Несовершенная конкуренция и ее формы.
Конкуренция (от латинского — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Существует совершенная и несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.
монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции.
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. Модель монополии: единственный продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; на рынке есть условия для входа и выхода
Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.
Рынок ценных бумаг.
Ценные бумаги (денежные средства) как экономическая категория — это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а также на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал.
Рынок ценных бумаг - это рынок, на котором продаются и покупаются ценные бумаги. Другое название рынка ценных бумаг - фондовый рынок. Это связано с тем, что ценные бумаги, также называемые фондовыми активами.
Ценные бумаги - это акции, облигации и опционы.
АКЦИЯ - это ценная бумага, подтверждающая право держателя на владения долей акционерной компании.
ОБЛИГАЦИЯ - это ценная бумага, подтверждающая тот факт, что соответствующая компания (и не только компания) взяла в долг определенную сумму под указанный процент на установленный срок.
ОПЦИОН - это ценная бумага, дающая право его держателю продать или купить в течение определенного срока акции по указанной в опционе цене. Вне зависимости от текущей рыночной цены на данные акции.
Вышеперечисленные ценные бумаги, а точнее их правильное сочетание и своевременная купля-продажа - основа многих стратегий на рынке ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг сегодня предоставляет широчайшие возможности для инвесторов и трейдеров. Часть стратегий имеют огромные временные горизонты и, в этом случае, инвесторы владеют акциями или облигациями в течение нескольких лет и даже десятилетий. Другие стратегии применимы на очень коротком временном промежутке - в этом случае ценные бумаги (акции или опционы) покупаются и продаются в течение нескольких часов или даже минут, практически не задерживаясь на счету трейдера.