Страхование автотранспорта каско

Объектами страхования являются любые самоходные транспортные сред­ства, подлежащие государственной регистрации: все виды легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклы, мотороллеры и др. При страховании на ус­ловиях каско объектом служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть распространена и на дополнитель­ное оборудование, например, на противоугонные средства. Отечественные стра­ховщики в дополнение к таким полисам предлагают страхование багажа, а также жизни и здоровья пассажиров от несчастного случая.

Страхование автотранспортных средств - добровольная форма страхова­ния. В качестве страхователей могут выступать юридические и физические ли­ца. При этом обязательно наличие документально подтвержденных прав на транспортное средство. Индивидуальные страхователи должны быть совершен­нолетними, но мототранспортные средства могут быть застрахованы лицами, ко­торым исполнилось 16 лет. Организации страхуют транспортные средства, на­ходящиеся у них на балансе, арендуемые или приобретенные по лизингу.

Различают два варианта страхового покрытия: полное и частичное каско. Частичное каско включает риски: повреждения, уничтожения объекта или его частей в результате дорожно-транспортных происшествий (столкновение, опро­кидывание, падение), взрыва, пожара, стихийного бедствия (буря, град, молния, наводнение), выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, столкновения с четвероногими дикими животными, кражи и повреждений от злонамеренных действий третьих лиц. Полное каско включает все опасности, относящиеся к частичному каско, и угон. Условиями для заклю­чения договора полного каско являются наличие гаража или содержание авто­мобиля на охраняемой стоянке и установка противоугонной защиты. Дополни­тельное страховое покрытие предлагается для страхования оборудования авто­мобиля, не входящего в комплектацию завода-изготовителя, и багажа

Страховая стоимость новых импортных автомобилей оценивается по ка­талогам. Неновые импортные автомобили часто оцениваются по рыночным ценам с учетом износа. Отечественные автомобили оцениваются по соглаше­нию, исходя из рыночной цены и фактического состояния машины. При этом учитываются марка автомобиля, модель, год выпуска, величина пробега.

При расчете страхового тарифа и премии принимаются во внимание сле-дующие факторы: марка и модель машины, условия хранения, наличие и тип защитного устройства, регион страхования, квалификация и стаж водителя, цели использования транспортного средства (личные поездки, служебный автомо­биль,перевозки грузов и т.д.). Обычно используется франшиза, т.е. собствен­ное участие страхователя в ущербе. Льготы к тарифу предоставляются за введе­ние франшизы и в форме скидок за безаварийную езду.




Страхование грузов

Объектами страхования грузоперевозок (карго-страхования) являются имущественные интересы страхователя, связанные с возможными ущербами в ходе транспортировки груза. Страховое покрытие распространяется на:

■ стоимость груза по документам, транспортные расходы (фрахт), ожи-даемую прибыль от реализации груза (до 20% от стоимости груза);

• расходы страхователя по предотвращению и уменьшению ущерба;

■ затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее передвижение груза после страхового случая;

• убытки, взносы и жертвы по общей аварии.

Общая авария - страховой случай, который характеризуется общей опас­ностью для транспортного средства и груза. В результате для спасения транс­портного средства и людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью. Экономические последствия общей аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена между владельцами груза, транс­портногосредства, перевозчиком, а следовательно, между их страховщиками пропорционально их доли в общей страховой стоимости.

Частная авария - страдают имущественные интересы только одного из участников транспортного процесса, и ущерб возмещается только его страховщиком.

Страхование распространяется только на те риски, которые можно из­мерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров воз-можного ущерба и вероятности наступления страхового случая. Риск, который несет страховщик при страховании транспортируемых грузов, чрезвычайно разнообразен.

Риск зависит от вида транспорта и от показателей, характеризующих с технической стороны транспортное средство: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных ус­ловий, в которых оно эксплуатируется, времени года и т.д.

Для определения степени риска страховщику необходимо иметь данные, характеризующие груз:

• вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера, сведения о внешнем виде, состояние;

• особые свойства и естественные качества: легковоспламеняющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;

• перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера и даты коносаментов;

• размещение в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насы­пью, наливом, крепление и сепарация груза;

• маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

• право на регресс (суброгацию) и др.

Ответственность страховщика перед страхователем ограничивается стра-ховой суммой, определенной в договоре страхования. При страховании имуще­ства, если договором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна пре-вышать его действительную стоимость, каковой является стоимость имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в счете поставщика, с включением расходов по перевозке, если не обусловлено иное.

В случаях, когда груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, все объекты считаются застрахованными в том же процентe от их стоимости. При наступлении страхового случая страховщик обязан: воз-местить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмe-щения, но не выше страховой стоимости.

Если имущество застраховано лишь в части страховой стоимости, стра-хователь вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у дру­гого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма не превышала стра-ховую стоимость.

В основе расчета тарифов при страховании грузов лежит «Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования» от 8 июля 1993 г. № 02-03-36. Основное значение при этом имеют следующие показатели: вид транспорта, род груза, протяженность пути.

Условия заключения договора страхования грузов аналогичны существенным условиям в любом другом виде имущественного страхования.

При заключении договора страхования страховщику предоставлено пра­во на оценку страхового риска. Страхователь предоставляет представителю страховщика (эксперту, аварийному комиссару, сюрвейеру) возможность озна­комиться с состоянием груза в период отправки, а также предоставляет необхо­димые документы, подтверждающие его право на груз и характеризующие усло-вия транспортировки, в особенности риски, покрываемые страховой защитой.

Особенностью заключения договора страхования грузов является со­ставление генерального полиса. В ст. 941 ГК РФ указано: тематическое страхо­вание разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования — ге­нерального полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущест­ва, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обу-словленные таким полисом сведения в установленный срок, а если он не преду-смотрен, то немедленно по их получении. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала. По требова-нию страхователя страховщик обязан выдать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса».

В одном страховом полисе о страховании грузов могут быть объединены ра зличные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия, фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой грузов и его хранением.

Страхование может быть осуществлено на основании следующих условий: 1.«С ответственностью за все иски». Согласно этому условию возмеща­ются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:

• от повреждения или полной гибели всего или части груза, проис­шедшего по любой причине, кроме случаев, исключающих ответствен­ность страховщика;

• убытки, расходы и взносы по общей аварии;

• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

2. «С ответственностью за частную аварию». При этом возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:

• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, или от удара их о не­подвижные или подвижные предметы, посадки судна на мель, провала мос­тов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;

• вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;

• убытки, расходы и взносы по общей аварии;

• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» В данном случае возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасно­стей при перевозке:

• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других с ги-хийных бедствий, крушения или столкновение судов, или от удара их о непод­вижные или подвижные предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также веледст-вие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

• от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;

• вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;

• убытки от поврежденного груза вследствие крушения или столкновения судов, или удара их о неподвижные или подвижные предметы;

• посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне;

• убытки, расходы и взносы по общей аварии;

• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

По соглашению страхователя со страховщиком выбираются конкретные условия страхового покрытия из трех перечисленных выше в зависимости от вида застрахованных грузов и транспортировки.

При заключении договора страхования грузов из страховой защиты могут быть исключены определенные риски. Не подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:

• всякого рода военных действий или военных мероприятий и их по­следствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами и дру­гими орудиями войны, пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, террористических актов, конфискаций, реквизиций, ареста или уничтожения грузов по требо­ванию военных или гражданских властей;

• прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атом­ной энергии и расщепляемых материалов.


Наши рекомендации