Орг. финансового контроля(ФК), его виды, формы и методы. Недостатки в организации ФК и пути повышения его действенности в РФ.
Для успешного решения задач, стоящих перед ФК, необх. его научная организация. ФК разнообразен и нуждается в систематизации. В зависимости от органов, его осущ., ФК подразделяется на виды:1.госуд.:а) общегосуд. (вневедомственный);б)ведомственный;2негосуд. контроль.Общегосуд.ФК Это К., осущ. госуд. структурами на предприятиях, не зависимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Его осуществляют: Администрация Президента РФ (Главное контр. управление);Минфин РФ и органы Федерального казначейства ;Мин. РФ по налогам и сборам;Таможенная служба. Это структуры исполнит. власти, но К должен осущ. и со стороны законодат.ветви власти. В РФ таким органом является Счетная палата РФ законодательного собрания. Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями. Сущ. аналог. органы на региональном уровне, подчиняющиеся местной законодательной власти. Счетная палата РФ – юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ и включающее в себя: председателя, аудиторов и аппарат аудиторов. Ее задачи: финансовая экспертиза фед. законов и правительственных актов, связанных с изменением госуд. доходов и расходов; экспертиза проекта фед. бюджета и проектов госуд. федеральных внебюдж. фондов; К за исп. средств фед. бюджета и госуд. фед. внебюджетных фондов. По истечении бюджетного года Счетная палата РФ получает от правительства отчет об исполнении фед. бюджета и после его изучения составляет заключение.Госуд.ведомственный ФК. Осущ. госуд. структурами ведомств, министерств (контрольно-ревизионными управлениями) в отношении подчиненных орг.и учр. На территориал. уровне его осущ. отраслевые органы территориальной исполнит. власти (н-р, деп.образования, здравоохранения). Сюда же относят Фед. комиссию по фондовому рынку, структуры контроля внебюдж. фондов. Эффективность госуд. ведомственного контроля ниже вневед. из-за внутриведомственной заинтересованности в сокрытии нарушений внутри своего ведомства. Негосуд. ФК можно подразделить на: 1.Внутрихоз.2. Аудиторский. 3..Страховой.1.Внутрихоз.К осущ. на предпр. и в орг. силами работников: гл. бухгалтера, руководит. предп., раб. бух. и фин. отдела. Объективные условия для эффективности такого К есть, так как лица, его осуществляющие, знают процессы на предприятии. В силу законодательства аудиторский контроль должны проводить в коммерческих банках, акционерных обществах и других коммерческих организациях. Внешний аудиторский К проводит ауд. фирма, с кот. заключен договор. Внутренний отдел по аудиту осущ. К над филиалами и отделениями. 4. Страх. К– контроль, осущ. страх.комп., кот. проводят его на стадии заключения и действия контракта, при наступлении страх. случая. В процессе осущ.ФК, независимо от органов и видов, применяются следующие основные методы: проверка, обследование, анализ хозяйственной деятельности, ревизия.Проверка – самый массовый метод. осущ.К за отдельными сторонами финн.-хоз. деят.орг. на основе документов.Обследование охватывает широкий круг воп. и показателей. При обслед. м. применяться специфич. приемы: опрос, наблюдение, мониторинг, анкетирование.Анализ финн.-хоз. деят.–изучение отдельных воп. с целью установления причинно-следственной связи с применением экономико-математических приемов и статистических методов.Ревизия – наиб. полный и обстоятельный метод. Проб.ФК в РФ и пути его совершенств. Сущ. 3 осн. области нарушений:1.уход от уплаты налогов и нарушение нал. законодат. 2.неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств;3.большое количество финансовых нарушений, затрагивающие следующие области: начисление амортизации, отношения с поставщиками и клиентами, с арендодателями, банками, страховыми компаниями, инвесторами, управление наличностью, соблюдение графика платежей и поступлений, планирование денежных потоков, дебиторская и кредиторская задолженность, операции на финансовом рынке. Пути соверш. ФКв РФ: соверш. фин-го законодат. и обеспечение его стабильности; выработка четкой высокотребоват. политики государства в отношении нарушителей фин. закон.; повышение профессионализма работников органовФК; развитие материально-технической базы контрольных органов; координация работы органов финансового контроля;гласность – допущенные финансовые правонарушения и применяемые санкции должны быть обнародованы; расширение прав контролирующих органов, не зависящих от исп. власти; контр. за реальным исп. санкций по допущенным фин. правонаруш.; компьютеризация системы учета.