Экономическая доктрина К. Маркса: закон стоимости, закон прибавочной стоимости, издержки производства, закон средней прибыли и цены производства.
Закон стоимости - объективный экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, т. е. по их общественной стоимости. В условиях товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства, когда в обществе господствует анархия и конкуренция, С. з. выступает как стихийный регулятор всего общественного производства. Регулирующий механизм С. з. заключается в колебании цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы, под влиянием спроса и предложения. Превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует рост предложения, а следовательно, — увеличение производства товаров. Отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение производства товаров. Когда уменьшается рабочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается — повышаются при прочих равных условиях и цены. Рыночная стоимость товаров является «центром тяготения», вокруг которого колеблются цены. В условиях стихийного товарного хозяйства С. з. играет большую роль в росте и совершенствовании производства, повышении производительности труда, в снижении стоимости товаров, ибо его действие побуждает товаропроизводителей к снижению индивидуальных затрат труда по сравнению с общественно необходимыми. Стихийное действие С. з. ведёт к обострению антагонистических противоречий товарного хозяйства.
Прибавочная стоимость -разница между созданной в процессе труда новой стоимостью и стоимостью использованной для этого рабочей силы. Она проявляется в виде прибыли. Cледует отличать прибавочную стоимость от добавленной стоимости. Источником прибавочной стоимости является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится ее стоимость. Она образуется посредством того, что рабочий продает свою рабочую силу, которая оплачивается ниже совокупной стоимости производимых рабочим продуктов. Прибавочная стоимость является категорией только капиталистического хозяйства. Прибавочная стоимость создается исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Прибавочная стоимость делится на абсолютную и относительную. Прибавочная стоимость, создаваемая путем удлинения рабочего дня, называется абсолютной, а та, что возникает посредством сокращения необходимого рабочего времени и изменения соотношения времени, которое тратится на необходимый и прибавочный труд, — относительной.
Издержки производства- затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. По способу включения в себестоимость продукций различают прямые и косвенные. К первым относятся затраты, прямо включаемые в себестоимость. К косвенным - затраты, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально прямым затратам.
Выделяют постоянные и переменные издержки. Первые из них не зависят от объема производимой продукции (страхование, арендная плата, проценты по ссудам и т. д.). Вторые - напротив, связаны с объемом производства и изменяются в зависимости от него (затраты на сырье, потребляемую электроэнергию). С точки зрения собственности издержки делятся на явные и вмененные (альтернативные). К первым относятся затраты фирмы на оплату привлеченных факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). К вмененным - ресурсы, являющиеся собственностью фирмы. Чистая экономическая прибыль определяется как разница между доходом от реализации продукции и явными и вмененными издержками.
Закон средней прибыли: на равновеликие затраты (капитал), должна быть получена равновеликая прибыль. Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая). Индивидуальная прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель. Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение дополнительной прибыли. Закон цены производства: товары в условиях рыночной экономики должны продаваться не по стоимости, а по ценам производства.