Рейтинг лизинговых компаний и результаты 2006 года

В 2006-го прирост рынка лизинга в долларовом выражении составил 10,5%. Если ситуация не изменится, за год прирост составит 21% — это самые низкие показатели рынка практически за всю историю его существования. Что может говорить о начале стагнации рынка.

Первое полугодие этого года для российского рынка лизинга внешне было сравнительно спокойным. Хотя в рейтинге лизинговых компаний (ЛК), составленном ассоциацией «Рослизинг» и журналом «Финанс.», произошли значительные изменения (по сравнению с рейтингом по итогам 2005-го), но они не были неожиданными. Лидерство в рейтинге удерживает ЛК «Магистраль Финанс», выигравшая тендер РЖД на поставку подвижного состава. С третьего на второе место поднялся «Росагролизинг», приступивший к реализации национального проекта «Развитие АПК». Значительно усилила свои позиции «КРК Лизинг», поднявшись с 26-го места (в 2005-м) на 12-е, особенно успешно работали в первом полугодии также «РБ Лизинг» (поднялась с 16-го на 6-е место) и «ММБ Лизинг» (с 12-го на 5-е). Петербургская лизинговая компания, пережившая резкий подъем в прошлом году из-за заказа «Мострансавто» (15-е место), по итогам полугодия опустилась на 59-е место. Динамичное развитие продолжила компания «Локат Лизинг Руссия», поднявшись с 27-го на 19-е место.

При относительном спокойствии рынка прирост рынка за полгода в долларовом выражении составил 10,5%, а за год при сохранении темпов роста составит 21%. Это самый низкий темп прироста рынка практически за всю историю его существования. Такая ситуация особенно настораживает на фоне значительного нетто-притока иностранного капитала в Россию в первом полугодии текущего года, о чем оптимистично отрапортовали представители Центробанка и Минфина.

По итогам 2006 года суммарный объем нового бизнеса 114 компаний — участников совместного исследования ассоциации «Рослизинг» составил 100,7 млрд. рублей без учета НДС. Если предположить, что распределение новых лизинговых сделок, заключенных в течение года, равномерное (хотя, строго говоря, это не совсем так — у некоторых компаний, например, «Центр Капитала», большинство новых сделок заключаются в конце года), то по итогам 2006-го суммарный объем нового бизнеса составит 201,5 млрд. рублей. Прирост 2006 года к 2005-му по сопоставимым данным 109 компаний составит 25,7%.

Похожие темпы роста у выручки и прибыли. В 2006-м по сравнению с 2005-м прирост выручки по сопоставимым данным 87 компаний составит 26,3% (при сохранении уровня прироста во втором полугодии 2006-го, диаграмма 2). Прирост чистой прибыли по итогам 2006-го может составить 29%. Собственный капитал лизинговых компаний за первое полугодие увеличился на 5,6%, по итогам 2006 года может увеличиться на 10,2%.

На долю участников полугодового рейтинга приходится 77% рынка лизинга. Суммарный объем новых сделок за этот период составляет $4,29 млрд, включая НДС. За год при равномерном росте этот показатель достигнет $8,58 млрд. По данным «Рослизинга», еще сделки на сумму около $2,3 млрд за год заключат компании, не принявшие участие в исследовании. Таким образом, по итогам года объем всего рынка лизинга может составить $10,9 млрд.

По уточненным данным, суммарный объем нового лизингового бизнеса в 2005 году составляет $9 млрд, из них $6 млрд — бизнес участников исследования и около $3 млрд (33% рынка) — сделки компаний, не приславших свою отчетность. Следовательно, по итогам 2005 года доля лизинга в ВВП составляет 1,1%, а в инвестициях в основные средства — 7,1%.

Прирост всего рынка лизинга в 2006 году составит 21,1% (при сохранении его темпов) — несколько меньше, чем по компаниям — участницам исследования (25,5%). [12]

Новые данные позволяют также уточнить прирост рынка в 2005 году. По показателям 114 компаний суммарный прирост нового бизнеса в прошлом году составил 31%, а лизинговых платежей — 39%. Показатели 121 компаний — участниц рейтинга-2005 существенно отличались: у них темп прироста нового бизнеса и выручки в 2005 году составлял соответственно 74 и 76%. Прирост всего рынка по объемам нового бизнеса в 2005-м составил 41%.

Предел не виден. Чтобы определить, достиг ли рынок лизинга своих пределов, сначала надо выяснить, каковы вообще его пределы. Ответить на это можно с помощью международных сопоставлений.

В мире обычно используются два основных индикатора значения лизинга в экономике страны: доля лизинга в ВВП и доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга по итогам 2005 года эти показатели составляют 1,1 и 7,1% соответственно. С 2001 года они выросли более чем в два раза (с 0,5 и 3% соответственно). Тем не менее в международном сопоставлении доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой.

Наиболее высокую долю лизинга в ВВП имеют развивающиеся страны (большинство из них — страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью по сравнению с развитыми странами в обновлении основных фондов. Максимальная доля лизинга в ВВП Эстонии — 5,17%, а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%.

Доля лизинга в ВВП и инвестициях не является константой и зависит прежде всего от потребности страны в обновлении основных фондов, от развитости законодательства и инфраструктуры лизинговой деятельности, а также от уровня развития альтернативных финансовых инструментов.

Нигде в мире доля лизинга в инвестициях не превышает уровня США, то есть 30%, а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17%. Исторический максимум, по данным London Financial Group, отмечался в 1985 году в Австралии (35,8%).

Ряд фундаментальных факторов, определяющих спрос на лизинговое финансирование, позволяет предполагать, что лизинг в России способен приблизиться к обозначенным выше максимальным показателям. На то есть как минимум четыре причины.

Во-первых, у нас наблюдается высокий износ основных фондов во всех отраслях экономики. Во-вторых, рост малых и средних предприятий — основных клиентов ЛК опережает средний рост ВВП. К тому же небольшие предприятия, выходящие из «тени», также зачастую обращаются к лизингодателям, таким образом, рост их потенциальной клиентской базы заметно опережает средний рост ВВП.

В-третьих, банковская система РФ неохотно кредитует реальный сектор экономики. Прирост ссуд нефинансовым предприятиям последние годы составляет всего 12-14%, так как банки больше привлекают операции на рынке ценных бумаг, с недвижимостью, потребительское кредитование. К тому же финансовые институты обременены довольно жестким регулированием со стороны ЦБ. В-четвертых, у финансовой аренды есть преимущества, позволяющие успешно управлять более высокими кредитными рисками. Наконец, нельзя забывать и об экономии на выплатах в бюджет.

Для достижения максимальных показателей (5% от ВВП и 30% от инвестиций) суммарный объем российского рынка лизинга должен увеличиться еще не менее чем в пять раз.

Скажем, при достаточно консервативном прогнозе ежегодного прироста рынка лизинга в 20% в течение ближайших десяти лет (считая с начала 2006-го и до конца 2015-го) объем рынка мог бы вырасти более чем в шесть раз — до $55,7 млрд. Если при сохранении существующих темпов прироста ВВП (6% в год) и инвестиций в основные средства (12% в год) через 10 лет доля лизинга в ВВП могла бы составить 3,9%, а в инвестициях — 14%, то максимальные показатели достигнуты не были бы.

Таким образом, как количественный, так и фундаментальный анализ говорит о том, что спрос на лизинговое финансирование в нашей стране еще далек от насыщения По итогам прошлого года ситуация на рынке лизинга представлялась весьма радужной. Основным источником оптимизма послужил выход на российский рынок целого ряда иностранных участников и значительные успехи их зарубежных коллег, освоивших местный бизнес несколько раньше. Как ожидалось, в 2006-м иностранцы заметно потеснят российские компании в верхушке рейтинга.

Причины для столь высокого интереса западного капитала кроются в том уникальном положении, которое к 2005 году заняла Россия на мировом рынке лизинга. Как предполагается, по итогам 2005 года Россия войдет в десятку крупнейших стран мира по объему рынка лизинга ($9 млрд), опередив Австрию ($6,9 млрд) и Австралию ($7,45 млрд)1. Россия лидирует также по показателям среди стран Восточной Европы и СНГ.

Уже сейчас российский рынок лизинга (РРЛ) является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия — единственная в десятке мировых лидеров (остальные девять — развитые страны). Кроме этого Россия демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост рынка лизинга. С 2000 по 2005 год прирост РРЛ составлял от 40 до 70% ежегодно, в то время как средний рост в мире за 10 лет с 1994 по 2004 составлял 5,5%. За 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 70%, а российский только за пять лет вырос в 7,5 раза — с $1,2 млрд до $9 млрд.

Для крупных иностранных ЛК Россия сегодня является самым привлекательным рынком для инвестиций. Это особенно актуально, учитывая перенасыщенность и невысокие темпы роста собственных рынков лизинга в регионах — традиционных экспортерах лизингового капитала: США, стран ЕС, Японии.

Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций — Китай, Индия и Бразилия — в данном случае заметно уступают России. Рынки лизинга Китая ($2,4 млрд) и Индии ($700 млн) не обладают серьезным размером с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала. Рынок Бразилии ($4,75 млрд) пока тоже заметно уступает российскому.

Если на быстрорастущих рынках Латинской Америки традиционно сильны позиции американских ЛК, которые планируют и дальше расширять там свое присутствие, то для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы России попросту нет.

На то есть свои причины — важную роль играет ментальная и территориальная близость РФ к Западной Европе, а также позитивный опыт работы европейских ЛК в странах Восточной Европы.

Дополнительную привлекательность РРЛ в глазах иностранных инвесторов обеспечивает законодательство, построенное в соответствии с конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Важную роль играет и крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулирования, а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Благоприятный фон создает и значительный приток иностранных инвестиций в Россию с начала 2006 года.

Приведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга должен стать главной движущей силой роста этого рынка.

Действительно, в 2005 году на российский рынок вышли несколько крупных западных компаний. Так, германско-австрийский холдинг VB-Leasing учредил российскую «дочку» «ФБ-лизинг», итальянский Uni Credit — «Локат Лизинг Руссия», нидерландские ING Group и Taxi Lease — «ИНГ-лизинг» и «Транспорт Лиз» соответственно латвийский Parex Bank — «Парекс-лизинг», французская BNP Paribas вывела на рынок свое лизинговое подразделение компанию Arval, германская CHG Meridian Deutsche Computer — «ЦХГ Меридиан», Hyundai — «Хендэ Лизинг». В первую двадцадку рейтинга попали недавно созданные «Ханса Лизинг» и «Брансвик Рейл Лизинг».

Но в 2006 году появление и развитие иностранных лизингодателей в России приостановилось. И это легко объяснимо в контексте истории с компанией «Ханса Лизинг». Источником проблем стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизингодателям. Проблемы оказались столь значительными для «Ханса Лизинг», что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Это стало холодным душем для многих иностранных ЛК, готовившихся начать бизнес в России. Многие из них заняли выжидательную позицию: ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики. [13]

А более локально — сможет ли российский рынок лизинга продолжить устойчивый рост, поскольку только привлечение иностранных инвестиций способно стать залогом такого роста.

Невыгодные репрессии. Проблема с возмещением НДС стала настоящим бедствием для всех ЛК не только с иностранным капиталом. Лизингодатели платят НДС по одной сделке дважды. В первый раз — при покупке предмета лизинга. Второй и последующие разы — с лизинговых платежей, поступающих от клиента. Поэтому бюджет должен вернуть ЛК налог, уплаченный в первый раз. Однако фискалы всячески этому препятствуют. Как показывают результаты анализа арбитражной практики, проведенного «Рослизингом», в судебных делах по вопросу возмещения НДС суд в 2005-2006 годах в 80% случаев принимал решение в пользу ЛК. Однако это не меняет позиции налоговиков, и они постоянно предъявляют претензии. Больше всех страдают сделки возвратного лизинга (ВЛ), так как считается, что проводящие их компании вовсе не нуждаются в финансировании, а лишь используют финансовую аренду для сокращения поступлений в бюджет.

С 2005 года возвратный лизинг демонстрирует устойчивый спад, и это на фоне общего роста рынка. По данным «Рослизинга», если бы сделки ВЛ не были подвержены нападкам фискалов, в прошлом году было бы заключено сделок на $205 млн больше, а в 2006-м (за весь год) — на $430 млн.

Самое абсурдное состоит в том, что действия налоговых органов не только вредны для рынка лизинга, но и неэффективны с точки зрения бюджета. Ведь лизинг как любой инвестиционный механизм обладает эффектом мультипликатора с точки зрения создания ВВП. Так, $1 млрд лизинговых инвестиций может создать в течение года до $2 млрд ВВП. Такое увеличение ВВП привело бы к соответствующему росту налоговых поступлений в бюджет от предприятий-лизингополучателей, от самих ЛК, от поставщиков оборудования и других сторон сделки. Уже в перспективе нескольких лет эти налоговые поступления превысили бы объем невозмещенного НДС, не говоря уже о других позитивных эффектах для экономики.

ДИНАМИКА РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА в 1998-2006 ГГ.[13]

  2006*
Объемы рынка, $ млрд 1,4 0,4 1,2 1,7 2,5 3,9 6,4 10,9
Прирост к предыдущему году, % н/д Спад в 3,5 раза

Особенно большой потенциал у финансовой аренды зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Сейчас развитие этих сегментов ограничено необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами являются также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых отраслей.

Лизинг зданий и сооружений занимает ничтожную долю на рынке финансовой аренды — около 1%, совокупный объем сделок в 2005 году оценивается в $100 млн. В то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17%, в 2004 году в Европе было заключено сделок на сумму 37,5 млрд. евро.

В России сдерживающим фактором являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые не могут выступать объектом лизинга, что осложняет привлечение финансирования, которое и так трудно дается. Поэтому пока лизинг недвижимости остается на периферии интересов ЛК, но лишь до тех пор, пока конкуренция в других, более привлекательных отраслях невысокая. Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов.

Еще одно потенциально сильное направление — лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка. В России же программное обеспечение не является материальным активом, поэтому не может стать объектом финансовой аренды.

Возможно, усиление конкуренции среди ЛК в будущем приведет к пересмотру законодательства и внесения в него поправок, снимающих ограничения, препятствующие развитию рынка лизинга.

Итоги 2007 года

Российская ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг" подвела итоги развития отечественного рынка лизинга за первое полугодие 2007 года. Эксперты предполагают, что 2007 год в случае подобной динамики роста и во втором полугодии может оказаться самым успешным для российского рынка лизингового бизнеса за всю его историю.

По мнению Председателя Российской ассоциации лизинговых компаний, особенно важно, что в основе быстрого роста рынка лизинга лежат не конъюнктурные, а долгосрочные фундаментальные факторы. «Это, прежде всего, благоприятное правовое и налоговое поле для лизинга, формирование которого – результат активной и продолжительной работы Российской ассоциации лизинговых компаний на самом высоком государственном уровне: в Правительстве РФ, Совете Федерации и Государственной думе России».[11]

По данным Ассоциации, объем всех новых лизинговых сделок в первом полугодии 2007 составил 16,9 млрд. долларов. Прирост к первому полугодию прошлого года составил 124%. Более высокий прирост наблюдался лишь в 2000 году (200%), что объяснялось восстановлением объема рынка после провала, вызванного финансовым кризисом 1998 года. Абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составит 18,7 млрд. долларов, а суммарный объем новых лизинговых сделок за год – 33,8 млрд. долларов.

Почти в два раза (на 86%) выросла выручка лизинговых компаний, что говорит о прочном фундаменте роста рынка, заложенном в течение предыдущих лет.

Специалисты отмечают, что у лизинга в России, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста. В 2007 году доля лизинга в ВВП, по прогнозу, составит 2,7%, доля в инвестициях в основные средства – 14,6%. В мировой практике максимальные значения этих показателей составляют 5 и 30 процентов соответственно.

В настоящее время рынок лизинга в России находится на одном уровне с рынками таких государств, как Великобритания, Франция, Канада, Италия, а по темпам роста отечественный рынок лизинга опережает все крупные страны. Сохранения такую динамику, Россия через два-три года сможет войти в пятерку лидеров мирового рейтинга.

Краткий обзор проектов Ассоциации в 2007 году. [13]

В 2007 году Ассоциация продолжитработу над нормативной базой и правоприменением в лизинговых сделках, работу по развитию инфраструктуры рынка лизинга.

Ассоциация ведет постоянную работу по исследованию рынка лизинга. В 2007 году планируется ряд общих исследований рынка лизинга и рейтингов лизинговых компаний, а также исследования отдельных сегментов рынка лизинга. Также Ассоциация продолжит работу с Европейской федерацией национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE.

Заключение

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков.

Потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

В данной курсовой работе выявлена динамика развития лизинговых услуг, приведена оценка состояния рынка лизинговых услуг, указаны стадии его развития, рассмотрена сущность лизинга, виды, также приведены лизинговые платежи.

На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием. Лизинг как своеобразная форма арендных отношений - перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур

Уже сейчас российский рынок лизинга (РРЛ) является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Но, несмотря на это, есть ряд факторов сдерживающих развитие лизинга. Специалисты отмечают, что у лизинга в России, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста.

На рынке сегодня стабильно работает не более 250-300 компаний, которые постоянно участвуют в различного рода опросах и стремятся сделать свой бизнес прозрачным и публичным, в соответствии с международными стандартами. На сегодняшний день наблюдается достаточно четкая стратификация российского рынка лизинговых услуг.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

Список литературы

1. Аспекты лизинга - М.:1994.

2. Газман В.Д.Финансовый лизинг. – М.:2003.

3. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. – М.:1999.

4. Горемыкин В.А. Лизинг. – М.:2003.

5. Джуха В.М. Лизинг. – М.:1999.

6. Лещенко М.И. Основы лизинга. – М.:2004.

7. Лещенко М.И. Основы лизинга. – М.: . – 2002 г.

8. Макеева В.Г. Лизинг. – М.:2000.

9. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. – М.:1993.

10. Экономика организации / под ред. В.Я.Горфинкеля. – М.:2003.

11. Госкомстат РФ. www.gks.ru

12. МФК. www.ifc.org

13. Рослизинг. www.rosleasing.ru

Наши рекомендации