ФСС РФ, механизм его формирования и использования.
Фонд явл-ся специализ-ным финн.-кредит. учрежд-ем при Прав-ве РФ, управляющее сред-ми гос. соц. страх-я. Ден. сред-ва и иное имущество, находящ. в опер. управл-и Фонда, а также имущ-во, закреплен. за подведомствен. Фонду учрежден., явл-ся федер. собстве-ю. Ден. сред-а Фонда не входят в состав бюджетов соответ. уровней, др. фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его испол-и утвержд-ся фед. законом. Исполнит. органами Фонда явл-ся регион-ые и центр-ные отраслевые отделен., управляющие сред-ми гос. соц. страх-я на территории субъектов РФ или в отдельных отраслях хоз-ва, и их филиалы. Основными задачами Фонда явл-ся: обеспеч-е гарантир-ых гос-ом пособий по обязательному социальному страхованию (по времен. нетрудоспос-ти, берем-ти и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беремен-ти, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достиж-я им возраста полутора лет, а также соц. пособия на погребение или возмещение стоимости гарантир-го перечня ритуальных услуг), санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; и др. меропр-й в области гос. соц. страх-я; участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья работников), мер по соверш-ию соц. страх-ия; обеспеч-е фин. устойчивости Фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов и др. а так же по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства Фонда образуются за счет страх. взносов, доходов от инвестир-ия части временно свободных средств Фонда, ассигнований из федер. бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, иных доходов. Средства Фонда расходуются на выплату пособий согласно реализации задач Фонда (по времен. нетрудоспос-ти, берем-ти и родам и т.д.) Выплата пособий по соц. страх-ию, оплата путевок работн. и членам их семей в санаторно-курортные учрежд-ия, фин-ние других мероприятий по соц. страх-ю в организ-ях осуществл-ся через бухгалтерию работодателя. Ответ-ть за правильность начисл-я и расходования средств гос. соц. страх-я несут руководитель и главный бухгалтер организ-и. Уплата страх. взносов в Фонд осуществл-ся в соответствии с тарифом, установл. фед. законом. Работодатель перечисл. исполнит. органу Фонда разницу между начислен. страх. взносами и произвед. им расходами на цели соц. страх-я. Руководство деят-ью Фонда осущ-ся его председателем, назначаемым Прав-вом РФ. Он несет персональную ответ-ть за выполнение возложенных на Фонд задач. При Фонде образуется коллегиальный орган - правление в составе представителей Фонда, федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и некоторых других общественных орг-ий. Члены правления Фонда утвержд-ся Прав-ом РФ. Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы регистрируют страхователей и организуют банк данных по всем категориям страхователей; осуществляют фин. деят-ть по обеспечению соц. страх-ия в регионе или отрасли; устанавл. для страховат-ей нормативы расходов, необходимые для обеспечения гос. гарантий по соц. страх-ю работников; обеспечивают полноту и своевременность уплаты взносов; осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов; осуществляют контроль за расходованием средств страхователями и др. Контроль фин.-хоз. деят-ти регион. и центр. отраслевых отделений Фонда осуществл-ся путем проведения периодич. ревизий и проверок контрольно-ревиз. службой Фонда. Проверки фин.-хоз. деят-ти центрального аппарата Фонда осуществляются не реже одного раза в год специализ-ой аудиторской организ-й.
Страх.взносы в ФСС в 2010 г. (регулируются ФЗ №212 ФЗ от 24 июля 2009г.) составляют 2,9%, плательщиками являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам ( а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Для с/х товаропроизводителей не на ЕСХН 1,9%, для плательщиков ЕСХН – 0% (2011-2012 гг. – 1,9%, 2013-2014 гг. 2,4%, затем 2,9%), для плательщиков УСН и ЕНВД – 0% (после 2010г – 2,9%).
Страховые тарифы при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются ФЗ №125-ФЗ от 24 июля 1998г. и устанавливаются в зависимости от вида и класса опасности экономической деятельности.
44.Фонды обязательного Мед. Страхования, механизм их формир. и использования на федеральном и территориальном уровнях
Фонды созданы в 1991г.в соот.с зак.РСФСР «Об обяз.мед.страх.в РСФСР» от 28.06.1991г.Цель закона-гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение мед.помощи за счет накопленных средств и финансировать профильные мероприятия.ОМС является всеобщим для населения РФ,реалзуется в соответствии с программой мед.страх-я.Финансирование фондов ОМС находится в госсобственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов.Федеральный фонд ОМС формируется за счет:1)отчислений от с/х налога;2)отчислений от един.налога на вмененный доход;3)добровольные взносы юр.и физ.лиц.;4)дох-ы от использования временно свободных финансовых средств фондов.Территориальные фонды ОМС формируются за счет:1)поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработ.насел.;2)поступлений из Пенс.фонда на обяз.мед.страх.неработающих пенсионеров;3)поступлений средств Федерального фонда ОМС на выражение фин.условий деятельности территориальных фондов ОМС;4)доходы от размещ.временно своб.ден.средств.Главный источник формирования фед.и терр.фондов до 2010г.был ЕСН.Теперь вместо ЕСН, отчисления будут идти напрямую в каждый из внебюд. фондов в виде установленного процента. В 2010 году размер взносов установлен на уровне нынешнего ЕСН, т.е. 26% от фонда заработной платы, при этом: 20% - ПФР; 2,9% - в Фонд соцстраха; 1,1% - в Федеральный фонд ОМС; 2% - в терр-е фонды ОМС. В 2011 году размер отчислений составит 34%, в том числе:
26% - в ПФР; 2,9% - в Фонд соцстраха; 2,1% - в Федеральный фонд ОМС; 3% - в территориальные фонды ОМС. Это должно способствовать тому, что работодателям станет более выгодно увеличивать заработную плату работникам.Основная часть Федерального фонда ОМС направляется на выражение фин.условий деятельности территориальных фондов ОМС(90%), на фин-е целевых программ выделяются примерно 10%.Главные направления расходования средств терр-х фондов ОМС-финансирование терр-х программ ОМС в области здравоохранения.
45.Бюджетный процесс: содержание, задачи, участники бюдж. процесса. Характеристика основных этапов бюдж.процесса.
В соотв-вии со ст. 6 БК РФ: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоупр-ния; бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос-ных внебюд фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: * выявление материальных и финансовых резервов гос-тва; * максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; * максимально точный расчет расходов бюджетов; * обеспечение максимальной сбалансир-сти бюджетов; * согласование бюджетов с реализуемой экономич программой* осуществление бюджетного регул-ния в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.Участниками бюджет процессаявляются: 1) Президент РФ; 2) органы законод власти; 3) органы испол власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоупр-ия, финансовые органы, органы, осущ-щие сбор доходов бюджетов, др.уполномоченные органы); 4) органы денежно-кредитного регул-ния; 5) органы гос-го и муницип финансовогои контроля, 6) гос-ные внебюдж фонды; 7) главные распорядители и распорядители бюдж средств; 8) иные органы, на которые закон-твом возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Участниками бюдж процесса также являются бюдже учреждения, гос-ные и муницип унитарные пред-ия, др получатели бюдж средств, а также кредит орг-ции, осущ-щие отдельные операции со сред-ми бюджетов. Ф-ция органов исполн власти – составление и исполнение бюдж-в, законодат.власти – рассмотрение, утвеждение и контроль за исполн-ем бюджета. Бюдж проц-с вкл. 4 стадии бюдж деят-ти:1) сост-е проекта бюджета. На этой стадии разрабатываются прогнозы соц-эк развития и подготавливаются сводные фин балансы. На их основе определяются направления бюдж политики, котор отражаются в док-те «бюджетное послание президента РФ». Он не позднее марта предшествующего года направляется в федер собрание. Далее – непоср-но составление проектов бюджета осуществляет: мин фин, фин органы субъектов РФ, фин органы муниц образований не позднее 15 июля.2) рассмотрение и утверждение бюджета осущ-ся в законод-х органах в Федер собр, зак-х орг-х субъектов, органов местн самоупр-я. Правит-во рассматривает проект с 15 июля по 15 авг.и выносит на рассмотр-е Гос Думы, где проект проходит 4 чтения. Далее закон направляется на подпись президенту.3) исполение бюдж после утвержд-я возложено на исполнит органы. Исполнение осущ-ет Мин-во фин-нов, мин по налогам и сборам, гос тамож-ый комитет. Оперативное исполнение бюдж осущ-ся по «бюдж-ой росписи» - поквартальное распределение дох-в и расх-в.4) составление отчета об исполнении бюдж и его утвержд-е. Отчет об исполнении Фед бюджета направл-ся в правит-во, котор не позднее 1 июля представляет его в форме федер закона в гос Думу и счетную палату. Гос Дума утверждает отчет. Время от начала бюдж процесса до утвержд-я отчета о его исполнении наз-ся бюдж периодом (около 2,5 года).