Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж.

Государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Он состоит из двух частей:

· доходной, которая показывает источники поступления денежных средств;

· расходной, которая показывает направление использования государственных денежных средств.

При формировании государственного бюджета необходимо обеспечивать баланс доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то он является дефицитным; если доходы превышают расходы – это бюджет профицитный. Каждое правительство стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Такое состояние бюджета называется сбалансированным.

Бюджетный дефицит - это превышение размера расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. это разница между государ­ственными доходами и расходами. Причины дефицита:

· падение доходов в условиях кризис.состояния экономики и уменьш-я прироста от НД;

· увеличение бюджет.расходов;

· уменьшение налог-х поступлений в бюджет;

· непослед-ая фин.-эк-ая политика

Бюджетный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вы­званные фазой экономического цикла - изменения в налоговых по­ступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефици­та сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной заня­тости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).

Меры по снижению бюджет. дефицита:

1.Снижение гос.расходов 2.изм-е системы налогообложения 3.Переход от финансирования к кредитованию 4.Повышение роли гос.люджета.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

1. Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

2. Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Выпуск государственных займов при определенных условиях также оказывает негативное воздействие на экономику. Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги относительно их пред­ложения ростом процентной ставки. Но этот рост сократит инвести­ционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако эффект вытеснения становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограничен­ности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобные действия в сочетании с соответствующей денежной поли­тикой скорее будут стимулировать, а не вытеснять частные инвести­ции. Задолженность правительственных органов владельцам государ­ственных ценных бумаг накапливается и превращается в государст­венный долг.

3. Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами. По­следствия эмиссии денег общеизвестны. Развивается неконтролируе­мая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. В це­лях сохранения хозяйственной и социальной стабильности прави­тельства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в большинстве стран предусмотрена конституцион­но закрепленная независимость национального банка от исполни­тельной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон ин­фляционному взрыву.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и ужесточение налогооблажения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньоранж» (печатанье денег).

Однако «сеньоранж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоранжа» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.

Решение проблем бюджет.дефицита:

  1. Бюджет должен балансироваться ежегодго;
  2. Бюджет должен финанс-ся в ходе экон-ого цикла.
  3. Целью гос.регул-ния яв-ся обеспечения сбалансированности не бюджета, а эк-ки.

Вопрос 28: Денежный рынок: спрос на деньги, его структура. Различные концепции спроса на деньги(Кейнса, Баумоля Тобина, Фридмана).

Денежный рынок можно определить как сово­купность рыночных институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения денег и спроса на них.

Начало анализу спроса на деньги на микроэкономическом уровне кембриджский вариант количественной теории денег - теория кассовых остатков д. Маршалла, А. Пигу и др. Центральное место в их концепции заняло понятие «желаемые кассовые остатки», что означает ту часть дохода, которую хозяйствующий субъект желает хранить в денежной форме. Оказыва­ется, что деньги представляют собой интерес для владельца с точки зрения не только их движения (для осуществления сделок), но и их накопления. Спрос на кассовые остатки объясняется двумя факторами - удобством обладания деньгами как всеобщим покупательным сред­ством и ролью денег как страхового резерва на случай непредвиден­ных обстоятельств

Деньги в этой концепции рассматриваются как средство обращения и сбережения. Основная идея количественной теории денег выражается в предложенной А. Пигу формуле, известной как кем­бриджское уравнение: M= kPY

где М- количество денег;Y - общая величина производства; Р - цена произведенной продукции; РY - сумма денежных доходов, эквивалентная конечному продукту; k - часть RY, которую хозяйственные субъекты предпочитают хранить в виде наличности, k=1/V.

Уравнение отражает вывод о том, что спрос на кассовые остатки зависит от сделок по обмену конечного продукта на доходы, т.е. от величины суммы товарообменных сделок, что роднит этот подход с позицией И. Фишера(М*V=P*Y).

Рис. 6.5. Зависимость спроса на деньги от уровня цен

Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru

Чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги. Денежный рынок находится в равновесии в точке пересече­ния кривых спроса и предложения, когда цены устанавливаются на уровне Р2.Если же общий уровень цен снизится до величины Р1,то возникает избыточное предложение денег, равное М5 - М51. В таком случае деньги обесцениваются и происходит повышение цен, при-5лижающее их к уровню Р2.

Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru Наклон кривой спроса на деньги ( Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru )зависит от уровня ВНП (У) который фиксирован в условиях полной занятости: Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru - реальный спрос на деньги

Данные рассуждения относятся к одному из видов спроса, к так называемому спросу на деньги со стороны сделок, который, как было показано выше, зависит от уровня цен и стоимости ВНП. Однако в кейнсианской теории, помимо спроса на деньги со стороны сделок, был выделен еще один вид спроса - спрос на деньги со стороны ак­тивов, возникающий под воздействием спекулятивного мотива и мо­тива предосторожности.

Теория предпочтения ликвидности Кейнса продолжает и разви­вает идею мотивационного подхода к проблеме накапливания денег, называя три его мотива:

1) трансакционный;

2) предосторожности;

3) спекулятивный.

 
  Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru

Первые два мотива отражают роль денег как средства обраще­ния и платежа и лежат в основе трансакционного спроса на деньги. Величина его, при стабильности скорости денег, зависит только от суммы товарообменных сделок, или дохода. Спекулятивный мотив, т.е. мотив получения наибольших выгод, рождает спекулятивный спрос на деньги, являющийся функцией нормы процента.

Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru Рис. 6.6. Спрос на деньги: а - со стороны сделок;б - со стороны активов

Рис. 6.6,а показывает спрос на деньги со стороны сделок. Он не зависит от уровня процента r, поэтому линия спроса вертикальна. На рис. 6.6,б показан спекулятивный спрос на деньги. Он зависит от вы­соты процентной ставки, причем зависимость эта - обратная. Чем выше процент, тем меньше предпочтение ликвидности. Ситуацию, когда все стремятся получить наличные деньги и никто не хочет по­купать ценные бумаги, Кейнс назвал абсолютным предпочтением ли­квидности, а Д. Робертсон - ликвидной ловушкой, при которой отме­чается полная нечувствительность нормы процента к росту денежной массы.

Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru

Кривая отображает зависимость спроса на деньги от нормы про­цента. По мере ее снижения возрастает спрос на деньги.

Монетаристы и их представитель Фридмен считают, что рыночная экономика устойчива, способна саморегулированию. При этом необходимым условием для проявления механизмов саморегулирования является стабильность денежц0 го обращения. Для поддержания этой стабильности государство должно проводить денежно-кредитную политику в виде регулирования объема денежной массы в обращении. М. Фридмен предложил следующую функцию спроса на деньги- МD=Р∫(rь,rе,π,h,У,u)

При анализе спроса на деньги следует выделить также монета­ристский подход

где Р - абсолютный уровень цен; rь - норма процента по облигациям; rе - рыночная норма дохода по акциям; π - темп измерения уровня цен в процентах (ставка дохода от хранения товаров в качестве активов); h- национальный доход; У- доля "физического" компонента нацио­нального богатства; и - прочие факторы.

Монетаристы определяют спрос на деньги как результат срав­нения выгоды, получаемой хозяйствующим агентом от запаса просто денег и от величины дохода, приносимого альтернативными актива­ми. Но Кейнс также определял величину спроса на деньги от величи­ны процентной ставки, разница состоит только в том, что монетари­сты предложили более широкий выбор альтернатив. Финансовый рынок расширился, и хозяйствующий агент вправе выбирать любой источник дохода, помимо облигаций (доход по акциям, депозитным вкладам и т.д.).

Наиболее популярна теория спроса на деньги, рассматривающая его с точки зрения оптимизации денежных запасов Уильяма Баумоля и Джеймса Тобина.

Согласно этой теории, индивиды поддерживают денежные запасы так же, как фирмы поддерживают товарные запасы. В любой данный момент домохозяйство держит часть своего богатства в форме денег для совершения сделок в будущем.

При этом домохозяйство должно соизмерять альтернативные издержки хранения денежных средств (упущенный процент) с трансакционными издержками конвертации других активов в деньги.

То есть, храня значительную долю богатства в денежной форме, домохозяйство лишается процента, который бы она получило, если бы обладало активами, приносящими процент.

В то же время, конвертируя другое богатство в деньги, например, продавая облигации, домохозяйство должно нести издержки типа брокерских комиссионных .

Оптимальный выбор хранимых денежных средств M осуществляется путем минимизации издержек (TC):

TC = Pb ( P *Q / M ) + i (M /2)

Общие издержки хранения можно найти как сумму трансакционных издержек Pb ( P * Q / M ) и альтернативных издержек упущенного процентного дохода i (M /2). Здесь :

M - денежные средства домашних хозяйств, с которых оно начинает месяц.

M/2 - среднее количество денег, хранимых им в течении месяца или спрос на деньги.

Pb - уровень издержек от каждого посещения банка.

P - число посещений банка за месяц.

Если домохозяйство возьмет всю необходимую сумму путем одного масштабного изъятия

M=P*Q, оно обеспечит свои потребности, но потеряет проценты.

Мы можем получить алгебраическое выражение спроса на деньги MD =M/2 в модели Баумоля - Тобина. Это уравнение интересно тем, что оно позволяет нам представить спрос на деньги (в пересчете на одно посещение банка), как функцию трех ключевых параметров: дохода Q, процентной ставки i и постоянных издержек Pb:

Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru

Вопрос 27: Госбюджет: дефицит и профицит. Источники финансирования дефицита госбюджета. Сеньоранж. - student2.ru Спрос на деньги - это спрос на реальные денежные остатки. Иначе говоря, для людей важна покупательная способность денег, а не их номинальная ценность. Эта характеристика денежного спроса известна как отсутствие “денежной иллюзии”.

Модель учитывает точный количественный эффект роста дохода. Используя понятие эластичности спроса на деньги по реальному доходу, можно убедиться в том, что по мере роста реального дохода домашние хозяйства экономят на своих денежных остатках. Или при хранении денежных остатков имеет место экономия на масштабе.

Рост процентной ставки приводит к снижению спроса на деньги, так как более высокая процентная ставка увеличивает альтернативные издержки хранения денег, а это вынуждает домохозяйства урезать свои доходы.

Рост процентной ставки на 10 % вызывает снижение спроса примерно на 5 %. Таким образом эластичность спроса по проценту равна - (1/2).

Также увеличение постоянных издержек снятие средств со сберегательного счета побуждает реже обращаться в банк. Тогда сумма снимаемых средств возрастает, сумма средств на руках увеличивается. Эластичность спроса на деньги относительно постоянных издержек в нашем примере - (1/2).

Теория “Спекулятивного спроса на деньги” относится к одной из завершенных. Разработанная Кейнсом в “Общей теории”, а затем Тобиным и другими экономистами, указанная теория предполагает, что спрос на деньги положителен, так как приносящие процент активы являются рисковыми и могут реально принести потери капитала.

Денежный рынок.

На денежном рынке покупаются и продаются деньги. Денежный рынок включает:

· Финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения

· Денежные потоки, входящие и исходящие из финансовых институтов.


Элементами функционирования денежного рынка:

· Cпрос на деньги

· Предложение денег

· Цена денег (процентная ставка)

Спрос на деньги.

Совокупный спрос на деньги - общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент.


Совокупный спрос распадается на:

· Спрос на деньги для сделок.

· Спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок.

Населению, предприятиям, правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг. Зависит от:

· Объема номинального ВВП. Чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно.

· Скорости обращения денег. Чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот.


Для простоты можно предположить, что необходимое количество денег не связано с изменением ставки ссудного процента i. Тогда при данном объеме ВВП и данной скорости обращения денег кривая спроса на деньги для сделок Dt будет иметь вид вертикальной прямой.

Наши рекомендации