Понятие международных экономических отношений, их основные формы

Вопросы

для подготовки к экзамену

по МЭО

Содержание

1. Понятие международных экономических отношений, их основные формы.. 3

2. Предпосылки развития и этапы становления современной системы МЭО.. 4

3. Понятие и типы экономической интеграции.. 5

4. Характеристика процессов экономической интеграции в Европе. 6

5. Экономическая интеграция в Америке и Азии. 9

6. Понятие, показатели состояния и развития международной торговли. Современные тенденции развития международной торговли.. 12

7. Формы регулирования междунар. торговли. Типы внешнеторг. пол-ки гос-ва.. 14

8. Основные инструменты осуществления протекционистской торговой политики.. 15

9. Таможенно-тарифная система, виды таможенных пошлин. 17

10. Лицензионная сис-ма регулир-ния и колич-ные ограничения в межд. торг-ле. 19

11. Понятие и экономическая целесообразность использования посредников и виды договоров о посредничестве. 20

12. Условия работы посредников на рынке. 22

13. Международные товарные биржи: понятие, виды, функции, организация. 23

14. Виды сделок международных товарных бирж (наличные и срочные) 27

15. Опер-и хеджирования международных товарных бирж: пон-ие, виды, мех-м.. 29

16. Спекулятивные операции международных товарных бирж.. 31

17. Понятие историч. базиса. Влияние изм-ния базиса на результ. хеджирования. 32

18. Понятие опциона и определение его стоимости. Основные опционные стратегии.. 34

19. Система расчетов фьючерсных товарных бирж. Понятие первоначальной, минимальной и дополнительной маржи.. 44

20. Аукционный товар. Понятие и виды международных аукционов. Техника аукционной торговли.. 45

21. Понятие, структура и функции мирового финансового рынка.. 47

22. Понятие и причины образования еврорынка. Сегменты еврорынка и основные виды операций.. 49

23. Рынок ценных бумаг: понятие и структура.. 50

24. Организация и техника первичного размещения ценных бумаг. 51

25. Организационные формы вторичного рынка ценных бумаг. Концепция четырех рынков. Функции международных фондовых бирж. Процедура листинга.. 52

26. Основные сделки и операции международных фондовых бирж.. 53

27. Финансовые фьючерсы: понятие, основные типы..

Методы определения цен на финансовые фьючерсы+. 56

28. Биржевые индексы, виды, функции, методика расчета.. 59

29. Понятие мировой валютной системы и ее основные элементы+. 62

30. Валютный курс и факторы его определяющие. Валютный паритет 63

31. Расчетные виды валютного курса……………………………………………………………………........66

32. Режим валютного курса. Характеристика основных режимов валютного курса. ………...68

33. Теории валютного курса: макроэкономического баланса, платежного баланса. ……………………..69

34. Теории валютного курса: паритет покупательной способности. Понятие переоцененной и недооцененной валюты. ………………………………………………………………………………………70

35. Теории валютного курса: паритет процентных ставок…………………………………………… ….72

36. Денежная теория валютного курса. ………………………………………………………………… ..73

37. Понятие и виды конвертируемости национальной валюты. Классификация валют по степени конвертируемости. …………………………………………………………………………………………….74

38. Международная валютная ликвидность: структура и показатели.. 76

39. Этапы эволюции мир. вал. сис-мы: золот. стандарт. Бреттон-Вудская сис-ма.. 77

40. Основные принципы функционирования Ямайской валютной системы+. 78

41. Формы и методы валютной политики+. 79

42. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ………………………………………………………………………...81

43. Мировой валютный рынок: понятие, структура, субъекты …………………… ………82

44. Котировка иностранных валют. Виды валютных курсов. 84

45. Валютная позиция банка.. 87

46. Виды сделок и операц. с ин. валютой. Методика опр. форв. курса ин. вал. 88

47. Понятие и условия международных расчетов. 91

48. Документарный аккредитив: виды, схема аккредитивной операции.. 92

49. Инкассовая форма международных расчетов: понятие, механизм.. 94

50. Основные формы и разновидности кредита в международной торговле. 9595

НАФТА

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США,

усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%.

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли “снизу вверх” – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

-отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

-поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

-смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

-либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

-защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

-создание американо-канадской арбитражной комиссии.
Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет.

Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода (апельсины, кленовый сироп).

ASEAN

АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, АСЕАН(Association of South East Nations, ASEAN) – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте заседает постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН.

Виды ТП

По способу взимания:

· Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

· Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (напр, $10 за 1т)

· Комбинированные – сочетаютпервые два(напр, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл за 1т)

По объекту обложения:

· Импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при запуске их для свободногообращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты нац производителей от иностранной конкуренции;

· Экспортные – пошлины, которые накладываются на эксп товары при запуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко;

· Транзитные – пошлины, котрые накладываются на товары, перевозимыетранзитом через территория данной страны. Крайне редко используются, преимущественно как средство торговой войны.

· Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования м/н торговли продукцией сезонного характера, прежде всего с/хоз-ной.обычно срок их д-вия не превышает нескольких месяцев в год, в теч которых д-вие обычного тарифа приостанавливается;

· Антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

· Компенсационные — пошлины, на­кладываемые на импорт тех товаров, при производстве-которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб нацио­нальным производителям таких това­ров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в односто­роннем порядке в чисто защитных це­лях от попыток недобросовестной кон­куренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств

По происхождению:

• автономные — пошлины, вводи­мые на основании односторонних ре­шений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а

конкретные ставки таможенных пош­лин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего со­глашения, такого как Генеральное со­глашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по срав­нению с обычно действующим таможен­ным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развиваю­щихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Об­щая система преференций, предусмат­ривающая значительное снижение им­портных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развиваю­щихся стран. Россия, как и многие дру­гие страны, с импорта из развивающих­ся стран не взимает таможенные пош­лины вообще.

По типам ставок:

• постоянные — таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависи­мости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

• переменные — таможенный тариф, ставки которого Moiyr изменяться в ус­тановленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие та­рифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяй­ственной политики.

По способу вычисления:

• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее пред­ставление об уровне таможенного обложения, которомустрана подвергает свой импорт или экспорт;

Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисоенные с учетом уровня пошлин, наложенные на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенная стоимость товара – нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации

Эффективная ставка тарифа – реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычесленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров

Тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов о одних субъектов эк деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к рямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к эк росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение импортного тарифа большой страной вызывает эк эффекты, близкие эк эффеткам в малой стране. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределние доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителейв бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результатеменьшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Лицензирование

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, на­зываемый лицензированием.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выда­ваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установ­ленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться со­ставной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регули­рования. В первом случае лицензия яв­ляется лишь документом, подтверждаю­щим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разреше­ние на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия — разреше­ние ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — раз­решение, выдаваемое немедленно пос­ле получения от экспортера или им­портера заявки, которая не может быть отклонена государственным орга­ном.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего разви­вающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего использу­ют лицензии как документ, подтвержда­ющий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной каз­не, сравнимые с доходами от таможен­ной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурс­ной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных аме­риканских импортеров, а среди ино­странных экспортеров. Лицензия доста­валась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукцио­ны проводились для распределения ли­цензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

• система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорци­онально размерам их импорта за пред­шествующий период или пропорцио­нально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержа­ния тех фирм, которые вынуждены со­кратить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоб­бистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;

• распределение лицензий на внеце-новой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые проде­монстрировали свою способность осу­ществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оцен­ки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров кон­курса, что неминуемо связано с больши­ми затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределе­нии лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к пер­вому, наиболее рыночному методу.

«Добровольные» ограничения экспорта

Количественное ограничение импор­та в страну может быть достигнуто не

только за счет действий ее правительст­ва по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортиру­ющей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более круп­ной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мс;р на импорт в слу­чае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экс­порта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле огра­ничить или, по крайней мере, не рас­ширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправитель­ственного или неофициального согла­шения об установлении квот на экспорт товара.

Турбан

Можно выделить три условных признака разграничения посредников:

1. Приобретение посредником товара в собственность.

2. Продажа товара посредником от своего имени.

3. Длительность взаимоотношений посредника и производителя.

Вид посредника Приобретение товара в собственность Право продавать товар от своего имени Длительность взаимоотношений
сбытовой посредник + + +
комиссионер, консигнатор - + +
агент - - +
брокер - - -

Виды договоров с внешнеторговыми посредниками и их содержание.

Западная практика такова:

сбытовые посредники – договор франчайзинга (договор исключительного права продажи товаров);

комиссионеры – договор комиссии;

консигнаторы – договор консигнации;

агенты – договор поручения (агентское соглашение).

Вид посредников (западная практика)

ТОРГОВЫЙ ДОМ — это многофункциональное предприятие, осуществляющее экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, сочетающее в себе оптового торговца, комиссионера, брокера, финансово-инвестиционное учреждение, консалтинговую фирму и торговца лицензиями.

Договор о франчайзингерассматривается в зарубежных странах как разновидность договора об исключительной продаже товаров.

Эту форму работы активно используют такие известные компании, как «Макдональдс», «Кентукки фрайд чикен», «Дока-пицца», «Хилтон», «Холидей иннз» и др.

Суть франчайзинга состоит в том, что крупная «родительская фирма» (продавец) предоставляет небольшому частному предприятию (покупателю) исключительное право (франшизу) производить продукцию (и/или услуги) и торговать ею под маркой «родителя» в течение определенного времени, в специально отведенном месте.

Соглашение с брокерами

С брокерами, в отличие от других видов посредников, заключается простое соглашение. Основная цель предоставления брокерами услуг состоит в содействии заключению договора между заинтересованными лицами. Они посредничают при заключении различного рода сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, страхования, перевозки и др. Содержание соглашения с брокерами зависит от данного им поручения.

Доп. инф.

Биpжа - это постоянно действующий pынок массовых взаимозаменяемых товаpов (ценных бумаг, пеpевозок), пpедполагающий свободу товаpного пpоизводства, конкуpенции и цен. Возникновение биpжевого сообщества у нас сопpяжено с необходимостью оpеделённой центpализации опеpаций обмена.

Биржа в классическом понимании это:

1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;

2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.

Биржевая торговля организуется торговцами для облегчения процесса торговли, для выработки более эффективного механизма и впоследствии, хеджирования (защита, страховка от неблагоприятного изменения цен).

Биржа имеет:

- организационную основу;

- экономическую основу;

- юридическую основу.

Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое броке­рам и дилерам, т.е. профессионалам биржевого дела.

С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения.

Биржа является юридическим лицом, обладающее обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном гос. суде (тритейском суде).

ФУНКЦИИ ТОВАРНОЙ БИРЖИ.

Биржа - организующая, системообразующая часть рыночной структуры. Задачи биржи - не снабжение эконо­мики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. Функ­ции биржи:

1. Организация рынка сырья с помощью биржевого механизма:

- прежде всего биржа обеспечивает спрос на сырье, который прямо не связан с его использованием.

- на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или же контракт на поставку товара.

2. Выявление и регулирование биржевых цен.

Биржа участвует в выявлении и регулировании цен на все виды биржевых товаров концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого количества сделок исключает влияние нерыночных факторов на цену.

Котирование цен -это регистрация биржевых цен по биржевым правилам с их после дующей публикацией.

3. Выработка товарных стандартов, установление сортов. Важной стороной деятельности биржи является стандартизация типовых контрактов, своего рода установление традиций торговли.

4. По прежнему биржи выполняют свою товаропроводящую функцию, т.е. ту функцию, из-за которой они первоначально и возникли - покупка и продажа реального товара.

5. Стабилизируя цены на ограниченный список сырья и товаров, биржи стабилизируют и издержки на производство других, не только биржевых товаров.

6. Стабилизация денежного обращения и облегчение кредита.

Биржа увеличивает емкость денежного обращения, т.к. она представляет собой сферу максимальной ликвидности товаров.

7. Урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами - арбитражная деятельность.

8. Формирование и функционирование мирового рынка. Современная товарная биржа в этом моменте соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

9. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли отнеблагоприятных для них колебаний цен. Для этого на бирже используются специальные виды сделок и механизмы их заключения.

10.Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов, а именно:

-организация биржевых торгов

-разработка правил биржевой торговли

-материально-техническое обеспечение торгов

-квалифицированный аппарат биржи

11.Разработка биржевых контрактов, которая включает:

-стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых торгов

-стандартизацию размеров партий товаров

-выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам.

12.Гарантирование выполнения сделок достигается посредством биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

13.Информационная деятельность биржи.

Важнейшей функцией биржи являются сбор и регистрация биржевых цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление клиентам, различным другим заинтересованным организациям, на международный рынок информации о наличии товаров по образцам и пробам обычно на основе сложившихся биржевых стандартов, ее публикация в газетах, журналах, информационных агенствах.

Левкович

Классификация бирж:

1. по функциям

- универсальные;

- специализированные – широкого профиля и узкоспециализированные.

Универсальные – биржи, которые торгуют большой номенклатурой товаров. Большинство товарных бирж универсальны. 90 % биржевого оборота приходится не на «чистый» товар, а на права на собственность (т.е. сделки, не сопровождаемые перемещением товара). Универсальные биржи в основном осуществляют именно такие операции.

К ним относятся: Чикагская торговая палата (В Чикаго осуществляется 20 % сделок от общего количества сделок, совершаемых в США), Лондонская фьючерсная биржа, Токийская биржа.

Специализированные. Подразумевается, что биржи специализируются на торговле определенной группой товаров или определенным товаром.

Первые (универсальные) являются биржами широкого профиля, вторые (специализированные) – узкого профиля. Такая классификация достаточно условна, так как и специализированные биржи представляют достаточно широкий спектр товаров.

Биржи в Европе: эти биржи отличает специфика, большая часть из них государственные или полугосударственные и носят региональный характер.

2. по роли в мировой торговле:

- международные (обслуживают мировые товарные рынки). В их операциях свободно принимают участие как резиденты, так и нерезиденты страны базирования биржи; биржа обеспечивает свободный перевод прибыли, полученной от биржевых операций; биржа обеспечивает возможность проведения арбитражных операций. В настоящее время в США международными являются все биржи Нью-Йорка и Чикаго, в Великобритании – Лондонская FOX, в Японии – все биржи, на которых осуществляются сделки с товарами, обращающимися на мировом рынке.

- национальные.

· учитывают особенности развития пр-ва, обращения, потребления, материальных ресурсов данной страны;

· валютный, налоговый, торговый режимы данного гос-ва препятствуют проведению арбитражных сделок и участию в биржевой торговле лиц и фирм, не являющихся резидентами страны.

3. по виду товаров (сделки):

- наличного товара;

- фиктивного товара.

Фьючерсная биржа зародилась в США на среднем западе в начале XIX века (Чикагская торговая палата). Формирование фьючерсной торговли прошло именно в этом районе, который являлся сельскохозяйственным. Для него была характерна в основном сезонная торговля, прежде всего зерновыми. Предложение было высоко в определенные периоды времени, а спрос в основном стабилен. В эти моменты происходило резкое падение цен. Для удержания цен на определенном уровне часть товара избыточного на данный момент времени иногда даже уничтожалась. В период до момента сбора урожая цены, напротив, были очень высоки. Ситуацию характеризовалась высокой нестабильностью. Возникла необходимость найти способ обеспечить стабильность и рентабельность как сельскохозяйственным предприятиям, так и их потребителям, сделать торговлю более прибыльной.

Биржи наличного (реального) товара в настоящее время отмирают (10 % от общего количества бирж).

90 % сделок соответственно не являются наличными (фиктивного товара). Они носят фиктивный, спекулятивный характер. Фиктивная сделка не сопровождается поставкой реального товара. На биржах фиктивных товаров торгуют лишь правами собственности на товар. Здесь заключаются фьючерсные контракты, отсюда – фьючерсная, оптовая, безналичная, заочная биржа.

4.по принципу организации выделяют два типа товарных бирж:

1) Публично-правовые;

2) Частноправовые.

1) Публично-правовые биржи:

Создаются с участием государства, их деятельность находится под наблюдением государства и регулируется законом о биржах.

Существуют законодательные нормы для:

- бирж;

- участников;

- объектов торговли.

Контроль за соблюдением правил: как правило, государство использует прямые методы вмешательства в деятельность биржи.

Таким образом, такие биржи создаются под управлением государства или же с его участием. Государство может быть учредителем биржи. Оно оказывает влияние на работу биржи посредством установления законодательных норм, регулирующих биржевую деятельность, деятельность участников торгов и т.д., а также посредством контроля за соблюдением этих норм. Государство использует в большинстве случаев прямые методы воздействия на биржевую деятельность. В случае если биржа является полностью государственной, то и все вопросы, вплоть до найма работников решает государство.

Если государство является соучредителем, оно устанавливает систему контроля за биржевой деятельностью, но участвует в разработке правил биржевой торговли в качестве учредителя.

Членом такой биржи может быть любой предприниматель, занесенный в торговый реестр страны.

Постоянные работники такой биржи – маклеры.

Фиксинг – набирается определенное количество сделок, по ним устанавливается равновесная цена, оформляются лишь те сделки, которые попали в этот ценовой коридор.

Такие биржи характерны для континентальной Европы.

2) Частноправовые биржи

Наши рекомендации