Понятия страховая медицина и медицинское страхование
Страховая медицина - финансирование научных исследований, подготовка медицинских кадров, затраты на развитие материально-технической базы лечебных учреждений, предоставление медицинской помощи населению.
Медицинское страхование –элемент страховой медицины (созданный мировой практикой механизм формирования и использования специальных фондов).
Сегодня финансирование здравоохранения составляет 40-50% от требуемого уровня.
Ситуация на Украине требует срочного введения неотложных мер в сфере охраны здоровья. Необходима срочная система мер по введению ОМС, которая обеспечила бы право каждого гражданина на получение качественной медицинской помощи.
Проекты закона об ОМС разрабатываются уже на протяжении 10 лет. Сейчас насчитывается более 10 законопроектов. Главной идеей всех законопроектов является модель сознания фонда ОМС.
Практически все законопроекты предполагают многоуровневую систему медицинского страхования.
Первый уровень - минимальный пакет медицинских услуг всем гражданам Украины (финансируется из бюджета).
Второй уровень - финансирование за счет ОМС.
Третий, более высокий уровень - за счет средств добровольного страхования.
Системы страхования в Европе значительно отличаются одна от другой. Но,как базовую, все страны используют ОМС, дополняя ДМС.
Для Украины наибольший интерес может представлять модель Германии. Так, в Германии, каждый работающий гражданин платит взнос, пропорционально заработку, в специальный фонд, на личный счёт (адресность -финансирование не в целом медицинских учреждений, а конкретных граждан).
В Германии фонды ОМС это частные некоммерческие организации, или как их еще называют «публичные корпорации». Деятельность корпораций (их > 1100) строго регулируется государством. Из 82 млн. жителей Германии 90% пользуются медицинскими услугами государственного сектора. И только 10% имеют полисы дополнительного покрытия (предлагается выбор между ОМС и ДМС, которые уравнены в правах).
Говорить о развитии ДМС, в широком масштабе, на Украине на данный момент просто невозможно.
1.Появились СК с предложениями страховых продуктов медицинского страхования. Они работают в основномс коллективными договорами.(Руководство больших предприятий понимает, что для удержания квалифицированного специалиста нужна не только хорошая зарплата, но и гарантированный социальный пакет, неотъемлемой частью которого является полис медицинского страхования).
В развитых странах личное страхование - самый распространенный вид страхования. Им охвачено практически все население.
2. 5 лет назад клиентами СК были иностранные предприятия (или СП). Сейчас тенденция изменилась. Не менее 50% всех заявок на медицинское страхование поступает от отечественных компаний (машиностроительные, металлургические, производство продуктов питания, фармацевтические, финансовые учреждения, телекоммуникационные, консалтинговые, аудиторские, строительные, горно-обогатительные, торговые и т.д.).
2. Страхование автотранспортных средств
Наземный автомобильный транспорт – самый удобный и доступный вид транспорта, но и самый опасный. Он несет риск жизни и здоровью людей, окружающей среде и сам становится объектом повреждения. Поэтому страхование наземного транспорта пользуется наибольшим спросом.
РИСКИ:
1. Риск уничтожения или повреждения транспортного средства является ДТП.
Статистика
1. Ежегодно случается около 40 000 ДТП с человеческими жертвами, в которых погибает до 5000 и травмируется до 40000 человек.
2. 30% всех ДТП приходится на областные центры.
3. Наибольшая аварийность наблюдается в октябре.
4. Автомобили ярких цветов меньше попадают в аварии.
5. Наименьшая аварийность у водителей со стажем до 1 года и свыше 10 лет. Наибольшая - от 6 до 10 лет (это должно учитываться при определении тарифа страхования).
Большая вероятность наступления ДТП компенсируется небольшой убыточностью (в среднем 2-5 тыс. грн.), поэтому средний тариф составляет 1,5- 3,5%.
2 риск - противоправные действия, грабеж и угон транспортных средств
При полном КАСКО страховании тариф от угона составляет больше половины в части страхового тарифа, а это 4-6%. Это объясняется почти 100% убыточностью страховой суммы. Т.е. в случае угона необходимо выплатить всю страховую сумму.
Угон легко сфальсифицировать, поэтому большинство страховщиков вообще не берут на страхование риск угона, кражи, а также ограбления транспортного средства, а если и принимают, то применяется большой размер франшизы.
Риск – стихийные бедствия
Большое значение имеет регион эксплуатации транспортного средства. Тариф от стихийных бедствий редко превышает 1%.
Виды автотранспортного страхования:
1. страхование КАСКО автотранспортных средств (стоимости транспортного средства); |
2. страхование гражданской ответственности собственников автотранспортных средств; |
3. страхование грузов КАРГО; |
4. страхование от несчастных случаев на транспорте. |