Теория потребительского поведения.
Потребитель является королем на рынке, т.к. решает, что ему необходимо для удовлетворения собственных потребностей. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто выбрал наилучший вариант потребительского поведения, т.е. максимизировал полезность при ограниченном доходе. В этом и состоит сущность теории потребительского поведения.
Анализ поведения потребителя рассматривает его с двух сторон:
Что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе;
Что он хотел бы иметь из данного набора вариантов.
Для более глубокого объяснения поведения потребителя используется метод бюджетных линий и кривых безразличия. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном денежном доходе.
График бюджетной линии:
Каждая точка бюджетной линии показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет.
Если цены на товары будут пропорционально изменяться, то бюджетные линии будут параллельны.
Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит свой наклон.
Таким образом, расположение бюджетных линий зависит:
от величины денежного дохода;
от влияния изменения цены.
Желая приобрести товары, входящие в набор, потребитель высказывает свои предпочтения. Путем опроса потребителя ему предполагают различные сочетания товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой
набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия.
График кривой безразличия:
Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения.
Полезность, которую потребитель теряет, отказываясь от одного товара, компенсируется пользой от дополнительного количества другого товара. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия.
Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных товаров, при котором пользы в рамках его бюджета будет максимальной.
Чтобы сделать оптимальный выбор необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и выбор будет сделан.
8. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характер} производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции,т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:
1) множеством покупателей и продавцов;
2) высокой мобильностью факторов производства;
3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробному анализу в условиях совершенной конкуренции будет посвящена гл. 6.
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией.Различают три основные вида несовершенной конкуренции:
1) чистая монополия,когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
2) олигополия,когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3) монополистическая конкуренция,которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены в гл. 7.
В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
9. Страхование. В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Под рискомпонимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Рассмотрим некоторые основные понятия, связанные с поведением человека в условиях неопределенности. Участие в лотерее - типичный пример рисковой деятельности.
Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять:
а) нейтральных к риску;
б) любителей риска;
в)Вытывающих антипатию к риску,или противников риска
Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованиемпонимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.Объединение риска- это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».
Распределение риска- способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны. Предприятий подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассоциацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в случае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
Диверсификация- способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счет роста курса акций другой компании или других компаний Надо учитывать и тот факт, что есть виды деятельности, которые связаны с нестрахуемыми рисками.При этом варианты нестрахуемых рисков могут нести как отрицательную, так и положительную нагрузку. Никто не застрахует вас, например, от ядерной войны или от всеобщей экологической катастрофы; понятно, что, когда речь идет о катастрофах в рамках всего человечества, нет такой страховой компании, которая приняла бы на себя ответственность за риски подобного рода. Это негативные, но неизбежные варианты нестрахуемых рисков.
Спекуляция. спекуляция- это покупка какого-либо товара в расчете перепродать его на том же рынке по более высокой цене через какой-то промежуток времени, т. е. спекулянты используют разницу цен во времени. В своей спекулятивной деятельности лица, осуществляющие спекуляцию и арбитражирование, сознательно идут на риск. На практике сочетаются оба вида этой деятельности и чаще всего они объединяются под общим названием спекуляции.
Рассмотрим три важнейших способа спекулятивной деятельности. Первый способ - это покупкатовара, его хранениев течение определенного срока и последующая продажа. Покупая товар, спекулянт рассчитывает на повышение цен. Если цены не повысятся, а понизятся, спекулянт потерпит убытки.
Второй способ - заключение фьючерсных контрактов,когда по истечении определенного срока инвестор берет на себя обязательство купить или продать определенное количество биржевого товара1 по цене, определенной сегодня. Третий способ - заключение опционного контракта. Опцион- это контракт, в соответствии с которым инвестор покупает правокупить или продать в будущем какое-либо количество товара по цене, определяемой на сегодняшний день. Специфика этого способа заключается в том, что свое право вы можете реализовать или не реализовать в зависимости от вашего желания, которое определяется обстоятельствами.
Опционный контракт более безопасный (менее рискованный) способ спекуляции по сравнению с фьючерсным контрактом, потому что проигрыш может быть равен лишь гонорару посредника. Поэтому опционный контракт в какой-то степени содержит элемент страхования.
Срочные контракты (фьючерсные контракты, опционы) используются при осуществлении хеджирования- страхования от неблагоприятного изменения цен в момент планируемой покупки или продажи актива, характеризующеюся неопределенностью цены. Хеджирование осуществляется с помощью заключения одного или нескольких срочных контрактов на продажу или на покупку, чтобы максимально сохранить стоимость финансовых активов инвестора.
О первом положительном моменте, связанном со спекуляцией, уже было сказано выше, когда речь шла о возможности страхования рисков.Спекулянты путем операций хеджирования дают возможность другим участникам рыночного процесса застраховать себя
Вторая важная функция спекуляции заключается в передаче информациио тенденциях, господствующих на рынке. Казалось бы, спекулянтам невыгодно распространять информацию. Это действительно так, но они распространяют ее помимо своего желания. Ожидая роста цен на какой-либо ресурс, они начинают скупать акции компаний, занимающихся его добычей. Массовая скупка акций ведет к росту цены этих акций. Ценовой сигнал - это источник информации для всех. Общество в целом понимает, что скоро произойдет удорожание данного ресурса. Информация доступна теперь всем.
Наконец, спекуляция выполняет еще одну функцию - это консервация,или уменьшение использования, дефицитных ресурсов (например, полезных ископаемых). Спекулянт, ожидая дефицит, скупает ресурс и консервирует добычу, чтобы продать ресурс позже, когда цена повысится. Раз меньше ресурса поступает на рынок, его цена растет. Ценовой сигнал воспринимается другими компаниями, и начинается повсеместная консервация добычи.
Неопределенность. модель совершенной конкуренции нарушается, и возникает асимметричностьинформации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях.
В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А.Хайек, несмотря на его явные рыночные взгляды.' По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому; предприниматель, обладающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.
В результате асимметричной информации возникают интерналии(ин-тернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участникамиданной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. одним из негативных последствий наличия асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска.Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам предосторожности.
10.фирма - это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности.Именно неопределенность, возникающая ввиду существования асимметричной информации в условиях рыночного хозяйства, порождает, выражаясь образно, желание индивидов искать спасения от высоких волн трансакционных издержек в океане спонтанного порядка на островах иерархий, т. е. фирм.Технологический подходк изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.
В соответствии с институциональным подходом,центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения.
Современная неоинституциональная теория, одним из наиболее ярких представителей которой является американский экономист О.Уильямсон, предлагает еще более глубокое погружение в сущность экономической природы фирмы. Для выяснения этой природы нам необходимо ввести в анализ, наряду с известными (оппортунистическое поведение), и новые категории: специфичность активов (ресурсов)и типы контрактов.
Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы. Актив- это объект собственности, имеющий денежную оценку. Активы могут быть физическими (машины, оборудование), финансовыми (акции, облигации и другие ценные бумаги), нематериальными(авторские права, «человеческий капитал», т. е. накопленные профессиональные знания, о которых подробнее пойдет речь в гл. 11). Исходя из сравнения фирмой ценности активов, которыми она обладает, можно выделить три типа активов: общие, специфическиеи интерспецифические.
Для общих активовхарактерна равная оценка их ценности как для использования в пределах данной фирмы, так и для рынка. Иначе говоря, альтернативная стоимость общего актива одинакова как внутри фирмы, так и вне ее. Так, скажем, бензин стандартной марки является для нефтеперерабатывающего предприятия общим активом.
Специфические активыдля внутреннего использования оцениваются фирмой выше, чем на рынке (альтернативная стоимость специфического актива выше в рамках фирмы, чем вне ее). Примером такого актива могут служить навыки программиста, который досконально знает специально созданное для данной фирмы программное обеспечение.
Все отношения владельцев активов по поводу их обмена или использования регулируются контрактами. Контракт - это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон.В основе классификации контрактов лежат четыре существенных характеристики:
• устойчивость экономических связей между сторонами (разовые, периодические или непрерывные сделки);
• степень неопределенности (низкая или высокая);
• типы активов, или ресурсов (общие, специфические или интерспецифические);
наличие (или отсутствие) гарантий выполнения сторонами своих обязательств
три типа контрактов: классический, неоклассическийи отношенческий(импли-цитный).1
Классический контракт{рыночное управление2) предполагает, что сделки между экономическими агентами носят разовый характер и ввиду низкой степени неопределенности все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и включены в контракт. Предметом классического контракта являются общие активы, он существует только в письменной форме, а защита прав участников осуществляется судебной системой государства.неоклассический контракт{трехстороннее управление) регулирующий лишь некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств. Неоклассический контракт характеризуется регулярностью отношений между сторонами, его предметом являются как общие, так и специфические активы. В отношенческом,или имплицитном контракте{двухстороннее уп-равление1') имеют место долгосрочные и непрерывные во времени связи
между экономическими субъектами в условиях высокой степени неопределенности. Такой тип контракта отличается преобладанием неформальных договоренностей над формальными и интерспецифичностью активов.
Таким образом, в соответствии с неоинституциональным подходом мы можем определить фирму как сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов.Поскольку мы имеем дело с непрогнозируемым количеством вероятных ситуаций, предусмотреть которые заранее невозможно, природу фирмы можно характеризовать как долгосрочный неполный контракт.
Как нетрудно заметить, институциональная теория фирмы изучает вопросы, связанные не только с поиском оптимального размера фирмы, но и с причинами ее происхождения, а также механизмами внутренней координации ее деятельности. Эти механизмы во многом определяют лицо фирм -их организационные формы.
основные формы организации бизнеса (т. е. коммерческих юридических лиц), к которым относятся индивидуальные владения, партнерства и корпорации,выделяя экономические аспекты их функционирования. Нас также будут интересовать преимущества и недостатки каждой из этих форм с точки зрения возможностей их появления и устойчивости на рынке.
Индивидуальное владение,как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы-индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.
Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществиндивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:
• простота регистрации при создании;
• налоговые льготы (во многих развитых странах);
• лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений (подробнее о предпринимательской функции см. гл. 14);
• сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.
Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не
лишено ряда недостатков,к основным из которых можно отнести:
• отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);
• сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);
высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).
Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство.Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную от ветственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы К числу преимуществпартнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:
• относительная простота регистрации при создании;
• большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
• специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.
Однако, партнерствам, присущи и определенные недостатки:
• неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);
• возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
• проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
• ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.
Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация.. В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала -акций.Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом.Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера.1 Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.
К числу преимуществкорпорации как формы организации бизнеса относятся:
• возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
• ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;
• диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
• возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.
Недостаткамикорпорации являются:
• сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;
• проблема «принципал-агент»;
• двойное налогообложение прибыли.1
Специфика различных организационных форм бизнеса предполагает различия в их структуре и размерах. В следующем параграфе мы постараемся решить вопрос о том, чем определяются эти параметры, и существуют ли оптимальные размеры фирм с точки зрения общественных потребностей.