Проблемы бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

1) общим спадом производства в экономике страны;

2) ростом издержек общественного производства;

3) чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами;

4) преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;

5) большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

6) крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;

7) непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве[10].

Рост расходов государственного бюджета требует принятия мер по повышению их результативности и эффективности. Совершенствование бюджетного процесса, проводимое на протяжении 2000 – 2007 годов (Бюджетный кодекс, паспорта бюджетных программ, оценка эффективности и др.) с одной стороны упорядочило бюджетную систему, с другой привело к ограниченной ответственности государственных органов и отсутствию гибкости в управлении ими государственными финансами. Существующие правила, нормы и нормативы выполняются с затруднениями или формально, что приводит к снижению реальной результативности использования бюджетных средств.

Необходимость в детальной регламентации бюджетного процесса была целесообразна в период больших структурных преобразований, сопровождающихся нехваткой бюджетных средств, когда управление финансами страны характеризовалось растущей кредиторской задолженностью и как следствие государственными обязательствами необеспеченными финансовыми источниками. Без урегулирования данных проблем невозможна была стабилизация и дальнейший рост экономики.

Проблемы бюджетного дефицита - student2.ru

Рисунок 7. Финансирование дефицита республиканского бюджета

за счет правительственных займов

В рамках проводимой политики в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга в 2013 – 2014 годах предполагается решение следующих задач:

1) параметры дефицита бюджета и долга:

- определение параметров дефицита республиканского бюджета с учетом задач, определенных Главой государства, исходя из размера ненефтяного дефицита и достижения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе;

- определение оптимального размера правительственного долга;

- создание механизма финансового обеспечения исполнения государством условных обязательств (гарантий и поручительств);

2) внутреннее заимствование:

- составление на среднесрочный период примерной схемы эмиссии государственных ценных бумаг в разбивке по годам;

- применение различных инструментов заимствования в зависимости от сроков привлечения внутренних займов;

- минимизация процентных рисков;

- установление ориентиров («benchmark») на рынке ценных бумаг;

- снижение риска неисполнения обязательств и сглаживание пиков выплат по погашению внутреннего правительственного долга в кратко- и среднесрочной перспективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

- представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и её использованием на удовлетворение общественных потребностей;

- предназначен для распределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от неё, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2011 – 2014 годы для финансирования инвестиционных проектов предполагается привлечение долгосрочных облигационных займов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», социально-предпринимательскими корпорациями.

При этом в целях сохранения финансовой устойчивости компаний планируется, капитализация из республиканского бюджета АО «ФНБ «Самрук-Казына» по низкорентабельным социально-значимых проектам в течение 5 лет на сумму 271,5 млрд. тенге, которая будет направлена на досрочное погашение облигационных займов по этим проектам, в том числе:

в 2013 году - 110,8 млрд. тенге;

в 2014 году - 110,8 млрд. тенге.

Таким образом, антикризисные меры Правительства страны оказались действенными и эффективными. Меры по оказанию поддержки экономике явились некой «подушкой безопасности» и смягчили последствия низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицита ликвидности и снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением. Определенный положительный эффект антикризисных средств можно наблюдать уже сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана – «Через кризис к обновлению и развитию» (Казахстанская правда от 6 марта 2009 г.)

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2004г. с.54

3. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2010-2012 год»

4. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года

5. Дуйсенгалиева М. «Этапы формирования бюджетной системы Казахстана» //Финансы Казахстана – 2009г. - №5-6 – с.23-25

6. Курс экономической теории. под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: АСА, 2012.

7. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М. ЮНИТИ, 2003г.

8. Бюджетные системы зарубежных стран. — М. Инфра-М, 2007г. с.47

9. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2011г., № 3.

10. Бюджетный кодекс Алматы: «Жеты Жаргы» 2007г., 16 с.

11. Абсалямова Н. Реально оценивать возможности //Казахстанская правда .-2011г.-14 мая-с.1

12. Анализ исполнения государственного бюджета за 2011 г.//Вестник КазНУ сер. экономическая 2012г.-№3-с.50

13. Загосина Г. Совершенствование системы государственного финансового контроля –объективные требования времени //Аль-Пари –2011г. - №2 -с.8-10

14. Сравнительный анализ исполнения государственного и республиканского бюджетов//Статистический бюллетень 2011г. №12 с.5-7

15. Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34

16. Исполнение республиканского бюджета за январь-ноябрь 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №11 с.22-36

17. Разумов Я. Экономисты нашли способ устойчивого пополнения бюджета страны в виде природной ренты//Панорама .-2004г.-31 мая-с.10

18. Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.

19. Отчет о финансовой стабильности Национального Банка Республики Казахстан

20. Программа развития финансового рынка Республики Казахстан на 2008-2011 годы

21. www. ru.government.kz

22. www.nationalbank.k

23. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2010 – 2013 годы. Одобрен на заседании Правительства Республики Казахстан Протокол № 32 от 26 августа 2009 года.// www.minplan.kz

24. Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. - Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2008 года № 1297//www.minplan.kz

25. Омирбаев С.М. Бюджетная система Республики Казахстан: Учебник для вузов. – Астана: ИД «Сарыарка», 2007. – 488 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Доли бюджетов различных уровней в общих затратах, 2011 год, %

  Республиканский Местные Национальный фонд
Государственные услуги общего характера 73,2 26,8 0,0
Оборона 95,7 4,3 0,0
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 81,4 18,6 0,0
Образование 28,6 71,4 0,0
Здравоохранение 27,7 72,3 0,0
Социальная помощь и социальное обеспечение 91,2 8,8 0,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 26,6 73,4 0,0
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 46,0 54,0 0,0
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 60,1 39,9 0,0
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 68,7 31,3 0,0
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 40,4 59,6 0,0
Транспорт и коммуникации 58,1 41,9 0,0
Целевые трансферты 12,4 0,8 86,8
Обслуживание долга 98,0 2,0 0,0
Трансферты 53,4 46,6 0,0
Всего: 45,2 32,1 22,8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Расходы республиканского бюджета Республики Казахстан по функциональным группам, млрд тенге

  2009 год 2010 год 2011 год
Государственные услуги общего характера 91,6 124,3 137,6
Оборона 95,3 160,9 158,7
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 146,4 196,7 218,5
Образование 101,9 149,0 193,2
Здравоохранение 80,0 100,8 147,9
Социальное обеспечение и социальная помощь 390,2 462,7 569,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 89,3 117,6 128,0
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 42,4 66,5 82,2
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 32,7 84,6 68,4
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 97,4 121,4 151,4
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 6,4 5,5 3,0
Транспорт и коммуникации 137,0 235,9 241,3
Прочие 138,9 424,2 457,1
Обслуживание долга 28,2 33,7 57,7
Трансферты 163,8 192,8 449,1

[1] Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.

[2] Бюджетный кодекс Алматы: «Жеты Жаргы» 2007г., с. 118

[3] Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М. ЮНИТИ, 2003, с. 94

[4] Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.

[5] Дуйсенгалиева М. «Этапы формирования бюджетной системы Казахстана» //Финансы Казахстана – 2009г. - №5-6 – с.23-25

[6] Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34

[7] Абсалямова Н. Реально оценивать возможности //Казахстанская правда .-2011г.-14 мая-с.1

[8] Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34

[9] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2008г., № 3, с. 199

[10] Программа развития финансового рынка Республики Казахстан на 2008-2011 годы

Наши рекомендации