Фискальная политика. Госбюджет: источники формирования и направления использования. Дефицит госбюджета.

Госбюджет — это сово­купность фин.отношений, возникающих между го­с-вом и физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос. фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и рас­ходов гос-ва. Структура бюджета определяется гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств гос-ва, которые используют­ся для финансирования общегос. нужд. Рас­ходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования эк-ки. Прин­цип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип глас­ности означает, что правительство обязано публиковать бюд­жет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распредели­тельную(через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии эко­номики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва составляется на год. Бюджет состоит из расход­ной и доходной частей. Наиболее крупны­ми расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живу­щим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются на­логи. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Наибо­лее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местны­ми властями в местные бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закла­дывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юр. и физ. лицам. В стра­нах с рыночной эк-кой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредито­рам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост гос-ного долга наблюдается практически во всех стра­нах, что объясняется хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

ГОС БЮДЖЕТ-это обще государственный фонд денежных средств с указанием основных источников его формирования н статен рас­хода. Бюджетное сальдо – разность между доходом и расходом гос. бюджета Государственный бюджет выполняет следующие функции: 1. Перераспределительная функция. 2. Функция стимулирования экономического роста. 1.Перераспределительная - средства перераспределяются от одного субъекта к другому: - из производственной отрасли в непроизводственную путем формирования общественных фондов потребления (расходы госбюджета на бесплатное образование, здравоохранение, выплату пенсий, пособий, стипендий). - поддержка наукоемких производств, фундаментальных наук. - подъем отстающих в экономическом отношении регионов. - поддержка беднейших слоев населения за счет более обеспеченных.

ВИДЫ ВЫПЛАТ ИЗ ГОСБЮДЖЕТА : а) ДОТАЦИЯ (от лат."дар", "пожертвование") - государственное пособие населено), предприятиям, выплачиваемое в виде конкретных денежных сумм для покрытия убытков или возмещения разницы в ценах. Осуществляется в виде снижения цен на продовольствие, снижения квартплаты за содержание жилого фонда, бесплатной передачи оборудования. Б) СУБСИДИЯ (от лат. "помощь")-вид пособия общего назначения. обычно выдаваемого в виде денежной суммы без указания, на что конкретно она может быть использована. Предоставляется убыточным предприятиям. отдельным территориям с целью поддержки. в) СУБВЕНЦИЯ (от лат. "приходить на помощь") - вид государствен­ного финансового пособия, предоставляемого на определенные цели (строительство больницы, школы, иногда предоставляется в виде льгот в налогообложении, освобождении от налогов). Получают их местные органы власти, отдельные отрасли хозяйства или предприятия. Чаще всего их предоставляют сельскому хозяйству. транспорту, добывающей промышленности, черной металлургии. Они составляют от 5 до 10% ВНП. В Швейцарии их сократили и одновременно сократили налоги. г) ТРАНСФЕРТЫ (социальные выплаты) - государственные выплаты опреде­ленным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по соци­альному страхованию, различных пособий. Особенностью трансфертных пла­тежей является то. что они перераспределяют налоговые доходы , получен­ные от всех налогоплательщиков в пользу части населения. Они не влияют на увеличение общественного потребления, а лишь меняют структуру потребляемых товаров (бедные слои. получающие трансферты. покупают несколько другую продукцию, чем средние слои. выплатившие налоги). 2.Стимулирующая экономический рост - через определение ставок налогообложения, части изымаемой зарплаты у трудоспособного населения. финансовой политики по отношению к убыточным предприятиям. Государственный бюджет составляется в виде баланса. Превышение расходов госбюджета над его доходами составляет ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА. Это порождение негативных процессов в экономике, желание потратить больше, чем заработали. Предельным уровнем дефицита госбюджета является порог в 5 % от ВВП. Последствиями дефицита госбюджета являются: - расшатывание денежного обращения. - усугубление инфляционных процессов. - отсутствие возможности поддерживать отдельные сферы народного хозяйства. - невозможность полноценной социальной защиты населения. Преодолеть дефицит госбюджета возможно .лишь развивая производство, повышая его эффективность. Увеличение доходов госбюджета за счет уве­личения суммы взымаемых налогов или сокращения необходимых расходов является паллиативной мерой, не дающей действенного результата. Д. Кейнс считал, что во время экономических кризисов контролируемый дефицит госбюджета способствует выходу экономики страны из кризиса. В том случае, если государство выплачивает денег больше, чем получает. растет покупательная способность людей. Предприятия получают возможность больше продавать и уменьшается безработица. Опасен дефицит госбюджета лишь в период подъема, т.к. возникает опасность инфляции. Поэтому, по мнению Д. Кейнса. нет необходимости иметь сбалансированный бюджет ежегодно .но в течении длительного срока он должен быть относительно уравновешен. На уровне областей, районов, городов и поселков действуют местные органы власти. Их деятельность основана на формировании МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ. Местная территориально-хозяйственная система характеризуется экономической обособленностью и устойчивостью социально-экономических связей. Органы местного управления заинтересованы в эффективной работе предприятий, действующих на их территории. Все предприятия, независимо от формы собственности, вносят платежи в местный бюджет. Он имеет такую же структуру, как и государственный бюджет, т.е. это баланс расходов и доходов. Доходы местного бюджета формируются за счет налоговых поступлений. части прибыли муниципальных предприятий, субсидий и дотаций из госбюджета

27.Рынок труда и безработица.Безработица:сущность и формы.Естественный уровень безработицы. рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на рабочую силу, обеспечивается ее распределение и определение заработной платы на различные виды трудовой деятельности; в широком смысле: рынок труда - это система общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в то числе правовых норм и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы. К рынку труда относится не только сфера обмена, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (это - восполнение способности к труду, поддержание определенного уровня профессиональной подготовки, квалификации, переподготовки и т.д.) и сфера использования рабочей силы (время от времени возникает необходимость корректировки условий оплаты труда, продолжительности и интенсивности труда, соотношения времени труда и отдыха и т.д.). составными частями и основными элементами рынка труда будут: 1) субъекты рыночных отношений: работодатели и ищущие работу люди; 2) правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда; 3) конъюнктура рынка труда - соотношение спроса и предложения рабочей силы, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды трудовой деятельности и уровень занятости; 4) службы занятости населения; 5) инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и т.д.: 6) система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, безработных; 7) альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и т.д.; Безработица — это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).Различают добровольную безработицу, связанную с поиском более благоприятных условий труда, и вынужденную безработицу, возникшую в результате сокращения спроса на рабочую силу.Безработица формируется за счет: -потерявших работу в результате увольнения; -добровольно оставивших работу;-пришедших на рынок труда после перерыва;-впервые пришедших на рынок труда.Формы безработицы: 1.Фрикционная — временная безработица, связанная с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями рабочей силы.2Структурная — высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии.3Технологическая — высвобождение рабочей силы, особенно работников с низкой квалификацией, под влиянием научно-технической революции.4Циклическая — определяется изменениями деловой конъюнктуры. Снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов. Считается, что фрикционная и структурная безработицы неизбежны в современной экономике, они определяют «естественную безработицу».Уровень безработицы определяется отношением количества безработных к экономически активному населению, выраженному в процентах. Фискальная политика. Госбюджет: источники формирования и направления использования. Дефицит госбюджета. - student2.ru Сочетание фрикционной и структурной безработициы образует естественный уровень безработицы(или уровень безработицы при полной занятостьи),соответств-ий потенциальному ВВП.Основными причинами ест-ого уровня безраб-ы явл-ся след-ее:1развитая система страхования по безработице.выплаты пособий значительно снижают стимуы \к быстрому трудоустройству и увелич-т время, которое безработные тратят на поиски нового места работы.;2жесткость зароботной платы, кот-я порождает вынужденную безработицу. Вынужденная безработица возникает в тех случаях, когда уровень реальной з\пл. превышает ее равновесное значение.

Наши рекомендации