Способы управления операционными рисками
В целях предотвращения подобных рисков во всех, даже самых небольших банках имеется организационная схема, отражающая распределение ответственности и полномочий. В ней должны быть четко сформулированы служебные обязанности каждого сотрудника, участвующего в оформлении цепочки расчетных технологий. Каждая должность должна быть описана с указанием требуемых для нее качеств и
квалификации.
В среднем по размерам банке необходимы один или два уровня контроля, которые должны быть наделены достаточными полномочиями.
В течение многих лет роль менеджеров по безналичным расчетам в коммерческих банках выполняли главные бухгалтеры, руководители операционных управлений и отделов корреспондентских отношений. В настоящее время в достаточно крупных банках это положение изменяется. Менеджеры высшего уровня с большим вниманием начинают относиться к проблемам надежности организации расчетов и платежеспособности банка. Организация управления расчетами обеспечивает не только получение комиссий от оказания расчетных услуг, но и способствует дополнительному привлечению клиентов благодаря качественному и безопасному расчетному обслуживанию, что, в свою очередь, расширяет депозитную базу банка и создает возможность предоставления других услуг.
Вопрос о появлении самостоятельной должности менеджера по расчетам и его подчиненности определяется отношением высшего руководства банка к работе данного специалиста. Менеджер по расчетам — не бухгалтер; он, без сомнения, должен иметь основные знания по бухгалтерскому учету, знать, как функционирует операционный отдел, бэк-офис, бухгалтерия банка. Однако поставить его под контроль бухгалтера или поручить его функции бухгалтеру значит недооценивать значимость этого участка работы в банке.
Менеджер по расчетам должен тесно взаимодействовать с отделом финансов и корреспондентских отношений, с тем чтобы решения по организации расчетных технологий принимались в рамках общего управления ликвидностью и платежеспособностью банка.
Менеджер по расчетам должен очень внимательно следить за качеством работы по оформлению денежно-расчетных документов, подлежащих оплате, как поступающих от клиентов, так и формируемых в банке, за состоянием картотек неоплаченных документов клиентов и самого банка, за своевременностью отражения сумм по корреспондентским счетам.
Замечания и рекомендации менеджера по расчетам по оформлению документов, организации документооборота, контролю и способам платежа должны обязательно учитываться.
Низкое качество организации расчетов может привести к оттоку клиентов из банка и снижению доходов. Бесконтрольные расчеты могут внести хаос в структуру ликвидности.
Важное значение для эффективного менеджмента имеет качественная и оперативная информация о состоянии расчетных технологий в банке.
Отчеты для менеджеров по безналичным расчетам распадаются на две категории: способствующие принятию решений и позволяющие отслеживать результаты принятых решений. Первая категория оперативной отчетности включает ведомости остатков по лицевым расчетным счетам клиентов, состояние картотек № 1 и № 2 к внебалансовым счетам 90901 и 90902, выписки по корреспондентским счетам, договоры банковского счета, оперативные данные по доходности расчетных услуг, комиссии по расчетным услугам своего банка и банков-конкурентов.
Вторая категория отчетности для менеджеров по расчетам дополнительно к текущей бухгалтерской отчетности включает данные о количестве открытых, действующих и закрытых расчетных, текущих и корреспондентских счетов, объемах привлеченных ресурсов, данные о скорости прохождения документов.
Обе категории отчетности должны точно отражать текущую ситуацию и быть максимально своевременными и оперативными, дополняя бухгалтерскую отчетность.
Таким образом, активное управление расчетными технологиями, минимизация расчетных рисков и повышение рентабельности расчетных услуг требуют от банковского менеджмента соблюдения следующих мер предосторожности:
• четкое соблюдение нормативных требований по организации, Учету и оформлению расчетов;
5. Управление межбанковскими расчетными технологиями
• использование электронных технологий для проведения расче
тов в режиме реального времени;
• организацию четкого документооборота, внутреннего, текущего
и последующего банковского контроля;
• квалифицированное управление корреспондентскими счетами
и текущей ликвидностью;
• создание резервов для поддержания текущей ликвидности;
• направление достаточных денежных средств для поддержания
технической базы электронных расчетов и на подготовку квалифици
рованного персонала.
Деятельность менеджера по организации расчетных технологий может оцениваться по показателям привлечения дополнительных денежных ресурсов в связи с открытием новых расчетных и текущих счетов клиентов, удержанием или увеличением сроков размещения привлеченных ранее денежных средств клиентов. Деятельность менеджера по расчетам можно оценивать также по объему полученных комиссий как в абсолютных значениях, так и по удельному весу в доходах в динамике за ряд лет.
5. Управление межбанковскими расчетными технологиями Содержание межбанковских расчетных технологий
Расчетные технологии по счетам клиентов могут быть организованы как в одном банке при ведении в нем счетов контрагентов, так и с участием других банков (филиалов), когда эти счета открыты в разных кредитных организациях (филиалах).
Межбанковские расчетные технологии используются для обслуживания клиентов и для выполнения собственных межбанковских операций, которые связаны с предоставлением межбанковских кредитов, продажей и покупкой валют, ценных бумаг и др.
Расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями (филиалами) могут производиться с использованием:
• корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке Рос
сии;
• корреспондентских счетов, открытых в других кредитных орга
низациях; М
• счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредир
ных организациях, осуществляющих расчетные операции; ;|
• счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной
дитной организации.
Управление межбанковскими расчетами и прежде всего корреспондентскими счетами имеет большое значение для всей хозяйственно-финансовой деятельности банка и, как правило, осуществляется отдельными управлениями, отделами.