Тема №5 Кредитные правоотношения, проблемы и направления совершенствования
Раздел 2
Рассмотреть систему локального регулирования кредитных правоотношений, организацию работы кредитной организации в соответствии с принципом «знай своего клиента».
Раскрыть факторы, направленные на предупреждение правовых рисков в договорной работе.
Рассмотреть содержание, порядок заключения, изменения, прекращения кредитных договоров и договоров обеспечения при осуществлении соответствующей операции, (по размещению денежных средств). Рассмотреть работу кредитной организации по взысканию долгов.
Составить бухгалтерские проводки по отражению в учете выбранной для исследования банковской операции и соответствующих ей договоров.
Провести анализ ситуации на банковском рынке в разрезе кредитных правоотношений отношений в конкретном банке и для сравнения в других банках, либо в банковской системе. Для освещения данного вопроса следует воспользоваться статистическими данными и провести анализ за определенный период, наиболее показательный для исследований (1-3 года)
Раздел 3
Следует остановиться на видах ответственности и на наиболее типичных основаниях ответственности при реализации договорных обязательств. Рассмотреть проблемы правового регулирования и реализации кредитных правоотношений в банковской деятельности в части взаимодействия кредитора и заемщика, анализа содержания существенных условий кредитного договора. Можно воспользоваться материалами с судебной практики из Вестника высшего Арбитражного суда.
Определить оптимальные направления правового регулирования кредитных правоотношений и деятельности банка по совершенствованию договорной работы.
Выводы по результатам анализа.
Приложения:
- кредитный договор и его разновидности ;
- договор поручительства;
- договор залога;
- платежное поручение;
- мемориальные ордера;
- схема: порядок заключения договора;
- схема: структура кредитных правоотношений;
- схема: виды кредитных договоров.
Библиографический список
Гражданский кодекс РФ гл.23, 44
ФЗ «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями)
ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями)
ФЗ от 26.12.1995 №208 –ФЗ «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями)
Гилен Д. Комиссионные платежи при кредитовании. // Хозяйство и право.-2008-№3
Даниленко С. Потребительский кредит: порядок предоставления и последствия не возврата. // Хозяйство и право.-2009-№2
Ефимова Л.Г. Некоторые проблемы применения законодательства о банковском кредитовании.// Хозяйство и право.-2010-№5
Кагалова А.В. Правовые особенности заключения договоров о предоставлении синдицированных кредитов // Законодательство 2006, № 2.
Михеев Т. Нарушение прав граждан при потребительском кредитовании. Ничтожность договоров. // Хозяйство и право.-2009-№4
Перов О. Существенные условия кредитного договора. Системный подход. // Хозяйство и право.-2010-№6
Соломин С. Понятие кредитной операции.// Хозяйство и право.-2007-№8
Можарова М. Е. К вопросу о правовом регулировании государственного кредита / М. Е. Можарова // Журнал российского права. — 2008 .— N 10
Новоселова Л. "О некоторых основаниях прекращения поручительства".// Хозяйство и право. - 2007.№ 3
Маковская А. "Право залога". //Хозяйство и право. - 2009. - № 4
Маковская А "Право залога". //Хозяйство и право. - 2009. - № 3.
Борисов Д. "Договор поручительства: регресс и суброгация". Номер 1 за 2009 год
Дурашин М.Ю. Анализ правового аспекта регулирования залоговых отношений. // Деньги и кредит. 2008-№8
Тема № 6 Инновационные технологии в банковском бизнесе Российской Федерации
Раздел 2
Следует раскрыть практическое содержание темы исследования, отразить порядок разработки и применения на практике инноваций следующего типа:
Инноваций, связанных с продуктом.
- разработка новых банковских продуктов (например, контокоррентных карт, виртуальных карт, новых вариантов вкладов и депозитов, появление производных ценных бумаг);
- разработка индивидуальных банковских продуктов и внедрение индивидуального банковского обслуживания;
- логистика банковского продукта, которая подразумевает процедуру оптимизации количественных и качественных параметров конкретного продукта или группы связанных продуктов банка под нужды
конкретного клиента с учетом особенностей его деятельности и экономических интересов банка;
- внедрение в банковскую практику небанковских продуктов (например, ПИФов, инструментов индивидуального инвестирования, проектное финансирование и т.п.).
Инноваций, связанных с системой обслуживания:
- внедрение современных технологий индивидуального обслуживания (приват-банкинг, институт персонального менеджера);
- внедрение и использование технологий дистанционного банковского обслуживания (создание автоматизированных киосков самообслуживания, внедрение технологий мобильного и интернет-банкинга, использование беспроводных технологий, сочетание банковских продуктов с продуктами операторов сотовой связи);
- внедрение стандартов качества банковского обслуживания (максимальный сервис для клиентов).
Инноваций, связанных с внутренними бизнес-процессами банка:
- использование современных технологий электронного документооборота;
- максимальное использование современных технологий автоматизации банковской деятельности;
- инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов;
- использование инновационных технологий работы с персоналом;
- использование инновационных технологий организационного построения банка.
Инноваций, связанных с маркетингом и системой продвижения банковских продуктов:
- использование инструментов современного маркетинга;
- использование перекрестных продаж совместно с дочерними и аффилированными компаниями;
- пакетирование услуг.
Представить технологию и процедуру инновационных преобразований в банковском бизнесе поэтапно:
- анализ текущей технологии работы;
- определение объектов, требующих изменений;
- выявление критериев оптимизации и ограничивающих условий;
- выработка, согласование и документирование новой технологии;
- внедрение изменений (инноваций);
- контроль эффективности проведенных преобразований.
Оценить эффективность инноваций и их влияние на финансовый результат деятельности банка.
Необходимо в данном разделе раскрытие направления углубленной подготовки в области исследования.
Раздел 3
Следует представить инновационные модели ведения банковского бизнеса, проанализировать проблемы и перспективы их внедрения.
Необходимо выявить проблемы, связанные с проведением инновационных преобразований. Например, внедрение систем дистанционного банковского обслуживания в России ограничено несовершенством телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, а также ограниченностью нормативных документов, устанавливающих легитимность совершенных через системы дистанционного банковского обслуживания платежей.
Определить роль банковских инноваций как фактора преодоления кризиса на финансовом рынке. В условиях посткризисного развития необходимо сочетание следующих инструментов реализации стратегии инновационных изменений:
- сокращение издержек за счет инжиниринга и реинжиниинга бизнес-процессов, особенно в сфере кредитования. Необходимо оптимизировать работу внешних подразделений и повысить эффективность дистанционного банковского обслуживания, возможно, за счет расширения спектра предоставляемых сервисов. Оптимизация бизнес-процессов и бизнес-процедур позволяет получить дополнительную экономию затрат и рост параметров организационного и технологического потенциала банка;
- оптимизация работы банковского персонала при помощи современных технологий подбора и развития человеческого капитала. В том числе работы по выявлению инновационных предложений от сотрудников банка и стимулирования оптимизационных кадровых процессов.
- использование модернизации банковского продукта, включая разработку характеристик продукта и системы обслуживания с учетом потребностей и особенностей бизнеса конкретного клиента.
- внедрение продуктовых, технологических, сбытовых и коммуникационных инноваций.
- качественное и разностороннее удовлетворение запросов уже имеющихся клиентов, в частности, за счет использования смежных или дополнительных услуг.
Определить задачи и предложить оптимальные условия инновационного развития банковской системы.
Приложения:
- таблицы, диаграммы, схемы, графики, заполненные образцы банковской документации, экономические расчеты и т.д.
Библиографический список
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ
Федеральный закон от 02.02.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года"
Письмо Банка России от 26.10.2010 N 141-Т "О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания"
Письмо Банка России от 30.01.2009 N 11-Т "О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем интернет-банкинга"
Письмо Банка России от 31.03.2008 N 36-Т "О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга"
Письмо Банка России от 07.12.2007 N 197-Т "О рисках при дистанционном банковском обслуживании"
Письмо Банка России от 27.04.2007 N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)"
Письмо Банка России от 07.08.2006 N 106-Т "О Рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе"
Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора (за последние пять лет) [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.cbr.ru
Обзор банковского сектора Российской Федерации (ежемесячные аналитические материалы Банка России)
Материалы периодических изданий: журналы «Банковское дело», «Банковские услуги», «Деньги и кредит», «Бюллетень банковской статистики», газета «Бизнес и банки».
Материалы электронных ресурсов:
- Банк России http://www.cbr.ru
- Ассоциация российских банков http://www.arb.ru
- Аналитическая лаборатория «Веди» http://www.vedi.ru
- Банкир.ру http://www.bankir.ru