Финансы в системе внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях Иными словами - это отношения резидентов с нерезидентами, экономических агентов страны с «остальным миром» (по трактовке Системы национальных счетов), опосредуемые системой валютных расчетов. Значительную роль и место в этих отношениях занимают финансы, как категория синтезирующая обязательные, вынужденные, необходимые отношения через формирование и использование финансовых ресурсов и фондов у соответствующих названных отношений.

К внешнеэкономическим связям относятся:

внешняя торговля;

иностранное инвестирование: совместное предпринима­тельство, в том числе долевое участие в имуществе юридических лиц через акции и другие ценные бумаги, концессии - приобретение имущественных прав на использование природных ресурсов, разных объектов, находящихся в государственной собственности, для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории страны, аренда собственности;

участие страны в международных финансово-кредитных
организациях; с этой формой внешнеэкономической деятельности связано предоставление иностранных кредитов и займов и производятся взносы в международные финансовые и другие организации;

сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;

проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и
другого персонала за границей.

Развитие перечисленных внешнеэкономических связей положено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных отношений республики с зарубежными странами.

Внешняя торговля включает экспорт и импорт.

В финансовой практике применяется понятие бюджетная эффективность экспорта - соотношение валютной выручки и затрат (на производство продукции, ее стоимость во внутренних ценах и накладные расходы - транспортные, перевалка грузов, хранение в портах, станциях). Валютная выручка пересчитывается в тенге по курсу Национального банка. Повышение эффективности экспорта возможно путем совершенствования его структуры, то есть увеличения продукции машиностроения, трудоемких и наукоемких видов деятельности.

В импорте основными статьями являются машины, оборудование, транспортные средства, приборы-41%, химическая продукция, пластмассы, каучук - 15%, минеральные продукты -13%, неблагородные металлы и изделия из них - 11%, продовольственные товары и сырье для их производства - 9%, прочие статьи - 11 %.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы. Основными формами регулирования являются:

финансирование внешнеэкономической деятельности;

налогообложение;

инвестирование;

внешнее заимствование;

внешняя задолженность;

субсидирование экспорта.

Методы регулирования соответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.

К прямым относятся административные формы регулирования: лицензии и квоты; может также устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.).

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.

Лицензия - разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации. Квота - часть, доля в общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.

Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. Данный способ может быть применен в форме предоставления исключительных прав государственной компании (или с участием государства) на совершение определенных внешнеэкономических операций или на обслуживание внешнеэкономических связей (например, обязательное страхование импорта государственными страховыми компаниями). В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования.

Косвенные или экономические методы регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

Валютные операции совершаются при всех видах внешнеэкономической деятельности: экспорте, импорте, оказании услуг, инвестировании капитала, международном государственном и коммерческом кредите, оказании экономической помощи, движении золотовалютных резервов страны, содержании дипломатических и других органов, зарубежных командировках, туризме, миграции населения, межгосударственных трансфертах, культурном, научном, техническом сотрудничестве и т.д.

Большинство из упомянутых видов внешнеэкономической деятельности воспроизводят валютные ресурсы так же, как и финансируются за счет них, поскольку все используемые валютные ресурсы в стране должны иметь источник их поступлений.

Валютные ресурсы государства формируются за счет: выручки от экспорта продукции, товаров и услуг государственного сектора экономики - предприятий, организации, компаний, фирм, обществ и т.д.;

таможенных пошлин, других таможенных платежей, уплачиваемых в иностранной валюте, при оформлении операций по перемещении товаров и грузов через таможенную границу;

поступлений от налогов, бонусов, роялти, уплачиваемых иностранными участниками соглашений, сделок, контрактов и других операций внешнеэкономического характера;

штрафов и пени за нарушение валютного законодательства при уплате их в иностранной валюте;

поступлений от размещения депозитов в зарубежных банках и других финансовых организациях, а также доходы от использования имущества и активов за рубежом;

кредитов и займов иностранных государств, банков и международных и межгосударственных финансовых организаций;

поступлений грантов и безвозмездной помощи в валюте.

Валютные ресурсы государства используются следующим образом:

Национальным банком для осуществления «валютных интервенций» - продажи иностранной валюты в целях поддержания курса национальной валюты на регулируемом уровне, определяемом стратегическими планами по обеспечению устойчивого денежного обращения в стране;

Наши рекомендации