Понятие и состав финансового механизма, пути его совершенствования в современных условиях
Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.
Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.
Структура финансового механизма включает в себя:
1) финансовое регулирование; 2) финансовое стимулирование; 3) финансовые рычаги; 4) нормативное и правовое обеспечение; 5) информационное обеспечение
14. Общие понятие об управление финансами: объекты и субъекты управления; содержание процесса управления
Управление – это совокупность приемов и методов, целенаправленного воздействия на объект с целью достижения определенного результата. Управление финансами осуществляет специальный аппарат (субъекты управления), который использует специально создаваемый финансовый механизм управления. Основным принципом организации управления является эффективность, т.е. использование таких приемов, которые позволили бы достичь таких целей с наименьшими затратами.
Принципы государственного управления
**Государство должно создать экономический порядок, но не управлять экономическим процессом
**Государство должно устранять олигархические структуры в экономике или по крайней мере ослаблять их влияние
Объектами финансового управления являются две сферы:
1. Сфера государственных финансов – объектами управления являются бюджеты и негосударственные небюджетные фонды
2. Сфера финансов организаций на микроуровне
a. Финансы коммерческих организаций
b. Финансы некоммерческих организаций
c. Финансы страховых организаций
d. Финансы кредитных организаций
Субъектами управления являются:
1. Органы государственной власти
2. Отраслевые органы управления
3. Собственники и менеджеры организаций
Каждый субъект создает свои структуры или органы управления. При государстве – Министерствво финансов. На микроуровне – бухгалтерия и финансовые отделы.
Все органы управления самостоятельно разрабатывают механизмы управления.
Можно выделить 3 функциональных блока управления, которые характерны для любой сруктуры:
1. Планирование. В ходе планирования происходит комплексная оценка состояния финансов, появляются возможности увеличения финансовых ресурсов и определяются наиболее эффективные направления их использования.
2. Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе текущего, т.е. постоянно имеющегося анализа, складывающихся финансовых ситуаций.
3.Контроль. Финансовый контроль имеет место не только в конце финансового года, но и на стадии планирования и оперативного управления, при достижении окончания планового периода. Таким образом, выделяют предварительный контроль, текущий и последующий.
15. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение в современных условиях, методы.
Финансовое планирование - это один из важнейших инструментов финансового управления. Финансовый план отражает синхронность поступления и расходования денежных средств. Это позволяет оценить будущую ликвидность, т.е. достаточность средств для финансирования мероприятий бизнес-плана и расчетов по обязательствам предприятия.
Методы финансового планирования:
1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);
3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.
В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов.
Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности
Общее между прогнозированием и планированием:
****Единство объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты и процесс. ****Единство социально -экономических условий. ****Единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей. ****Целенаправленное прогнозирование и планирование. ****Связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.
Отличие прогнозирования от планирования:
Детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.).
Жесткая привязка показателей во времени и в пространстве.
Обязательность выполнения плана.
Планирование как средство для государственного регулирования социально- экономического развития общества.
Единство составления проверки организации выполнения плана.