Тема №5 Кредитные правоотношения, проблемы и направления совершенствования

Раздел 2

Рассмотреть систему локального регулирования кредитных правоотношений, организацию работы кредитной организации в соответствии с принципом «знай своего клиента».

Раскрыть факторы, направленные на предупреждение правовых рисков в договорной работе.

Рассмотреть содержание, порядок заключения, изменения, прекращения кредитных договоров и договоров обеспечения при осуществлении соответствующей операции, (по размещению денежных средств). Рассмотреть работу кредитной организации по взысканию долгов.

Составить бухгалтерские проводки по отражению в учете выбранной для исследования банковской операции и соответствующих ей договоров.

Провести анализ ситуации на банковском рынке в разрезе кредитных правоотношений отношений в конкретном банке и для сравнения в других банках, либо в банковской системе. Для освещения данного вопроса следует воспользоваться статистическими данными и провести анализ за определенный период, наиболее показательный для исследований (1-3 года)

Раздел 3

Следует остановиться на видах ответственности и на наиболее типичных основаниях ответственности при реализации договорных обязательств. Рассмотреть проблемы правового регулирования и реализации кредитных правоотношений в банковской деятельности в части взаимодействия кредитора и заемщика, анализа содержания существенных условий кредитного договора. Можно воспользоваться материалами с судебной практики из Вестника высшего Арбитражного суда.

Определить оптимальные направления правового регулирования кредитных правоотношений и деятельности банка по совершенствованию договорной работы.

Выводы по результатам анализа.

Приложения:

- кредитный договор и его разновидности ;

- договор поручительства;

- договор залога;

- платежное поручение;

- мемориальные ордера;

- схема: порядок заключения договора;

- схема: структура кредитных правоотношений;

- схема: виды кредитных договоров.

Библиографический список

Гражданский кодекс РФ гл.23, 44

ФЗ «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями)

ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями)

ФЗ от 26.12.1995 №208 –ФЗ «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями)

Гилен Д. Комиссионные платежи при кредитовании. // Хозяйство и право.-2008-№3

Даниленко С. Потребительский кредит: порядок предоставления и последствия не возврата. // Хозяйство и право.-2009-№2

Ефимова Л.Г. Некоторые проблемы применения законодательства о банковском кредитовании.// Хозяйство и право.-2010-№5

Кагалова А.В. Правовые особенности заключения договоров о предоставлении синдицированных кредитов // Законодательство 2006, № 2.

Михеев Т. Нарушение прав граждан при потребительском кредитовании. Ничтожность договоров. // Хозяйство и право.-2009-№4

Перов О. Существенные условия кредитного договора. Системный подход. // Хозяйство и право.-2010-№6

Соломин С. Понятие кредитной операции.// Хозяйство и право.-2007-№8

Можарова М. Е. К вопросу о правовом регулировании государственного кредита / М. Е. Можарова // Журнал российского права. — 2008 .— N 10

Новоселова Л. "О некоторых основаниях прекращения поручительства".// Хозяйство и право. - 2007.№ 3

Маковская А. "Право залога". //Хозяйство и право. - 2009. - № 4
Маковская А "Право залога". //Хозяйство и право. - 2009. - № 3.

Борисов Д. "Договор поручительства: регресс и суброгация". Номер 1 за 2009 год

Дурашин М.Ю. Анализ правового аспекта регулирования залоговых отношений. // Деньги и кредит. 2008-№8

Тема № 6 Инновационные технологии в банковском бизнесе Российской Федерации

Раздел 2

Следует раскрыть практическое содержание темы исследования, отразить порядок разработки и применения на практике инноваций следующего типа:

Инноваций, связанных с про­дуктом.

- разработка новых банковских продуктов (например, контокор­рентных карт, виртуальных карт, новых вари­антов вкладов и депозитов, появление производных ценных бумаг);

- разработка индивидуальных банковских продуктов и внедрение индивидуального банковского об­служивания;

- логистика банковского продук­та, которая подразумевает проце­дуру оптимизации количественных и качественных параметров конк­ретного продукта или группы свя­занных продуктов банка под нужды
конкретного клиента с учетом осо­бенностей его деятельности и экономических интересов банка;

- внедрение в банковскую пра­ктику небанковских продуктов (на­пример, ПИФов, ин­струментов индивидуального инве­стирования, проектное финансиро­вание и т.п.).

Инноваций, связанных с системой обслуживания:

- внедрение современных технологий индивидуального обслужива­ния (приват-банкинг, институт персо­нального менеджера);

- внедрение и использование технологий дистанционного банковс­кого обслуживания (создание авто­матизированных киосков самообслуживания, внедрение технологий мобильного и интернет-банкинга, использование беспроводных техно­логий, сочетание банковских про­дуктов с продуктами операторов сотовой связи);

- внедрение стандартов каче­ства банковского обслуживания (максимальный сервис для клиен­тов).

Инноваций, связанных с внутренними бизнес-процессами банка:

- использование современных технологий электронного документооборота;

- максимальное использова­ние современных технологий авто­матизации банковской деятельно­сти;

- инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов;

- использование инновацион­ных технологий работы с персона­лом;

- использование инновацион­ных технологий организационного построения банка.

Инноваций, связанных с маркетингом и системой продви­жения банковских продуктов:

- использование инструментов современного маркетинга;

- использование перекрестных продаж совместно с дочерними и аффилированными компаниями;

- пакетирование услуг.

Представить технологию и процедуру инновационных преобразований в банковском бизнесе поэтапно:

- анализ текущей технологии работы;

- определение объектов, требующих изменений;

- выявление критериев оптимизации и ограничивающих условий;

- выработка, согласование и документирование новой технологии;

- внедрение изменений (инноваций);

- контроль эффективности проведенных преобразований.

Оценить эффективность инноваций и их влияние на финансовый результат деятельности банка.

Необходимо в данном разделе раскрытие направления углубленной подготовки в области исследования.

Раздел 3

Следует представить инновационные модели ведения банковского бизнеса, проанализировать проблемы и перспективы их внедрения.

Необходимо выявить проблемы, связанные с проведением инновационных преобразований. Например, внедрение систем дистанционного банковского обслуживания в России ограничено несовершенством телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, а также ограниченностью нормативных документов, устанавливающих легитимность совершенных через системы дистанционного банковского обслуживания платежей.

Определить роль банковских инноваций как фактора преодоления кризиса на финансовом рынке. В условиях посткризисного развития необходимо сочетание следующих инструментов реализации стратегии инновационных изменений:

- сокращение издержек за счет инжиниринга и реинжиниинга бизнес-процессов, особенно в сфере кредитования. Необходимо оптимизировать работу внешних подразделений и повысить эффек­тивность дистанционного банковс­кого обслуживания, возможно, за счет расширения спектра предоставляемых сервисов. Оптимиза­ция бизнес-процессов и бизнес-процедур позволяет получить до­полнительную экономию затрат и рост параметров организационно­го и технологического потенциала банка;

- оптимизация работы банков­ского персонала при помощи со­временных технологий подбора и развития человеческого капитала. В том числе работы по выявлению инновационных предложений от сотрудников банка и стимулирова­ния оптимизационных кадровых процессов.

- использование модерниза­ции банковского продукта, вклю­чая разработку характеристик продукта и системы обслуживания с учетом потребностей и особенно­стей бизнеса конкретного клиента.

- внедрение продуктовых, тех­нологических, сбытовых и комму­никационных инноваций.

- качественное и разностороннее удовлетворение запросов уже имеющихся клиен­тов, в частности, за счет использо­вания смежных или дополнитель­ных услуг.

Определить задачи и предложить оптимальные условия инновационного развития банковской системы.

Приложения:

- таблицы, диаграммы, схемы, графики, заполненные образцы банковской документации, экономические расчеты и т.д.

Библиографический список

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ

Федеральный закон от 02.02.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года"

Письмо Банка России от 26.10.2010 N 141-Т "О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания"

Письмо Банка России от 30.01.2009 N 11-Т "О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем интернет-банкинга"

Письмо Банка России от 31.03.2008 N 36-Т "О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга"

Письмо Банка России от 07.12.2007 N 197-Т "О рисках при дистанционном банковском обслуживании"

Письмо Банка России от 27.04.2007 N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)"

Письмо Банка России от 07.08.2006 N 106-Т "О Рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе"

Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора (за последние пять лет) [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.cbr.ru

Обзор банковского сектора Российской Федерации (ежемесячные аналитические материалы Банка России)

Материалы периодических изданий: журналы «Банковское дело», «Банковские услуги», «Деньги и кредит», «Бюллетень банковской статистики», газета «Бизнес и банки».

Материалы электронных ресурсов:

- Банк России http://www.cbr.ru

- Ассоциация российских банков http://www.arb.ru

- Аналитическая лаборатория «Веди» http://www.vedi.ru

- Банкир.ру http://www.bankir.ru

Наши рекомендации