Социально-экономическое значение статистического изучения здравоохранения
Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения являетсясостояние его здоровья.
Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующих общий уровень услуг здравоохранения и их доступность, уровень и причины заболеваемости, состояние среды обитания.
Рассмотрим основные показатели, широко используемые в статистике здравоохранения.
Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой и неотложной медицинской помощи, санатории для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные станции и т.п.
Уровень медицинской помощи и доступность ее для населения в значительной мере зависят непосредственно от деятельности учреждений здравоохранения. Как и другие отрасли социальной сферы, система здравоохранения в настоящее время находится в процессе реформирования, которое предусматривает: повсеместное введение обязательного медицинского страхования, гарантирующего населению получение базового объема медицинской помощи и услуг, повышение качества медицинского обслуживания и предоставление гражданам реальной возможности выбора медицинского учреждения и лечащего врача; развитие сети научно-диагностических центров и стационаров интенсивного лечения; разгосударствление учреждений здравоохранения, расширение масштабов лечебно-профилактических мер, усиление деятельности санитарной помощи по контролю качества продуктов питания и др.
С 1993 г. в России осуществляется переход от всеобщего бесплатного медицинского обслуживания населения к оказанию медицинских услуг на основе развития обязательного и добровольного медицинского страхования. В настоящее время на территории России функционируют федеральный и около 90 региональных фондов обязательного медицинского страхования, более тысячи их филиалов. Страховые взносы, перечисляемые предприятиями, учреждениями и организациями, дополняют бюджетные ассигнования на здравоохранение. Пока этих средств недостаточно для поддержания необходимого уровня медицинского обслуживания населения. На качестве медицинского обслуживания сказывается и обеспечение населения лекарственными препаратами, которое за последнее время заметно ухудшилось из-за увеличения их стоимости.
Задачи статистического наблюдения в здравоохранении заключаются в описании происходящих в этой отрасли процессов, статистическом анализе влияния реформирования на уровень медицинской помощи и состояние здоровья населения.
Исходной базой статистического наблюдения является отчетность лечебно-профилактических учреждений системы министерства здравоохранения, других ведомств, а также негосударственных медицинских учреждений. В отчетности представлен широкий круг показателей, наиболее важные из них включаются в сводные итоги.
Незавершенность реформирования здравоохранения, проблемы его финансирования и другие факторы, оказывающие непосредственное влияние на эту отрасль социальной сферы, осложняют совершенствование информационной базы.
В настоящее время интегрального показателя состояния здоровья населения не существует. Состояние здоровья оценивается в основном по распространению отдельных видов заболеваний, которые характеризуютсячислом больных (случаев) с впервые установленным диагнозом по видам заболеваний в отчетном году ичислом больных по отдельным заболеваниям, состоящих на учете в лечебно-профилактическом учреждении.
Для статистической разработки данных о заболеваемости населения применяется Международная классификация болезней Всемирной организации здравоохранения Х пересмотра, обеспечивающая сопоставимость данных при межстрановых сравнениях. Число больных (случаев) распределяется по следующим основным группам болезней:
§ инфекционные и паразитарные заболевания;
§ новообразования;
§ болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета;
§ болезней нервной системы и органов чувств;
§ болезни системы кровообращения;
§ психические расстройства;
§ болезни органов дыхания;
§ болезни органов пищеварения;
§ болезни мочеполовой системы;
§ врожденные аномалии (пороки развития);
§ несчастные случаи, отравления и травмы.
Данные статистической отчетности служат основой для анализа уровня и структуры заболеваемости по основным группам болезней, их динамики, что позволяет делать выводы о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения, например опасности инфекционных заболеваний (туберкулеза, вирусного гепатита, кори, дифтерии др.); изменении состояния здоровья вследствие загрязнения окружающей среды и т.д. При этом особое внимание обращается на динамику численности больных туберкулезом, уровень заболеваемости которым является индикатором социального благополучия страны. В 1998 г. число больных активным туберкулезом в России возросло на 6% и достигло 100 тыс. человек. В отчетности достаточно широко представлены сведения по вопросам охраны материнства и детства.
Дополнительной информацией о состоянии здоровья населения могут служить данныео временной нетрудоспособности работников, которая измеряется числом дней нетрудоспособности, подтвержденной больничными листками нетрудоспособности или другими документами.
Уровень медицинской помощи, оказываемой населению, оценивается и по возможностям сети лечебно-профилактических учреждений и их медицинскому персоналу. Медицинские учреждения сообщают статистическим органам системы Минздрава и государственной статистики информацию по следующему кругу показателей:
§ число поликлиник, входящих в состав больничных учреждений, включая детские поликлиники и женские консультации;
§ число детских отделений (кабинетов);
§ число женских консультаций и акушерско-гинекологических отделений (кабинетов);
§ мощности (число посещений в смену) врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (самостоятельных и входящих в состав больниц);
§ число врачебных больничных коек и их специализация (терапевтические, хирургические, онкологические, гинекологические, туберкулезные и т.д.);
§ число больничных коек для детей;
§ число фельдшерско-акушерских пунктов;
§ численность врачей всех специальностей (без зубных);
§ численность среднего медицинского персонала, в том числе зубных врачей.
Кроме показателей статистической отчетности (в основном сети учреждений здравоохранения) в зарубежной и отечественной практике используются выборочные тематические обследования здоровья населения, доступности медицинских услуг и оценки их качества населением. При этом наилучшие результаты достигаются в том случае, если наряду с опросом населения одновременно обследуется состояние медицинского обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях, куда обращалось обследуемое население.
Для характеристики состояния медицинского обслуживания используются следующие показатели:
§ мощность лечебно-профилактического учреждения (число посещений поликлиник в смену, число коек в стационаре);
§ характеристика состояния зданий, в которых располагаются обследуемые учреждения, и уровень их благоустройства;
§ площадь, приходящаяся на одну койку; максимальное число больных в палате и др.;
§ уровень обеспеченности и учреждение медицинской техникой, срок ее службы и удовлетворенность потребностей населения в проведении централизованных обследований (ультразвуковой диагностики, эндоскопических исследований, лабораторных анализов);
§ обеспеченность функциональной мебелью и транспортными средствами.
Одновременно собираются сведения по кругу показателей, позволяющих произвести оценку уровня медицинской помощи, оказываемой обследуемым лечебным учреждением населению. В числе этих показателей:
§ численность врачей, среднего и младшего медицинского персонала (состоящих в штате и работающих на условиях совместительства);
§ уровень подготовки и повышение квалификации медицинского персонала, обеспеченность потребностей населения специализированной врачебной помощью;
§ данные об исходе лечения больных, выбывших из обследуемого стационарного отделения;
§ длительность предоперационного и послеоперационного периода;
§ средняя стоимость содержания одной койки;
§ обеспеченность потребностей населения в специализированной врачебной помощи;
§ оценка качества оказываемой населению медицинской помощи главным врачом и основных факторов возможного его улучшения.
Для изучения деятельности лечебно-профилактического учреждения по приведенным выше показателям проводится анкетирование населения, обращающегося за медицинской помощью в обследуемое медицинское учреждение.
Анкета содержит краткую демографическую характеристику обследуемого лица, вопросы о состоянии его здоровья, затратах времени на дорогу в лечебно-профилактическое учреждение, времени ожидания врачебной помощи, госпитализации; степени удовлетворенности полученной медицинской помощью; стоимости платных услуг; обеспеченности лекарствами, рекомендованными лечащим врачом.
Анкета также содержит вопросы о том, как оценивает состояние своего здоровья опрашиваемый после проведенного лечения и чем он неудовлетворен в деятельности лечебного учреждения.
Несколько иной подход к изучению здоровья населения имеет место в мониторинговых обследованиях уровня жизни и здоровья населения, которые проводит в последние годы Мировой банк на территории России и других стран СНГ. В ходе обследования фиксируются число случаев заболеваний за последние 4 недели, число дней болезни и нетрудоспособности, характер используемых медицинских услуг и их стоимость, антропометрические данные обследуемого лица.
Значимость полученных от населения сведений о состоянии здоровья повышается в связи с тем, что они могут быть проанализированы в сочетании с важнейшими показателями материальных условий жизни обследуемых лиц, именно во взаимосвязи с доходами, видом занятий, составом домохозяйства, наличием и возрастом детей, уровнем и структурой потребления продуктов питания. Сведения по перечисленным показателям собираются одновременно с информацией населения о здоровье.
На состояние здоровья занятого населения оказывают влияниеусловия труда на производстве. Статистическое наблюдение в этой области осуществляется в виде годовой отчетности предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи (независимо от формы собственности) по системе показателей, характеризующих условия труда, льготы и компенсации за работы в неблагоприятных условиях (форма № 1-т — «Условия труда»). Данные очисле пострадавших при несчастных случаях на производстве содержатся в форме № 7 — «Сведения о травматизме на производстве». Эти сведения основываются на регистрации несчастных случаев на производстве, оформленных соответствующим актом (по форме № Н-1 или № Н-2).
Изобщего числа пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и болееи со смертельным исходом выделяются женщины, подростки до 18 лет; лица, находившиеся во время происшествия в состоянии алкогольного опьянения. В такой же группировке приводятся показатели о числе пострадавших со смертельным исходом.
Для оценки экономического ущерба, связанного с травматизмом на производстве, используются содержащиеся в отчетности показатели об общем числе человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности в отчетном году,числе переведенных с основной работы на другую в связи с частичной утратой трудоспособности, материальных последствиях несчастных случаев (выплат по листкам нетрудоспособности, доплат в связи с переводом на другую работу, стоимости испорченного оборудования, инструмента, разрушенных зданий, сооружений).
При анализе производственного травматизма определяются: общая численность пострадавших от происшествия на производстве и ее динамика по годам; распределение пострадавших по тяжести (с временной или постоянной потерей трудоспособности, со смертельным исходом); отрасли с наивысшим уровнем травматизма;исчисляются коэффициент частоты и коэффициент тяжести производственного травматизма.
Коэффициент частоты производственного травматизма рассчитывается путем деления общего числа пострадавших на среднесписочную численность работников в отчетном году.Коэффициент тяжести производственного травматизма — это отношение общего числа человеко-дней нетрудоспособности, наступившей в связи с несчастными случаями, к численности пострадавших от травматизма лиц в отчетном периоде.
Статистика отдыха и туризма
В общей системе мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья населения значительное место занимают такие формы отдыха, как занятия физкультурой и спортом, туристские путешествия.
Сбор и обработка статистических данных пофизической культуре и спорту осуществляются соответствующими отраслевыми государственными органами, на которые возложена реализация государственной политики и координация деятельности физкультурных и спортивных организаций.
Отраслевая отчетность предусматривает получение данных о сети спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортивных залах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и т.д.), их единовременной пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, в том числе для детей, школьников и женщин; числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе этих учреждений.
Эти сведения характеризуют состояние и развитие материально-технической базы физкультуры и спорта в стране, ее использование, охват населения и его отдельных групп организованными видами физкультурно-спортивных мероприятий, обеспеченность кадрами и состояние финансирования отрасли.
Одной из наиболее распространенных форм отдыха населения являетсятуризм, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерения туристских ресурсов и туристских потоков в местах назначения и на маршруте, объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворения потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестиций и т.д.
В настоящее время не все из перечисленных проблем обеспечны соответствующей информационной базой на федеральном уровне. Методы статистических наблюдений в этой сфере совершенствуются по мере развития и совершенствования законодательной и нормативной базы рынка туристских услуг.
В соответствии с международными стандартами различаются следующие три основных вида туризма:
§ внутренний — путешествия жителей по собственной стране;
§ въездной — путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
§ выездной — путешествия жителей какой-либо страны в другие страны.
Эти три основные виды туризма, по-разному сочетаясь, составляют следующие категории:
§ туризм в пределах страны — включает внутренний и въездной туризм;
§ национальный туризм — охватывает внутренний и выездной туризм;
§ международный туризм — состоит из въездного и выездного туризма.
Подтуристскими ресурсами понимается совокупность природных, оздоровительных, исторических, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворить различные запросы и потребности туристов.
Ктуристам относятся граждане любого государства, временно прибывшие в страну, определенную местность или конкретный населенный пункт в пределах страны на срок от одних суток (т.е. осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте — на туристской базе, в гостинице и т.д.) до шести месяцев ради отдыха, путешествия с деловыми целями, не занимающиеся оплачиваемой деятельностью в месте пребывания.
Поездки туриста по определенному маршруту в конкретные сроки с предоставлением комплекса услуг (жилья, медицинского и культурного обслуживания) называетсятуром. Индивидуальным или групповым документом, являющимся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающим их оплату, является туристская путевка (ваучер). Поставщик туристских услуг — это туристская организация, т.е. юридическое лицо независимо от формы собственности, занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законной форме.
В 1995 г. Государственным комитетом по физической культуре и туризму была разработана форма единой туристской путевки (ваучера) для внутренних и международных поездок. В этом документе отражаются все составляющие программы тура: вид транспорта, категория гостиницы, предоставляемые услуги по питанию, виду и количеству экскурсий и т.д.
При статистическом изучении туризма как отрасли социальной сферы предметом наблюдения становится прежде всего внутренний туризм — путешествия жителей по собственной стране. Непосредственно единицами наблюдения являются как туристские организации, так и потребители их услуг — отдельные лица или домашние хозяйства.
На территории России сбор и обработка сведений о туристских (туристско-экскурсионных) учреждениях, туристских комплексах, гостиницах, базах, кемпингах, пансионатах осуществляются органами статистики на основе статистических отчетов (форма № 1-ТЭ — «Отчет по организации туризма и экскурсий за ... год»), представляемых круглогодичными и сезонными туристско-экскурсионными учреждениями всех форм собственности (при наличии лицензии). Устанавливается количество туристских организаций и мест для отдыха, численность обслуженных туристов и экскурсантов, в том числе по видам маршрутов (автобусные, теплоходные и т.п.).
Более широкие сведения о состоянии материальной базы туристских организаций, фактическом использовании сети, финансовой деятельности, видах предоставляемых услуг могут быть получены на основе специальных единовременных выборочных обследований. При этом в программу единовременного обследования наряду с показателями отчетности о числе мест коечного фонда и его использовании (числе предоставленных койко-суток) и численности обслуженных туристов включаются данные о числе спальных комнат и мест в них, благоустройстве мест проживания (наличие водопровода, горячего водоснабжения, душевых (ванн), канализации, отопления, телефонной связи и др.); о видах отдыха и развлечений, в том числе предоставляемых за отдельную плату; а также финансовые показатели деятельности туристского учреждения — стоимость одного койко-дня (туро-дня), доходы и их источники, расходы и их состав, количество выплат компенсаций туристам за нарушение условий договора.
Анализ приведенных данных позволяет охарактеризовать туристские ресурсы, которыми располагают обследуемые объекты, их использование, уровень качества предоставляемых услуг, эффективность работы, соответствие предлагаемых туристских услуг спросу населения.
Для полноты характеристики рынка платных услуг одновременно с обследованием туристических организаций проводится социологический опрос туристов, который позволяет получить дополнительные данные об удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг, например, в части проживания, экскурсионного и транспортного обслуживания.
Выводы, сделанные на основе анализа статистических данных, используются как для непосредственного улучшения деятельности туристских организаций, так и для разработки мероприятий при формировании или совершенствовании государственной политики в области туризма.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные показатели, используемые в статистике здравоохранения.
2. На базе какой классификации осуществляется статистическая разработка данных о заболеваемости населения?
3. Источники сведений о состоянии здоровья населения.
4. Как рассчитываются коэффициенты частоты и тяжести производственного травматизма?
5. Что включает в себя статистика отдыха и туризма?
Глава 48. Статистика образования и культуры
48.1. Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры
Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В соответствии с используемыми в настоящее время в статистической практике классификациями отраслей экономики или видов экономической деятельности образование как отрасль социальной сферы охватывает учреждения дошкольного воспитания (ясли, ясли-сады и детские сады), детские дома, учреждения общего и профессионального образования независимо от форм собственности и подчиненности.
Деятельность учреждений системы образования направлена на реализацию основных принципов социальной политики государства в области распространения знаний, развития интересов, формирования жизненных позиций личности, а также в области подготовки квалифицированных кадров для нужд экономики.
Исходя из общих задач системы образования, формируется система статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, которая видоизменяется по мере изменения нормативно-правовой базы, обновления содержания учебного процесса, демографической ситуации и других факторов, оказывающих влияние на систему образования.
В последние годы, несмотря на трудности экономического характера, ведется активная подготовка новых нормативно-правовых документов. Цель этих документов в закреплении качественных изменений в политике образования, предусматривающих при сохранении принципа бесплатности государственного образования переход к личностно и социально ориентированному образованию по выбору, при котором обучающимся предлагается широкий выбор альтернативных учебных программ, курсов и учебников; многоступенчатость образования; расширение автономии учебных заведений; возможность получения образования в негосударственных учебных заведениях, начиная от дошкольного воспитания и кончая высшим образованием.
Новые направления в политике образования закреплены в Федеральных законах «Об образовании», принятом в 1992 г. и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г.
В настоящее время разработаны и приняты государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования, типовые положения об общеобразовательном учреждении и о среднем специальном учебном заведении, положение о порядке лицензирования образовательных учреждений и др.
Государственные образовательные стандарты устанавливают структуру системы соответствующего образования по уровням и ступеням, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и к перечню специальностей среднего и высшего профессионального образования, общие нормативы учебной нагрузки обучающихся и т.д.
Применение государственных стандартов обязательно для всех образовательных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, получивших в установленном порядке лицензию на право реализации соответствующих образовательных программ.
Новая нормативно-правовая база образования способствует появлению альтернативных учебных заведений. Так, в 1998/99 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 126 негосударственных гимназий и лицеев, 568 других общеобразовательных школ, 334 негосударственных высших учебных заведения.
Упомянутые выше изменения в системе образованияоказывают непосредственное влияние на систему показателей статистики.
48.2. Система показателей статистики образования
Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя — уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.
Основным источником сведений об образовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого показателя. Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999—2001 гг.
В программу переписи населения 1989 г. и выборочного социально-демографического обследования, которое проводилось в Российской Федерации в 1994 г., были включены вопросы о названии учебного заведения, числе оконченных классов (курсов), типе образовательного учреждения, в котором опрашиваемое лицо на момент переписи училось, сведения о посещении детьми младше 6 лет дошкольных учреждений. Предусматривалось также получение данных о лицах, не имеющих начального образования.
В результате обобщения итогов обследования были получены сведения о численности лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное образование; данные о лицах, не имеющих начального образования, а также о половозрастном составе лиц с соответствующим образованием. При этом программа разработки итогов сплошной и выборочной переписей содержит также большое число группировочных таблиц, в которых сведения об образовательном уровне приводятся в увязке с другими социально-демографическими показателями.
В период между переписями производятся текущие оценки уровня образования. За базу расчетов принимаются данные последней переписи о численности населения по соответствующим видам образования, используются данные годовых разработок об уровне образования умерших и мигрантов, отчетные данные о численности лиц, получивших общее среднее (полное и неполное), среднее специальное и высшее образование. В связи с возможными погрешностями расчетов широко применяются относительные показатели.
В числе других показателей статистики образования используются количественные и качественные характеристики развития системы и деятельности образовательных учреждений с учетом особенностей учебного процесса на каждой ступени.
Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Оно представляет собой сеть дошкольных учреждений различных форм собственности, основной деятельностью которых является всесторонняя подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей путем реализации психофизиологического и интеллектуального потенциала.
Дети с 3 до 6 (7) лет могут получать дошкольное образование в дошкольных учреждениях различных видов и форм собственности или в комплексах «детский сад — начальная школа» в зависимости от уровня развития ребенка и желания родителей.
Подготовка детей к школе обязательна с 5-летнего возраста и осуществляется в подготовительных группах детского сада илишколы,либо по желанию родителей в семье. В зависимости от условийтакиегруппы могут быть организованы и при начальных школах.
Исходя из обозначенных выше задач дошкольного образования, государственная статистическая отчетность предусматривает сбор сведений о числе дошкольных учреждений и количестве мест в них, численности посещающих их детей в половозрастном разрезе, в том числе обучающихся по программе первого класса общеобразовательной школы. Сообщаются также данные о режиме работы дошкольного учреждения, численности и возрастном составе детей, охваченных летними оздоровительными мероприятиями, числе случаев заболеваний с указанием их вида; сведения о численности, профессиональном составе и уровне образования персонала и национальном языке, на котором ведется работа в группах.
Отдельными разделами в формах статистического наблюдения представлены сведения о материально-технической базе, поступлении и использовании финансовых средств.
Если дошкольное учреждение имеет компенсирующий профиль (для детей с нарушением речи, слуха, зрения и т.д.) или комбинированный тип (общеразвивающего профиля, но с наличием компенсирующих групп), то собираемая информация дополняется соответствующими показателями, характеризующими компенсирующие группы по их профилю, числу мест, численности и возрастному составу детей.
Отчет представляется дошкольными учреждениями всех форм собственности (форма № 85-к) с годовой периодичностью.
Одновременно региональные подразделения по образованию — районные (городские) отделы (управления) — направляют с годовой периодичностью сведения о численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. Приведенный перечень показателей позволяет охарактеризовать развитие системы дошкольного образования, в том числе в городской и сельской местности и по формам собственности, охват детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями, заполняемость и сменность их работы, а также потребность в дополнительных местах, в том числе с компенсирующим профилем.
Данные о техническом состоянии зданий, площади помещений и уровне благоустройства, поступлении и использовании финансовых средств дополняют общую картину положения дел в дошкольном образовании.
Статистикаобщего образования охватывает все типы школ (начальные, основные, средние (полные), гимназии, лицеи, школы-детские сады, школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития и т.д.) с дневной формой обучения.
С годовой периодичностью собирается информация о числе школ, в том числе в городской и сельской местности, по формам обучения и формам собственности, числе классов, численности и половозрастном составе учащихся в начальных (I ступень), в основных (I—II ступени) и средних (полных) (I—III ступени) школах, числе школ с продленным днем или с группами продленного дня, сменности занятий и численности учащихся, занимающихся во второй и третьей сменах, языках обучения и других языках, изучаемых как самостоятельный предмет, численности учащихся, окончивших школу и получивших и не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Отчетность содержит сведения об углубленном изучении различных предметов, профиле, числе классов (групп) и численности в них учащихся.
При характеристике начального, обучения наряду со сведениями о численности учащихся в 1—3 (4) классах в статистической отчетности содержатся также данные о числе подготовительных классов и классов-комплектов, в том числе организованных в дошкольных учреждениях.
Имеется информация о списочном составе учащихся, в том числе обучающихся второй год, и численности девочек, начиная с подготовительного класса и кончая выпускными.
Характеристика контингента обучающихся содержит также такие показатели, как численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в школе-интернате; численность умственно отсталых детей и детей с недостатками физического развития, детей-инвалидов, численность детей, занимающихся в компенсирующих классах.
Указывается количество учащихся, выбывших из школы в течение учебного года и причины их выбытия.
Дается характеристика кадрового состава преподавательского персонала (численность, уровень подготовки и т.д.).
С периодичностью один раз в пять лет собирается информация о кружковой работе учащихся и один раз в два года — о школьных помещениях и технических средствах обучения.
Характеристики социально-бытовых условий обучения содержат сведения об уровне благоустройства зданий школ, наличии столовой или буфета с горячим питанием, числе посадочных мест, наличии и площади физкультурного зала, плавательного бассейна и т.д.
При обучении детей-инвалидов в школах и школах-интернатах общего типа сообщается их численность, а также численность детей, обучающихся индивидуально на дому по специальным программам, и численность детей, обучающихся в форме семейного образования.
Приведенный перечень показателей распространяется на школы всех типов дневного обучения (формы № ОШ-1, № 76-рик, № 83-рик).
Сведения о вечерней (сменной) общеобразовательной школе собираются по значительно более узкому кругу показателей: число школ и классов, численность учащихся очной и заочной форм обучения, в том числе окончивших данный класс и численность получивших аттестат зрелости, режиме занятий, языке обучения, наличии консультативных пунктов, данные о контингенте выбывших учащихся и причинах выбытия (формы № ОШ-5 и № СВ-1).
Еще по более узкому перечню собираются сведения по негосударственным общеобразовательным школам (форма № ОШ-1 (НОУ)).
На основе имеющейся информационной базы могут быть получены количественные качественные характеристики развития сети общеобразовательных школ по всем контингентам учащихся, охвата обучением детей соответствующего возраста, обеспеченности и доступности школьного образования в различных регионах страны и для отдельных групп населения; выявлены причины прекращения обучения отдельными группами детей, масштабы и предпочтительный профиль углубленного изучения различных предметов, состояние материально-технической базы школьного обучения и социально-бытовые условия в образовательных учреждениях.
В число основных задачсреднего и высшего профессионального образования наряду с удовлетворением потребности личности в получении такого вида образования входит подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики.
Продолжительный срок профессионального обучения (12—16 лет) и необходимость последующей адаптации молодых специалистов к условиям производства предопределяют необходимость опережающего учета потребностей экономики при подготовке специалистов средней и высшей квалификации. Государственная политика в области среднего и высшего профессионального образования определена Законами об образовании (1992 г.) и о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996 г.).
Среднее специальное образование дают средние специальные учебные заведения: техникумы, колледжи, училища.
В 1995 г. Правительством Российской Федерации был утвержден государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, который установил структуру и документы государственного образца о среднем профессиональном образовании, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, общие нормативы и объем учебной нагрузки, требования к перечню специальностей среднего специального образования.
Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.
Базовым является образование, полученное в имеющем соответствующую лицензию образовательном учреждении среднего профессионального образования по осно<