Предложение на рынке земли абсолютно неэластично
Билеты по Экономике.
Билет 1.
Типология стран – определение типа страны (отнесение к той или иной социально – экономической категории):
1. Экономически развитые (60 стран).
· Страны «Большой семёрки» (Канада, США, ФРГ, Франция, Великобританя, Италия, Япония).
· Менее крупные высокоразвитые страны (Нидерланды, Бельгия, Австрия, Швейцария, Монако).
· Страны переселенческого капитализма (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия).
2. Развивающиеся страны(150 стран).
· Ключевые (Мексика, Бразилия, Индия).
· Новые индустриальные ( Респ. Корея, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Индонезия ).
· Нефте– экспортирующие( Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла).
· Отсталые (Афганистан, Непал, Нигер, Чад, Панама ).
3. Страны с переходной экономикой (КНДР, Вьетнам, Польша, Чехия Албания).
Россию нельзя отнести к развивающимся странам, так как она имеет мощную промышленность, огромную транспортную сеть и обширную систему связи, довольной высокий уровень образования и культуры, большое число научных и технических разработок. Но уровень жизни в России довольно низок и важнейшие экономические механизмы сейчас либо отсутствуют, либо только в зачаточном состоянии =>Россию нельзя отнести к развитым странам и к одному из 4 типов экономических систем.
Значит, Россия относится к отдельной категории стран, а именно к постсоциалитическим странам с экономикой переходного типа( от командного типа к смешанному).
Постсоциалистические страны – это бывшие государства социалистического лагеря, имеющие развитую промышленность и высокий уровень образования населения, но лишь приступившие к созданию целостной экономической системы рыночного или смешанного типа.
Типы экономических систем
Традиционная
Командная Рыночная Смешанная
Традиционная: Основу составляли традиции и обычаи. Общественная собственность.
Командная: Гос. Собственность. Все вопросы решало государство.
Рыночная: Частная собственность. Вопросы решались между частными собственниками путем выгодности (как то так).
Смешанная: Все виды собственности. Вопросы решались различными договорами.
Билет 2.
Проблемы промышленности России:
· Старые проблемы (стр.32 пояснение, обязательно читать):
1.Недостаток металла в стране;
2. Отсутствие мощных собственных корней для развития промышленности;
· Современные проблемы:
1. Крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансово, научно-инновационного, кадрового, природного;
2. Ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства;
3. Структурные диспропорции в экономике.
Перспективы развития:
· Стратегический подход, примером которого может служить развитие трубопроводной инфраструктуры;
· Консолидацию активов в ключевых отраслях;
· Государственно-частное партнерство;
· Локализацию производства;
· Принцип «трех X»: инвестиции, инновации, интеграция.
От Росса:Что ж, в Промышленности России существуют 2 типа проблем: те, которые достались нам исторически-это безусловно специализация на добыче ресурсов; бедность на крупные перерабатывающие заводы с многолетней историей и отсталость технологий, связанное в первую очередь с двумя мировыми войнами и милитаризацией экономики.
К современным проблемам промышленности РФ относится очень сильная зависимость экономики от добывающей промышленности, вследствие чего государство уделяет большее внимание добычи, нежели переработке, которая у нас развита слабо, то есть сальдо у нас отрицательное.вывозится сырье, завозится готовая продукция. Так же к современным проблемам относятся сложности с добычей природных ресурсов, самые известные месторождения беднеют, и приходится искать новые, требующие больших затрат. Современной Российской перерабатывающей промышленности из-за своей отсталости очень тяжело конкурировать с иностранными производителями, а это очень сильно осложняет развитие промышленности.
В перспективах развития Российской экономики безусловно проведение политики протекционизма и ускоренное развитие отечественного производителя(перерабатывающая отрасль), который в будущем должен дорасти до мирового уровня и вывести сальдо нашей страны в положительное направление. А выполняться это будет за счет добывающей промышленности, то есть за счет экспорта природных ресурсов.
Билет 3.
Проблемы сельского хозяйства России:
· Старые проблемы (стр. 42):
1. Проблема преобразования форм собственности на землю;
2. Проблему поиска наиболее пригодных для России форм организации аграрного производства;
· Современные проблемы:
1. Высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции;
2. Высокие процентные ставки на кредит 15 - 16 %;
3. Высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы;
4. Социальные проблемы сельских жителей;
Перспективы развития:
· Развитие фермерства;
· Освоение новых территорий для увеличения площади пашней.
От Росса:
Проблемы сельского хозяйства РФ делятся на 2 типа: те, которые достались нам исторически, и современные:
Историческими проблемами с/х являются бывшие колхозы и совхозы, производительность которых многократно ниже чем производительность фермерских наделов в том же США и практически полное отсутствие фермерских наделов на территории РФ. Кроме этого достаточно большой проблемой является недостаточная освоенность территорий Сибири, потенциал которых просто огромен.
К современным проблемам относится постоянный рост уровня урбанизации, и соответственно уменьшение сельского населения; отсутствие денег на развитие фермерских наделов, сопротивление руководителей бывших колхозов и совхозов и миграции населения из Сибири в центральную зону
Таким образом перспективой развития сельского хозяйства РФ является переход к фермерским наделам и освоение Сибирских территорий. Этот переход будет осуществляться за счет добычи минеральных ресурсов, что в будущем значительно повысит эффективность российского с/х и мы вновь станем не импортерами, а экспортерами сельскохозяйственной продукции.
Билет 4.
При изменении доходов покупателей закономерно изменяется и спрос. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары. При уменьшении дохода спрос будет увеличиваться на товары более дешевые, а на товары более дорогие спрос будет уменьшаться.
Различают следующие виды товаров:
1) Нормальные товары(график) - это товары, спрос на которые возрастает вместе с ростом доходов населения. (пример:сливочное масло, омары, филе)
2) Инфериорные товары (график) -это товары, спрос на которые при росте дохода уменьшается, а при снижении дохода - увеличивается. (пример: ношенная одежда, еда быстрого приготовления)
3) Ни те ни другие (график)– это товары, спрос на которые при росте или уменьшении дохода не изменяется. ( пример: карандаши, зубные щётки)
Эластичность спроса по доходу
1) точечная эластичность (формула) –
если <0 то инфериорные товары
если =0 то ни те ни другие
если >0 то нормальные товары
2) дуговая эластичность (формула) -
Нормальные товары:
- товары первой необходимости (0<Edi<1) – туалетная бумага, молоко, мясо
- предметы роскоши (Edi>1) – драгоценности, деликатесы
Билет 5.
Изменение цены одних товаров – заменителей ведёт к изменению в том же направлении спроса на другие товары.
Изменение цен на одни дополняющие товарыведёт к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении.
Товары-субституты: характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого (снижение цены на один товар делает для потребителей менее желанным другой товар.)
Пример: кока-кола и пепси, чай и кофе, мандарины и апельсины
Товары – комплементы- это несколько товаров, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно.
Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.
Перекрестная эластичность (формула) –
Если E>0 то товары-субституты
Если E=0 то несопряженные товары
Если E<0 то товары-комплементы
Дуговая эластичность (формула) –
Билет 6.
Эластичность спроса по ценепоказывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Виды спроса:
1) Неэластичный спрос – когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). -1<Edp<0 Примеры:
-Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
- Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
- Трудно заменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
2) Единичная эластичность спроса – изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса. Edp=-1
3) Эластичный спрос – объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). Edp<-1Примеры:
- Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
- Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
- Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
1 Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
2 Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
3 Консерватизм покупателей во вкусах;
4 Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
5 Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
Билет 7.
Эластичность предложения товаров –масштаб измерения величины предложения товара (в %) при изменении цены этого товара на 1 %.Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения =
Эластичность предложения зависит от:
1 Особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
2 Временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
3 Зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.
Виды эластичности предложения :
1) Товары с эластичным предложением
Примеры:
2) Товары с неэластичным предложением
Примеры:
3) Товары с единичной эластичностью
Формула:
Исключительные случаи:
абсолютно не эластичный (график)
абсолютно эластичный (график)
Коэффициент эластичности предложения =
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1) Технология производства (изменение технологий, замена ручного труда – механизация труда)
2) Ожидание относительно будущей динамики цен
3) Время (с\х продукция)
4) Эластичность предложения ресурсов (пример: черная металлургия России)
Билет 8.
Фирма –самостоятельно действующая организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Является одним из трех основных субъектов рыночного хозяйства (наряду с домохозяйством и государством).
Цели фирмы:
1 Максимизация объёма продаж.
2 Максимизация темпов роста самой фирмы.
3 Максимизация прибыли.
Как мы поняли, целью фирмы является получение прибыли. Что же такое прибыль? Прибыль – это разность между выручкой и затратами. Но появляется главный вопрос: Как увеличить прибыль? По идее нужно повысить выручку, но это сложно сделать, так как выручка – это произведение цены товара на его количество, значит, если мы повысим цену на товар, не факт, что спрос увеличиться, а может даже и уменьшится в разы, остается одно – уменьшить затраты. Но это ведь тоже сделать нелегко. Для решения этой проблемы создается математическая модель, в которой выполняется главное условие максимизации прибыли, а именно объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.
Билет 9.
Существует 2 вида рынков:
1) Совершенная конкуренция - конкуренция, возникающая между предприятиями, продающими одинаковые товары. При этом цены на товары определяются соотношением спроса и предложения.
2) Несовершенная конкуренция, которая подразделяется ещё на 3 категории:
А) Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.
Б) Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
В) Чистая монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья.Если фирма в совершенной конкуренции, то она не может влиять на цену.Монополистическая конкуренция отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована. Чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену, т.е. имеющая монопольную власть, в отличие от олигополии и монополистической конкуренции.
Билет 10.
Монополист - фирма, которая является единственным продавцом на рынке и потому выбирает объем производства и цену продаж.
Монополистический рынок – это рынок, состоящий из 1 продавца.
Он может получать сверхприбыль, если у него есть монополистическая власть.
Барьеры, защищающие монополию:
· Юридические барьеры (госмонополия(РЖД)).
· Экономические барьеры (производственные фирмы(АСЕАН)).
· Естественный барьер (природные или технико – экономическиеусловия).
Антимонополистическую политику проводит государство для того чтобы ограничить монополистической деятельности на товарных рынках:
1. Предельное упрощение процедуры создания новых фирм.
2. Снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов.
3. Принудительное разделение крупнейших фирм монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга.
4. Введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях – установление порядка, при котором поглощение и слияния возможны лишь с разрешения государства.
5. Введение в особо сложных случаях прямого государственного контроля за ценами и заработной платой.
6. Наказание фирм за проведение ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров на одном и том же рынке по разным ценам.
Для этого принимают законопроекты о защите прав потребителя.
Билет 11.
Рынок капитала –это совокупность экономических, юридических процедур, позволяющих покупать\продавать капитал.
Капитал бывает заемным и собственным.
Заёмный капитал –денежные средства, которые предоставлены фирме в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату.
Свойства:
· Срочный;
· Фиксированная цена;
· Прямого использования;
· Прямого назначения.
Собственный капитал – денежные средства, которые предоставляются фирме в обмен на право совладения её имуществом и доходами, а потому, как правило, не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.
Свойства:
· Бессрочный;
· Нефиксированная цена;
· Дополнительные привилегии (часть имущества).
·
Структура:
Кредитный рынок.
Капитал, привлекаемый с кредитного рынка, носит характер заёмного капитала, причём, как правило, фирма может получить его на срок от нескольких месяцев. Основным источником средств, являются сбережения семей.
Рынок облигаций.
Капитал, привлекаемый с помощью облигаций, также носит заёмный характер. Облигации удобнее для фирмы, чем банковские ссуды: здесь условия заимствования предлагает сама фирма она сама и потому есть шанс, что эти условия в итоге окажутся более выгодными для фирмы, чем при обращении в банк.
Облигация –ценная бумага, удостоверяющая что её владелец одолжил некоторую суммы денег фирме или государству, выпустившим облигацию, и имеет право на получить через определённое время свои деньги назад с премией величина которой также фиксируется при продаже облигации.
Рынок акций.
Это рынок собственного капитала. Средства, полученные от продажи акций, становятся частью средств, которые фирма не обязана никому отдавать и может пользоваться ими по собственному усмотрении сколь угодно долго.
Акция –ценная бумага выдаваемая инвестору в обмен на получение от него денежных средств, для развития фирмы и подтверждающая его права как совладельца имущества фирмы и её будущих доходов.
Рынок государственных инвестиций.Государственные инвестиции - это сегмент рынка капитала. РФ является страной с переходной экономикой. Государство выступает не только как активный, но и более того, как один из крупнейших инвесторов.
Факторы, влияющие на спрос на рынке капитала:
1. Возможность прибыльного инвестирования;
2. Экономическая стабильность.
Факторы, влияющие на предложение на рынке капитала:
1.Количество сбережений;
2. Срок отвлеченных средств;
Риск инвестирования.
Дисконтирование –процесс расчета будущей стоимости денег.
Билет 12.
Рынок земли –это совокупность экономических, юридических процедур, позволяющих покупать\продавать землю.
Особенности рынка земли:
1.Земля не производится, а является природным ресурсом;
2.Предложение земли на рынке абсолютно неэластично;
3.Обязательно юридически закрепленная частная собственность на землю.
Товар на рынке земли
Земля Услуги земли
Цена бывает двух видов:
1. Цена на землю ([P] – ден. ед. за ед. площади)
2. Рента ([R] – ден. ед. за ед. времени и ед. площади)
Спрос на рынке земли:
1. С\х пользователи;
2. Не с\х пользователи.
Факторы 1: Факторы 2:
1. Плодородие; 1. Местоположение;
2. Местоположение; 2. Ландшафт.
3. Разработанность земли;
4. Экологическая обстановка.
Билет 13.
Рынок природных ресурсов –это совокупность экономических, юридических процедур, позволяющих покупать\продавать природные ресурсы.
Рынок природных ресурсов
Возвратные Невозвратные
Примеры:
· Воспроизводимые ● Невоспроизводимые
- Лес; - Нефть;
- Пушнина; - Природный газ;
- Грибы; - Каменный уголь;
- Лососина; - Алмазы;
- Жемчуг. – Золото.
Возвратные: Невозвратные:
Запас природных ресурсов.
Спрос | Предложение |
●Востребованность и цена на мировом рынке; | ●Наличие природных ресурсов; |
●Наличие товаров заменителей. | ●Объем, добыча, использование в промышленности; |
●Технологии. |
Поток природных ресурсов.
Спрос | Предложение |
●Возможность прибыльного использования. | ●Развитость добывающих технологий; |
● Наличие природных ресурсов. | |
Билет 14.
Банк– это финансовый посредник, осуществляющий деятельность по приёму депозитов, предоставлению ссуд, организации расчётов, купле продаже ценных бумаг.
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.
Билет 15.
Роль Центрального банка в экономике страны:
1. «Банк банков»
• Контролирует работу коммерческих банков;
• Устанавливает норму обязательного резервирования;
• Хранение денег;
• Выдача кредитов банкам.
2. «Банк правительства»
• Выпуск денег;
• Оплачивает расходы государства;
• Участвует в планировании экономики.
Центральный банк проводит кредитно-денежную политику (монетарную), используя 3 главных инструмента:
• Изменение нормы обязательных резервов;
• Операции на открытом рынке;
• Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
С помощью этих инструментов изменяется уровень совокупного спроса, ВВП, занятость, общий уровень цен.
Есть 2 направления Центрального банка:
1. Содействие росту денежной массы (политика дешевых денег);
2. Ограничение роста денежной массы (политика дорогих денег).
Билет 16.
Экономический рост(ЭР) –устойчивое увеличение производства страны из года в год.
Значение экономического роста состоит в том, что он расширяет возможности повышения уровня благосостояния.
Признаки экономического роста:
· Длительный период времени
· Увеличение производства
*Графики*
Факторы экономического роста:
Интенсивный
· Совершенствование технологий производств на основе использования науки;
· Повышение образовательного уровня работников;
· Улучшение методов распределения ограниченных ресурсов;
· Проявление эффекта масштаба производства;
· Ускорение роста V производственных благ.
Экстенсивный
· Рост численности занятых в производстве;
· Инвестиции;
· Рост капиталовооружонности труда;
· Проявление эффекта масштаба производства.
Показатели экономического роста:
1. ВВП;
2. Реальный ВВП;
3. Темпы экономического роста;
4.ВВП на душу населения;
ВВП на 1 занятого.
Билет 17.
Экономический рост(ЭР) –устойчивое увеличение производства страны из года в год.
Экономический цикл –это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.
Экономическая конъюнктура – направление и степень изменения показателей характеристик состояния экономики страны.
Подъём - подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства, невысокие темпы инфляции, внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.
Пик - «высшая точка» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.
Спад - характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.
Дно — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной.
Причины существования экономических циклов:
1. Перепроизводство;
2. Внеэкономические причины, стихийные бедствия (зависящие от смены времен года в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности, сезонность розничной торговли, вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления);
3. Кредитная агрессия;
Методы урегулирования:
1. Повышение или понижение ставки налогов на прибыль.
2. Кредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента.
3. Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства.
Анти циклические меры
Билет 18.
Причины появления международной торговли:
1. Неравное распределение природных ресурсов.
Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках.
Три основные причины существования международной торговли:
· Неравное распределение природных ресурсов между различными странами и народами;
· Принцип абсолютного преимущества (заключается в том, что страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем ее торговые партнеры);
· Принцип относительного преимущества (заключается в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цены выбора у нее относительно ниже, чем в других странах).
Иными словами, каждой стране стоит специализироваться на производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.
Существуют две основные модели внешнеторговой политики:
Протекционизм и свободная торговля (либерализм).
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, валютных ограничений, пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок и т.п.
В противоположность этому политика либерализации имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях.
Билет 19.
Валютный рынок — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.
Валюта – это любая платеже-расчётная единица, используемая в сделках купле-продаже.
Валюта бывает:
· Национальная (денежная единица данной страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами);
· Иностранная (денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах);
· Международная.
Также подразделяется на:
· Свободно-конвертируемая (валюта, для которой нет ограничений по совершению валютных операций.)
· Частично – конвертируемая (это валюта стран, в которых существуют валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам валютных операций.)
· Замкнутая (не конвертируемая) - национальная валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не может свободно обмениваться на иностранную валюту.
Валютный курс – это цена одной денежной единицы, выраженная в других денежных единицах.
Валютный рынок выполняет определенные функции, по которым определяется его назначение и экономическая роль.
Основными его функциями являются:
• обеспечение условий и механизмов для реализации валютной политики государства;
• создание субъектам валютных отношений предпосылок для своевременного осуществления международных платежей по текущим и капитальным расчетам и содействие благодаря этому развития внешней торговли;
• обеспечение прибыли участникам валютных отношений;
• формирование и уравновешение спроса и предложения валюты и регулирование валютного курса;
• страхование валютных рисков;
• диверсификация валютных резервов.
Установление валютного курса:
· золотой стандарт (монетарная система, в которой основной единицей расчётов является некоторое стандартизированное количество золота)
· под действием спроса и предложения;
Валютный курс любой страны зависит от множества факторов. Но важнейшими являются два - покупательная способность валюты (соответственно - паритет покупательной способности) и соотношение предложения и спроса на нее.
Билет 20.
В нашем современном мире существуют глобальные экономические проблемы, а именно:
1. Сохранение мира;
2. Сырьевая и энергетическая проблема.
Ограниченность запасов органических и минеральных ресурсов - эта глобальная проблема связана, прежде всего, с ограниченностью важнейших органических и минерально-сырьевых ресурсов планеты. Учёные предупреждают о возможном исчерпании известных и доступных для использования запасов нефти и газа, а так же об истощении других важнейших ресурсов: железной и медной руды, никеля, марганца, алюминия, хрома и т.д.
Энергетика — это основа промышленности всего мирового хозяйства. Энергетика является основой развития производственных сил в любом государстве. Она обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики. Одним из самых перспективных, на данный момент, методов решения энергетической проблемы - это использование альтернативных видов электроэнергии.
Пути решения:
· использование альтернативных источников энергии
· увеличение КПД добывания и производства
3. Мирное освоение космоса
4. Проблема международного терроризма
5. Демографическая проблема
6. Продовольственная проблема
7. преодоление отсталости развивающихся стран Юга
8. Экологическая проблема
Определения.
ВВП– рыночная стоимость конечной продукции произведённой на территории данной страны за определённый промежуток времени.
Постсоциалистическиестраны – бывшие государства социалистического лагеря, имеющие развитую промышленность и высокий образовательный уровень населения, но лишь приступившие к созданию целостной экономической системы рыночного или смешанного типа.
ВНП – макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенной конечной продукции страной за определённый промежуток времени.
Нормальные товары –товары спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей.
Инфериорные товары –товары, спрос на которые растет при сокращении доходов потребителя.
Эластичность –реакция одной переменной на небольшое относительное изменение другой, например, изменение спроса на экспортируемые промышленные товары вследствие изменения курса валюты или изменение спроса в результате изменения цен.
Экономическая эффективность – результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда. Частные показатели экономической эффективности производства - производительность труда.
Технологическая эффективность – один из показателей, характеризующих технологический способ производства. Способ признается технологически эффективным, если не существует другого способа.
Совершенный конкурент – фирма, которая вынуждена продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке, и не может повлиять на уровень этой цены, изменяя объемы своего предложения.
Несовершенный конкурент –фирма, на долю которой приходится большая доля общего рыночного предложения, поэтому изменяя свои объемы продаж, она способна вызывать изменения равновесной цены на этом рынке.
Монополист – фирма, осуществляющая контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ей получать монопольную прибыль
Рынок капитала – рынок, на котором продаются финансовые ресурсы, необходимые для организации коммерческой деятельности фирмы.
Сбережения –остаток от доходов после оплаты всех расходов, связанных с текущим потреблением.
Заёмный капитал –денежные средства, которые предоставлены фирме в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату.
Собственный капитал – денежные средства, которые предоставляются фирме в обмен на право совладения её имуществом и доходами, а потому, как правило, не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.
Дисконтирование – это процесс расчета будущей стоимости денег.
(