Соврем. тенденции развития МТ.
· высок. среднегодовые темпы роста мир. товарообмена
· изменение структуры мир. Т-оборота в пользу обрабатывающей промышленности и Услуг
· развитие новых форм реализации товаров (включая отдел. виды услуг: тех. обслуживание, снабжение запасными частями, аренда оборудования)
· существ. развитие форм торговли (товарообмен), компенсационные торговли, встречные поставки.
· нов. формы торговли: по степени завершенности производства цикла Т: комплектные поставки (преобладают)
· тенденция в развитии географии торговли (рост торговли между пром-разв. странами, рост взаим. торговли в группе развив. стран)
· рост наукоемкости товаров
· Доля мир. Т-оборота-крупнейш. торг. центры в МТ (США около 12%, Япония 8-9% с 60гг возрасло в 3р., Европа 30-35%
· усиление роли индустр. стран в МТ
из другого источника (конспект лекций по мировой экономике):
Следует четко представлять, что мировой рынок представляет собой форму организации и функционирования мировой экономики.
Основами мирового рынка являются:
- международное разделение труда и взаимовыгодность обмена;
- представляет развитую сферу товарного обмена;
- предполагает существование особой системы цен - мировых цен;
- в обмене товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты в международном масштабе;
- ожесточенная конкуренция, направленная на расширение внешнеэкономической деятельности;
- движение товаров испытывает на себе существенное влияние внешнеторговой политики отдельных государств;
- деятельность по обмену товарами и услугами между странами - внешняя торговля.
Структура мирового рынка- внутреннее строение, расположение отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме.
Рынок может иметь самые разные формы проявления, которые классифицируются по объектам и по региональному положению.
В качестве основных форм мирового рынка по его объектам выделяются:
- рынок товаров и услуг;
- рынок рабочей силы;
- рынок капитала;
- рынок научно-технических разработок;
- рынок информации.
В качестве основных форм мирового рынка по региональному положению выделяются:
- европейский рынок;
- азиатский рынок;
- южноамериканский рынок;
- дальневосточный рынок и т.д.
Важнейший сектор мирового рынка - рынок товаров и услуг. Его основой является международная торговля. Внешняя торговля представляет собой совокупный внешний товарооборот всех стран мира. В качестве ее основных функциональных элементов принято выделять импорт и экспорт.
Импорт - это покупка и ввоз товаров и услуг из-за рубежа.
Экспорт связан с продажей и вывозом товаров и услуг за границу.
Основными элементами механизма функционирования мирового рынка товаров и услуг являются:
- предложение товаров и услуг;
- спрос на товары и услуги;
- мировые цены на товары и услуги.
Особое внимание при изучении мирового рынка следует обратить на растущее влияние научно-технического прогресса на структуру и динамику международного движения товаров и услуг. Научно-технический прогресс - это развитие техники, технологии и организации производства. Основная форма влияния научно-технического прогресса на международное движение товаров и услуг - формирование сроков и цикла жизни товаров. При этом следует выделять следующие основные этапы жизненного цикла товара:
- выход товара на внутренний рынок;
- полное удовлетворение спроса на внутреннем рынке;
- перенос выпуска товара в другие страны;
- увеличение выпуска товара в странах переноса его производства;
- прекращение выпуска в стране - разработчике товара.
Динамика и структура мировой торговли зависят от размещения основных факторов производства между разными странами, от структуры мирового производства. Так, если в 19в, в обмене преобладали сырьё, продовольствие и продукция лёгкой промышленности, то в современных условиях существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования. За послевоенный период доля сырья в стоимости международного экспорта понизилась с 3/5 до 1/3. Увеличивается обмен комплектующими изделиями и запасными частями, быстро растёт реэкспорт, например, после соответствующей сборки и монтажа узлов машин,
В настоящее время в сферу международного обмена включаются достижения научно - технической мысли (торговля лицензиями и ноу-хау), на долю которых приходится до 10% общего оборота. Если в 1970 г. объём мирового экспорта лицензий составлял 2, 4 - 2, 7 млрд, долл., то во второй половине 80 - х годов эта цифра превысила 17 млрд, долл. в год.
К числу объектов международной торговли в настоящее время относятся и такие, как проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования}, инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно - строительных работ) и др.
Заметно меняется географическая структура мировой торговли, которая отражает существенные изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отношений, но и в мировом хозяйстве в целом. Так Е в мировой торговле все большую роль играют «новые индустриальные страны «(Гонконг, Южная Корея, Сингапур» Тайвань), в экспорте которых промышленные товары имеют значительное место, и удельный вес которых в мировом: экспорте 1960- 1985 гг, вырос более чем в два раза)