Коммерческий кредит в деятельности предприятий
Кредит – система отношений по поводу заимствования финансово-хозяйственных ресурсов на гарантированных условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности.
Коммерческий кредит – это прямое кредитование предпринимателями друг друга в виде отсрочки платежа за проданные товары. Такой кредит, обычно оформляется векселем, стимулирует и ускоряет реализацию товаров, но его применение ограничено сферой торговли.
Одной из первых форм кредитных отношений, которая породила вексельное обращение является развитие безналичного денежного оборота.
Простой вексель – прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы кредитору. Переводной вексель – письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате суммы третьему лицу.
Основная цель коммерческого кредита – ускорение процесса реализации товаров, извлечение вложенной в них прибыли.
Существует три разновидности кредита: кредит с фиксированным сроком погашения; с возвратом после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров; кредитование по открытому счету (не дожидаясь полной оплаты, поставщик поставляет следующую партию).
В коммерческом кредитовании, в отличие от банковского, задействованы неспециализированные, а любыеюридические лица; форма отношений при расчетах не денежная, а товарная; ставка коммерческого кредита меньше, чем банковского.
Коммерческим кредитом является получение в собственность денег или вещей, имеющих общие родовые признаки. Коммерческий кредит не является обособленным обязательством, он всегда будет дополнительным по отношению к основному договору (договору купли-продажи, подряда, аренды и других отношений, связанных с возмездным оказанием различных услуг). Следовательно, коммерческое кредитование юридически неразрывно связано с тем договором, условием которого оно является. Предоставление коммерческого кредита по самостоятельному кредитному договору или договору займа не допускается. Это уже два отдельных договора.
Необходимость использования коммерческого кредита обусловлена следующими причинами:
-- ограниченная платежеспособность мелких и средних организаций;
-- рост стоимости товаров (работ, услуг);
-- условия кредитных договоров, затрудняющих получение банковских ссуд, особенно в периоды кризисов.
Виды коммерческого кредита
Коммерческий кредит означает кредитование, осуществляемое самими участниками производства и реализации товаров (работ, услуг) в виде предоставления аванса (частичной оплаты), предварительной оплаты, отсрочки платежа за товар (работу, услугу) и рассрочки платежа за товар (работу или услугу) (см. схему 1).
Поставщики товаров, работ, услуг предоставляют коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа, а покупатели -- в виде предоплаты и аванса.
ВИДЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА
1) Аванс (частичная оплата)
2) Предварительная оплата
3) Отсрочка платежа
4) Рассрочка платежа
Любой договор купли-продажи, аренды, перевозки или оказания услуг может включать подобные условия оплаты.
С экономической точки зрения в этих случаях речь идет о кредите, предоставляемом одной стороной договора другой. Например, в договоре купли-продажи оговаривается условие об отсрочке оплаты поставляемого покупателю товара. Это означает, что покупателю предоставляется кредит, сумма которого равна стоимости отгруженного товара. Кредит предоставляется на срок от даты отгрузки товара до момента его оплаты. Договором купли-продажи может быть предусмотрена предоплата товара в размере 85% его стоимости. В этом случае продавцу предоставляется кредит в размере перечисленной предоплаты (аванса). Срок, на который предоставляется кредит, исчисляется от даты перечисления суммы предоплаты (аванса) до даты получения покупателем товара от продавца.
Случаи коммерческого кредитования, предусмотренные по договору купли-продажи, регламентируются ст. 488 ГК РФ "Оплата товара, проданного в кредит" и ст. 489 ГК РФ "Оплата товара в рассрочку".
При продаже товаров в кредит как с отсрочкой, так и с рассрочкой платежа, товар, проданный в кредит, с момента его передачи покупателю и до оплаты признается находящимся в залоге у продавца, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Это гарантирует исполнение покупателем обязанности по оплате товара, то есть в данном случае имеет место залог в силу закона. В такой ситуации залогодателем является покупатель товара, а залогодержателем -- продавец. В то же время согласно действующему законодательству залогодателем может быть только собственник товара или лицо, обладающее товаром на праве хозяйственного ведения. Следовательно, право собственности на товар должно перейти от продавца к покупателю в момент передачи товара, а уже переданный товар может находиться в залоге у продавца до момента его оплаты.
1) Вексельный способ
2) Открытый счет
3) Скидка покупателю при условии оплаты в определенный срок
4)Сезонный кредит
5) Консигнация
При использовании вексельного способа задолженность за поставленные товары (работы, услуги) оформляется и подтверждается векселем, выданным покупателем продавцу в соответствии с условиями договора. В этом случае в предмете договора должна быть прямо предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар (работы, услуги) путем передачи своего векселя. Если покупатель должен передать свой вексель, у продавца с момента передачи векселя возникает право требовать от покупателя определенную денежную сумму за переданный покупателю товар (работы, услуги).
При расчетах по открытому счету организация-покупатель может осуществлять периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Механизм расчетов по открытому счету заключается в том, что по заказу покупателя товар немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.
При использовании способа предоставления скидок покупателю скидку со стоимости товара получают покупатели при условии оплаты товара в определенный срок. Размер скидки организация-кредитор определяет самостоятельно. В международной практике скидка со стоимости товара в аналогичных ситуациях составляет от 1 до 3%.
Сезонный кредит применяется организациями-покупателями с целью создания необходимых запасов продукции перед периодом проведения сезонных распродаж и позволяет отсрочить платежи производителю до конца распродажи. Преимущество данного способа заключается в том, что организации-производители могут выпускать продукцию без осуществления дополнительных затрат на ее складирование и хранение.
Консигнация применяется, как правило, при реализации новых товаров, спрос на которые трудно спрогнозировать. Суть консигнации состоит в том, что розничная торговля может получать товарно-материальные ценности без обязательства по их оплате. Это означает, что платеж производителю товара осуществляется только при условии реализации данного товара. В противном случае товар возвращается организации-производителю.