Проблемы бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:
1) общим спадом производства в экономике страны;
2) ростом издержек общественного производства;
3) чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами;
4) преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;
5) большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;
6) крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;
7) непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве[10].
Рост расходов государственного бюджета требует принятия мер по повышению их результативности и эффективности. Совершенствование бюджетного процесса, проводимое на протяжении 2000 – 2007 годов (Бюджетный кодекс, паспорта бюджетных программ, оценка эффективности и др.) с одной стороны упорядочило бюджетную систему, с другой привело к ограниченной ответственности государственных органов и отсутствию гибкости в управлении ими государственными финансами. Существующие правила, нормы и нормативы выполняются с затруднениями или формально, что приводит к снижению реальной результативности использования бюджетных средств.
Необходимость в детальной регламентации бюджетного процесса была целесообразна в период больших структурных преобразований, сопровождающихся нехваткой бюджетных средств, когда управление финансами страны характеризовалось растущей кредиторской задолженностью и как следствие государственными обязательствами необеспеченными финансовыми источниками. Без урегулирования данных проблем невозможна была стабилизация и дальнейший рост экономики.
Рисунок 7. Финансирование дефицита республиканского бюджета
за счет правительственных займов
В рамках проводимой политики в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга в 2013 – 2014 годах предполагается решение следующих задач:
1) параметры дефицита бюджета и долга:
- определение параметров дефицита республиканского бюджета с учетом задач, определенных Главой государства, исходя из размера ненефтяного дефицита и достижения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе;
- определение оптимального размера правительственного долга;
- создание механизма финансового обеспечения исполнения государством условных обязательств (гарантий и поручительств);
2) внутреннее заимствование:
- составление на среднесрочный период примерной схемы эмиссии государственных ценных бумаг в разбивке по годам;
- применение различных инструментов заимствования в зависимости от сроков привлечения внутренних займов;
- минимизация процентных рисков;
- установление ориентиров («benchmark») на рынке ценных бумаг;
- снижение риска неисполнения обязательств и сглаживание пиков выплат по погашению внутреннего правительственного долга в кратко- и среднесрочной перспективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.
Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
- представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и её использованием на удовлетворение общественных потребностей;
- предназначен для распределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
- выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от неё, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2011 – 2014 годы для финансирования инвестиционных проектов предполагается привлечение долгосрочных облигационных займов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», социально-предпринимательскими корпорациями.
При этом в целях сохранения финансовой устойчивости компаний планируется, капитализация из республиканского бюджета АО «ФНБ «Самрук-Казына» по низкорентабельным социально-значимых проектам в течение 5 лет на сумму 271,5 млрд. тенге, которая будет направлена на досрочное погашение облигационных займов по этим проектам, в том числе:
в 2013 году - 110,8 млрд. тенге;
в 2014 году - 110,8 млрд. тенге.
Таким образом, антикризисные меры Правительства страны оказались действенными и эффективными. Меры по оказанию поддержки экономике явились некой «подушкой безопасности» и смягчили последствия низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицита ликвидности и снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением. Определенный положительный эффект антикризисных средств можно наблюдать уже сегодня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана – «Через кризис к обновлению и развитию» (Казахстанская правда от 6 марта 2009 г.)
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2004г. с.54
3. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2010-2012 год»
4. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года
5. Дуйсенгалиева М. «Этапы формирования бюджетной системы Казахстана» //Финансы Казахстана – 2009г. - №5-6 – с.23-25
6. Курс экономической теории. под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: АСА, 2012.
7. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М. ЮНИТИ, 2003г.
8. Бюджетные системы зарубежных стран. — М. Инфра-М, 2007г. с.47
9. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2011г., № 3.
10. Бюджетный кодекс Алматы: «Жеты Жаргы» 2007г., 16 с.
11. Абсалямова Н. Реально оценивать возможности //Казахстанская правда .-2011г.-14 мая-с.1
12. Анализ исполнения государственного бюджета за 2011 г.//Вестник КазНУ сер. экономическая 2012г.-№3-с.50
13. Загосина Г. Совершенствование системы государственного финансового контроля –объективные требования времени //Аль-Пари –2011г. - №2 -с.8-10
14. Сравнительный анализ исполнения государственного и республиканского бюджетов//Статистический бюллетень 2011г. №12 с.5-7
15. Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34
16. Исполнение республиканского бюджета за январь-ноябрь 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №11 с.22-36
17. Разумов Я. Экономисты нашли способ устойчивого пополнения бюджета страны в виде природной ренты//Панорама .-2004г.-31 мая-с.10
18. Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.
19. Отчет о финансовой стабильности Национального Банка Республики Казахстан
20. Программа развития финансового рынка Республики Казахстан на 2008-2011 годы
21. www. ru.government.kz
22. www.nationalbank.k
23. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2010 – 2013 годы. Одобрен на заседании Правительства Республики Казахстан Протокол № 32 от 26 августа 2009 года.// www.minplan.kz
24. Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. - Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2008 года № 1297//www.minplan.kz
25. Омирбаев С.М. Бюджетная система Республики Казахстан: Учебник для вузов. – Астана: ИД «Сарыарка», 2007. – 488 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Доли бюджетов различных уровней в общих затратах, 2011 год, %
Республиканский | Местные | Национальный фонд | |
Государственные услуги общего характера | 73,2 | 26,8 | 0,0 |
Оборона | 95,7 | 4,3 | 0,0 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 81,4 | 18,6 | 0,0 |
Образование | 28,6 | 71,4 | 0,0 |
Здравоохранение | 27,7 | 72,3 | 0,0 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 91,2 | 8,8 | 0,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 26,6 | 73,4 | 0,0 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 46,0 | 54,0 | 0,0 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 60,1 | 39,9 | 0,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | 68,7 | 31,3 | 0,0 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 40,4 | 59,6 | 0,0 |
Транспорт и коммуникации | 58,1 | 41,9 | 0,0 |
Целевые трансферты | 12,4 | 0,8 | 86,8 |
Обслуживание долга | 98,0 | 2,0 | 0,0 |
Трансферты | 53,4 | 46,6 | 0,0 |
Всего: | 45,2 | 32,1 | 22,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расходы республиканского бюджета Республики Казахстан по функциональным группам, млрд тенге
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Государственные услуги общего характера | 91,6 | 124,3 | 137,6 |
Оборона | 95,3 | 160,9 | 158,7 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 146,4 | 196,7 | 218,5 |
Образование | 101,9 | 149,0 | 193,2 |
Здравоохранение | 80,0 | 100,8 | 147,9 |
Социальное обеспечение и социальная помощь | 390,2 | 462,7 | 569,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 89,3 | 117,6 | 128,0 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 42,4 | 66,5 | 82,2 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 32,7 | 84,6 | 68,4 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды | 97,4 | 121,4 | 151,4 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 6,4 | 5,5 | 3,0 |
Транспорт и коммуникации | 137,0 | 235,9 | 241,3 |
Прочие | 138,9 | 424,2 | 457,1 |
Обслуживание долга | 28,2 | 33,7 | 57,7 |
Трансферты | 163,8 | 192,8 | 449,1 |
[1] Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.
[2] Бюджетный кодекс Алматы: «Жеты Жаргы» 2007г., с. 118
[3] Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М. ЮНИТИ, 2003, с. 94
[4] Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.
[5] Дуйсенгалиева М. «Этапы формирования бюджетной системы Казахстана» //Финансы Казахстана – 2009г. - №5-6 – с.23-25
[6] Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34
[7] Абсалямова Н. Реально оценивать возможности //Казахстанская правда .-2011г.-14 мая-с.1
[8] Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34
[9] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2008г., № 3, с. 199
[10] Программа развития финансового рынка Республики Казахстан на 2008-2011 годы