Страхование автотранспорта каско
Объектами страхования являются любые самоходные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации: все виды легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклы, мотороллеры и др. При страховании на условиях каско объектом служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудование, например, на противоугонные средства. Отечественные страховщики в дополнение к таким полисам предлагают страхование багажа, а также жизни и здоровья пассажиров от несчастного случая.
Страхование автотранспортных средств - добровольная форма страхования. В качестве страхователей могут выступать юридические и физические лица. При этом обязательно наличие документально подтвержденных прав на транспортное средство. Индивидуальные страхователи должны быть совершеннолетними, но мототранспортные средства могут быть застрахованы лицами, которым исполнилось 16 лет. Организации страхуют транспортные средства, находящиеся у них на балансе, арендуемые или приобретенные по лизингу.
Различают два варианта страхового покрытия: полное и частичное каско. Частичное каско включает риски: повреждения, уничтожения объекта или его частей в результате дорожно-транспортных происшествий (столкновение, опрокидывание, падение), взрыва, пожара, стихийного бедствия (буря, град, молния, наводнение), выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, столкновения с четвероногими дикими животными, кражи и повреждений от злонамеренных действий третьих лиц. Полное каско включает все опасности, относящиеся к частичному каско, и угон. Условиями для заключения договора полного каско являются наличие гаража или содержание автомобиля на охраняемой стоянке и установка противоугонной защиты. Дополнительное страховое покрытие предлагается для страхования оборудования автомобиля, не входящего в комплектацию завода-изготовителя, и багажа
Страховая стоимость новых импортных автомобилей оценивается по каталогам. Неновые импортные автомобили часто оцениваются по рыночным ценам с учетом износа. Отечественные автомобили оцениваются по соглашению, исходя из рыночной цены и фактического состояния машины. При этом учитываются марка автомобиля, модель, год выпуска, величина пробега.
При расчете страхового тарифа и премии принимаются во внимание сле-дующие факторы: марка и модель машины, условия хранения, наличие и тип защитного устройства, регион страхования, квалификация и стаж водителя, цели использования транспортного средства (личные поездки, служебный автомобиль,перевозки грузов и т.д.). Обычно используется франшиза, т.е. собственное участие страхователя в ущербе. Льготы к тарифу предоставляются за введение франшизы и в форме скидок за безаварийную езду.
Страхование грузов
Объектами страхования грузоперевозок (карго-страхования) являются имущественные интересы страхователя, связанные с возможными ущербами в ходе транспортировки груза. Страховое покрытие распространяется на:
■ стоимость груза по документам, транспортные расходы (фрахт), ожи-даемую прибыль от реализации груза (до 20% от стоимости груза);
• расходы страхователя по предотвращению и уменьшению ущерба;
■ затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее передвижение груза после страхового случая;
• убытки, взносы и жертвы по общей аварии.
Общая авария - страховой случай, который характеризуется общей опасностью для транспортного средства и груза. В результате для спасения транспортного средства и людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью. Экономические последствия общей аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена между владельцами груза, транспортногосредства, перевозчиком, а следовательно, между их страховщиками пропорционально их доли в общей страховой стоимости.
Частная авария - страдают имущественные интересы только одного из участников транспортного процесса, и ущерб возмещается только его страховщиком.
Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров воз-можного ущерба и вероятности наступления страхового случая. Риск, который несет страховщик при страховании транспортируемых грузов, чрезвычайно разнообразен.
Риск зависит от вида транспорта и от показателей, характеризующих с технической стороны транспортное средство: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий, в которых оно эксплуатируется, времени года и т.д.
Для определения степени риска страховщику необходимо иметь данные, характеризующие груз:
• вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера, сведения о внешнем виде, состояние;
• особые свойства и естественные качества: легковоспламеняющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;
• перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера и даты коносаментов;
• размещение в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;
• маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
• право на регресс (суброгацию) и др.
Ответственность страховщика перед страхователем ограничивается стра-ховой суммой, определенной в договоре страхования. При страховании имущества, если договором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна пре-вышать его действительную стоимость, каковой является стоимость имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в счете поставщика, с включением расходов по перевозке, если не обусловлено иное.
В случаях, когда груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, все объекты считаются застрахованными в том же процентe от их стоимости. При наступлении страхового случая страховщик обязан: воз-местить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмe-щения, но не выше страховой стоимости.
Если имущество застраховано лишь в части страховой стоимости, стра-хователь вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма не превышала стра-ховую стоимость.
В основе расчета тарифов при страховании грузов лежит «Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования» от 8 июля 1993 г. № 02-03-36. Основное значение при этом имеют следующие показатели: вид транспорта, род груза, протяженность пути.
Условия заключения договора страхования грузов аналогичны существенным условиям в любом другом виде имущественного страхования.
При заключении договора страхования страховщику предоставлено право на оценку страхового риска. Страхователь предоставляет представителю страховщика (эксперту, аварийному комиссару, сюрвейеру) возможность ознакомиться с состоянием груза в период отправки, а также предоставляет необходимые документы, подтверждающие его право на груз и характеризующие усло-вия транспортировки, в особенности риски, покрываемые страховой защитой.
Особенностью заключения договора страхования грузов является составление генерального полиса. В ст. 941 ГК РФ указано: тематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования — генерального полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обу-словленные таким полисом сведения в установленный срок, а если он не преду-смотрен, то немедленно по их получении. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала. По требова-нию страхователя страховщик обязан выдать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса».
В одном страховом полисе о страховании грузов могут быть объединены ра зличные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия, фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой грузов и его хранением.
Страхование может быть осуществлено на основании следующих условий: 1.«С ответственностью за все иски». Согласно этому условию возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:
• от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшего по любой причине, кроме случаев, исключающих ответственность страховщика;
• убытки, расходы и взносы по общей аварии;
• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
2. «С ответственностью за частную аварию». При этом возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:
• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, или от удара их о неподвижные или подвижные предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;
• вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;
• убытки, расходы и взносы по общей аварии;
• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» В данном случае возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей при перевозке:
• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других с ги-хийных бедствий, крушения или столкновение судов, или от удара их о неподвижные или подвижные предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также веледст-вие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
• от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;
• вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;
• убытки от поврежденного груза вследствие крушения или столкновения судов, или удара их о неподвижные или подвижные предметы;
• посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне;
• убытки, расходы и взносы по общей аварии;
• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
По соглашению страхователя со страховщиком выбираются конкретные условия страхового покрытия из трех перечисленных выше в зависимости от вида застрахованных грузов и транспортировки.
При заключении договора страхования грузов из страховой защиты могут быть исключены определенные риски. Не подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:
• всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, террористических актов, конфискаций, реквизиций, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
• прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и расщепляемых материалов.