Организация и техника первичного размещения ценных бумаг

Два метода выпуска ценных бумаг (первичного размещения):

открытое (подписка) – англ. underwriting;

закрытое (закрытая подписка, частное размещение ценных бумаг).

Подписка – покупка инвестиционным дилером ценных бумаг всего выпуска и продажа их институциональным и индивидуальным инвесторам.

Соответственно, инвестиционный банк выступает как underwriter.

Определение порядка эмиссии и цены инвестиционным банком (underwriterом):

определить оптимальный объем эмиссии;

определить тип котируемой к эмиссии ценной бумаги;

выбор номинала ценной бумаги;

цена для инвестиционного фонда и для публики;

разработка и выпуск рекламного проспекта;

организация процесса подписки: как сделать так, чтобы клиенты «подписались»;

определить момент размещения: когда следует предложить пакет ценных бумаг рынку. Очень часто инвестиционный банк организует синдикат, то есть несколько банков подписывают соглашение о разделении инвестиционного риска (как правило, 3-5 банков. Мелкие институты работают с юридическими лицами, крупные – с крупными клиентами).

С точки зрения принятия на себя рисков различают два принципа организации синдиката:

- принцип раздельного счета – члены синдиката несут раздельную ответственность по размещению ценных бумаг в пределах своего участия в синдикате и выделенной им доли выпуска;

- принцип нераздельного счета – предполагает, что каждый член синдиката несет ответственность, как за свою долю размещаемого выпуска, так и за долю других членов синдиката (этот принцип используется только при выпуске муниципальных ценных бумаг).

Закрытое размещение – при выпуске ценных бумаг определяется состав тех инвесторов, которые купят эти ценные бумаги, то есть ценные бумаги распределяются среди строго определенного числа инвесторов, причем состав их формируется всей группой инвесторов.

Здесь инвестиционный банк выступает не как дилер, а как агент (то есть не перекупает ценные бумаги, а только сводит продавца и покупателя). Эта функция инвестиционного банка отражается и строго оговорена агентским договором.

Инвестиционный банк может действовать тремя основными способами:

1. Может принять на себя обязательства приложить наибольшие усилия (best efforts) для продажи максимально возможного числа бумаг нового выпуска, но не несет при этом никакой финансовой ответственности.

2. Может принять на себя обязательства разместить максимально возможное количество ценных бумаг, но в пределах четко оговоренного срока. Если к этому времени выпуск не будет продан, то соглашение считается аннулированным (all or none).

3. Инвестиционный банк может выступить в качестве резервного канала продажи нового выпуска (stand by).

Пройдя первичное размещение, ценные бумаги поступают на вторичный рынок.

25. Организационные формы вторичного рынка ценных бумаг. Концепция четырех рынков. Функции международных фондовых бирж. Процедура листинга

Левкович

Вторичный рынок разделяется на:

фондовый рынок (акции – 1/3);

внебиржевой оборот («торговля у прилавка») (облигации – 2/3).

Внебиржевой оборот – организован не в меньшей степени, чем биржа (компании, коммуникации, конфиденциальность). Но традиционно этот рынок называется неорганизованным.

Существует, например, Национальная Ассоциация Инвестиционных дилеров, у которой есть свой индекс NASDAQ.

Вторичный рынок представлен более разнообразными сегментами.

Концепция четырех рынков, составляющих вторичный, «неорганизованный» рынок:

1. Фондовая биржа – сделки только с зарегистрированными на ней ценными бумагами;

2. Внебиржевой рынок – сделки с незарегистрированными на бирже ценными бумагами;

3. Внебиржевой рынок – осуществляется купля-продажа зарегистрированных на бирже ценных бумаг через посредников. Причинами возникновения послужили, во-первых, инфляционные продажи в 1960-х годах, во-вторых, централизованное становление ставок комиссионных для биржевых учреждений.

4. Внебиржевой рынок – ориентирован исключительно на институциональных инвесторов и предполагает исключение посредников, посредством использования компьютерных сетей (но не Интернет) – торговля ценными бумагами через компьютеризированную систему. Первоначально это более закрытая система, используемая с целью снижения транзакционных и других издержек.

Функции фондового рынка:

1. обеспечение ликвидности рынка ценных бумаг (то есть возможность быстро продать и купить большие объемы ценных бумаг);

2. ценообразующая и ценопрогнозирующая функции;

3. выполнение роли индикатора рыночной конъюнктуры и регулятора движения капитала;

Как регулятор – выражается в дополнительном финансировании эмитентов на первичном рынке.

4. информационно-посредническая.

Компания, претендующая на листинг, должна предоставить информацию о прибыли, оборотах, продажах и так далее. Каждая биржа устанавливает свой список эталонных показателей.

— перераспределение уже аккумулированных через первичный РЦБ капиталов между различными инвесторами;

— выравнивание спроса и предложения на ценные бумаги и форми­рование равновесного курса купли продажи ценных бумаг.

Нью-йоркская фондовая биржа:

1. рыночная стоимость размещенных акций (ценных бумаг) не менее 16 млн. долларов США;

2. прибыль компании до выплаты налогов – более 2,5 млн. долларов США и не менее 2 млн. за предшествующие два года;

3. число выпущенных акций не менее 1,1 млн. штук;

4. число акционеров, владеющих акциями в количестве не менее 100 штук, должно быть не менее 2000.

Листинг:

- первоначальный – суммы, уплачиваемые компанией при допуске ценных бумаг к котировке на бирже;

- ежегодный – суммы на поддержание листинга, то есть выплаты бирже для того, чтобы производить ежегодный мониторинг деятельности фирм.

Листинг дает компаниям ряд преимуществ:

1.престиж у инвесторов, их расположение в силу прозрачности деятельности компании на рынке;

2. лучшие условия кредитования;

3.облегчается возможность облигационного финансирования в будущем;

4. для акционеров создается отличная видимость рынка;

5. легко определяется установочная стоимость для заклада акций.

Недостатки листинга для компаний:

1. дополнительные расходы – сборы на листинг;

2. дополнительный контроль за деятельностью компании;

3. опасность безразличия рынка к данным ценным бумагам и падение престижа компании.

Ответной реакцией может стать решение об исключении ценных бумаг из биржевого листа (котировального листа). Такое исключение обычно означает исключение навсегда (именно этих ценных бумаг, если же будут выпущены другие, то они могут быть вновь включены в биржевой лист).

Преимущества листинга для инвесторов:

1. считается, что зарегистрированные акции надежнее незарегистрированных;

2. их легко продавать по фиксированной комиссионной цене, независимо от текущего курса этих акций;

3. их легко использовать в качестве запасных кредитов.

Доп. инф.

Первичный рынок ценных бумаг предполагает обязательное суще­ствование вторичного рынка ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, на котором осуществляется обращение ранее выпу­щенных ценных бумаг. На вторичном рынке ценных бумаг обращаются все виды ранее выпущенных ценных бумаг (эмиссионных и неэмиссионных).

Основной целью вторичного рынка является обеспечение условий для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумага­ми после их первичного размещения.

Основными участниками вторичного рынка являются инвесторы, акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, коммерчес­кие и инвестиционные банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, прочие хозяйствующие субъекты и граждане, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, целью которых является получение текущих и капитализированных доходов от проведения операций с ценными бумагами.

Таким образом, вторичный рынок ценных бумаг не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает только перераспреде­ление средств среди последующих инвесторов. Однако поскольку целью инвесторов и спекулянтов является получение максимального дохода, то они продают ценные бумаги низкодоходных компаний и покупают ценные бумаги перспективных компаний, что позволяет прибыльным компаниям осуществлять дополнительную эмиссию ценных бумаг по высокому ры­ночному курсу, получая новые инвестиции и эмиссионный доход.

Судьба низкодоходных компаний зависит от интереса к ним опреде­ленной категории инвесторов: либо их ждет поглощение или слияние с другими компаниями, либо реструктуризация бизнеса, либо процедура банкротства.

Поэтому владельцы компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке, постоянно присутствуют на нем и следят за рыночной ценой своих акций, чтобы не допустить значительного снижения рыночного курса и поддерживать его на оптимальном уровне. Желательно постепенно повы­шать курсовую стоимость своих ценных бумаг. Это обеспечивает рост рыночной капитализации компании и ее цены, что сказывается на повы­шении ее рейтинга и привлекательности компании для инвесторов. В ре­зультате компания может получать не только дополнительный эмиссион­ный доход при повторных эмиссиях своих ценных бумаг, но и привлекать в оборот дополнительные финансовые ресурсы под более низкие процен­ты, что повышает доходность, рентабельность и конкурентоспособность компании.

Таким образом, функционирование вторичного рынка является та­ким же необходимым механизмом перетока капитала в перспективные отрасли как и первичный рынок.

Также вторичный рынок, концентрируя спрос и предложение на об­ращающиеся ценные бумаги, формирует равновесный курс, по которо­му продаются и покупаются ценные бумаги, что необходимо при пере­распределении капитала между отраслями и сферами экономики.

Объем сделок на вторичном рынке в индустриально развитых стра­нах существенно выше, чем на первичном. Например, в США он состав­ляет примерно 60—70% общего объема операций с ценными бумагами

В структуре вторичного рынка выделяют две основные организаци­онные разновидности: биржевой и внебиржевой рынки.

Биржевой рынок — это организованный, регулярно функциониру­ющий рынок ценных бумаг, один из регуляторов финансового рынка, об­служивающий движение денежных капиталов.

Внебиржевой рынок — это торговля ценными бумагами, минуя фон­довую биржу, путем использования телефонных или компьютерных сетей.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизо­ванным.

Неорганизованный или «уличный» рынок — наиболее простая фор­ма организации фондовой торговли. Внебиржевой рынок возникает как альтернатива фондовой бирже, которая ограничивает допуск к торгам менее ликвидных и надежных ценных бумаг. В настоящее время во вне­биржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Торговлю на внебиржевом рынке ведут брокерско-дилерские компании. Неорганизованный рынок характеризуется отсутствием единого физичес­кого центра для проведения сделок, нерегулярностью заключения сделок. Сделки осуществляются с использования телефона, факса, объявлений без посредников. Для неорганизованного рынка характерно отсутствие еди­ного курса ценных бумаг.

Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютер­ных системах торговли ценными бумагами. Например, в США основой организованного внебиржевого оборота является компьютерная система NASDAQ, созданная национальной ассоциацией фондовых лидеров и пред­ставляющая коммуникационную систему, которая позволяет пропускать по своим каналам сделки на миллиарды акций. Членство в NASDAQ тре­бует от компаний обязательной регистрации в системе своих ценных бу­маг и их соответствия определенным требованиям по сумме активов, при­были, количеству размещенных акций, их курсу и т.д.

К операциям внебиржевого рынка относятся: купля-продажа, хране­ние ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг и управление им, определение рыночной стоимости ценных бумаг, маркетинговые ис­следования, ценообразование, оценка инвестиционного риска, которые осуществляются профессиональными участниками фондового рынка. Внебиржевой оборот характеризуется меньшей организованностью и меньшей зарегулированностью по сравнению с биржевым оборотом.

Наши рекомендации