Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
Масштаб и особенности системы внутреннего контроля (СВК), а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности.
СВК экономического субъекта включает: систему б/у; контрольную среду; отдельные средства контроля.
СБУ экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
• операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
• операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
• операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
• зафиксированы особенности операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
• ограничена возможность появления злоупотреблений.
Контрольная среда представляет собой осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание СВК, и охватывает:
• стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;
• организационную структуру экономического субъекта;
• распределение ответственности и полномочий;
• осуществляемую кадровую политику;
• порядок подготовки б/о для внешних пользователей;
• порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
• соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.
Стиль и основные принципы управления — ответственность за разработку и фактическое воплощение СВК несет руководство экономического субъекта. От него зависит, будет ли СВК отвечать размерам и специфике деятельности экономического субъекта, функционировать регулярно и эффективно.
В экономическом субъекте в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел «внутреннего аудита», которым будет передана часть функций по поддержанию СВК.
Организационная структура экономического субъекта — эффективная организационная структура экономического субъекта, предполагающая оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников, препятствующая попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивающая разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника несовместимы, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Обычно подлежат затраты на осуществление контрольных мероприятий должны быть меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий;
• цель большинства средств контроля состоит в выявлении нежелательных хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными;
• человеку свойственно делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов;
• возможно умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников экономического субъекта как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами;
• возможно нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;
• встречается практика существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности или правил учета, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.
Средства контроля должны обеспечивать:
• выполнение хозяйственных операций только с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
• фиксирование в бухгалтерском учете всех операций в правильных суммах, на надлежащих счетах б/у, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в экономическом субъекте УП, а также обеспечение возможности подготовки достоверной б/о;
• доступ к активам только с разрешения соответствующего руководства;
• определение руководством с установленной периодичностью соответствия зафиксированных в б/у и фактически имеющихся в наличии активов, а в случае расхождений — принятие надлежащих мер.
Процедурами внутреннего контроля являются:
• арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
• проведение сверок расчетов;
• проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала;
• проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных б/у фактическому наличию;
• использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного экономического субъекта;
• осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам;
• исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин выявленных расхождений.
СВК охватывает следующие элементы:
1) компетентный, заслуживающий доверия персонал с четко определенными правами и обязанностями;
2) разделение соответствующих обязанностей;
3) соблюдение необходимых формальных процедур при совершении хозяйственных операций;
4) физический контроль над активами и документацией;
5) своевременное составление первичных документов;
6) организация системы внутреннего аудита.
Орган внутреннего аудита в организации создается с целью независимой проверки выполнения сотрудниками организации должностных обязанностей. Организационные формы внутреннего аудита могут быть различными. Например, отдел внутреннего контроля, управление, бюро, отдельная группа внутренних аудиторов и др. Так как создание органа внутреннего аудита — достаточно дорогое мероприятие, а эффективность его работы не всегда возможно измерить в денежном выражении, многие руководители предприятий недооценивают важность этой структуры.
Оценивая эффективность и надежность системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля, аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций: а) высокая; б) средняя; в) низкая. Однако она может принять решение о применении в своей деятельности большего числа градаций.
Изучение и оценка аудиторскими организациями особенностей СБУ и внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки должны в обязательном порядке документироваться с использованием следующих типовых форм:
• специально разработанные тестовые процедуры;
• перечни типовых вопросов для выяснения мнений руководящего персонала и работников бухгалтерии;
• специальные бланки и проверочные листы;
• блок-схемы и графики;
• перечни замечаний, протоколы, акты.
Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки СБУ и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур в результате изучения особенностей средств контроля экономического субъекта должно быть во всех таких случаях надлежащим образом аргументировано.
Аудитору следует оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в три этапа:
а) общее знакомство с системой внутреннего контроля;
б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
в) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.
В то же время при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь, в первую очередь, соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, ответственных за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нпа РФ.