фективных, высокоскоростных, дешевых и безбумажных систем.

6. Деятельность менеджера по расчетам можно оценивать по объему полу­
ченных комиссий как в абсолютном значении, так и по удельному весу в дохо­
дах в динамике за ряд лет. Дополнительной оценкой деятельности менеджера
по расчетам могут быть показатели привлечения дополнительных денежных
ресурсов в связи с ведением и открытием новых расчетных и текущих счетов
клиентов.

Ведущую роль в организации инфраструктуры расчетных технологий иг­рает Банк России. Основная масса межбанковских платежей совершается на базе учреждений Банка России в условиях функционирования электронных расчетов. Для построения платежной интернет-системы возможным является использование в качестве ядра платежной системы Банка России. Однако в на­стоящее время платежные технологии с использованием Интернета имеют вы­сокую стоимость и требуют больших затрат для обеспечения безопасности.

Вопросы для самопроверки

1.Каковы основные задачи управления расчетными технологиями?

2. Укажите основные расчетные риски и дайте им краткую характеристику.

3. В чем состоит управление расчетными рисками при использовании раз­
личных форм безналичных расчетов? Приведите примеры.

4. Охарактеризуйте операционные риски. Какие существуют способы
Управления этими рисками?

5. Каковы основные формы межбанковских расчетных технологий и спо­
собы управления ими?

6- Какие источники информации используются менеджерами при управ­лении расчетными рисками?

'• Охарактеризуйте коммуникационные системы безналичных расчетов. акова роль Центрального банка РФ в их создании?

Наши рекомендации