Модель равнов. эк роста Солоу. «Золотое правило» накопл-я и дилемма гос-ой эк. политики регул-я эк. роста.
Эк рост – увелич реальн. V нац. пр-ва в долгоср. пер., когда Δся факторы пр-ва. ЭР измер-ся •темпами прироста реальн. ВНП (ВВП); •темпами прироста НД на душу населения. Равновесн. ЭР – ЭР, при ктр реальн V нац. пр-ва и Vы примен-го труда и кап-ла растут в одинак. пост темпе. Классич. напрвл. исслед теор устойч. равновесн траект-ии(если эк-ка нах-ся на ней, то она б. разв-ся по ней сколь угодно долго). Осн постулаты направл-я: •каждый ф-р пр-ва обесп-ет соотв-ую долю произвед-го прод-та; •эк-ка обладает необх-ми предп-ми д/автоматич восст-я в проц свободн конкур. При этом: иссл-ся роль отд ф-ров роста с позиц колич-го подхода (↑числ-ти рабочих, осн кап-ла); изуч-ся ф-ры пр-ва с позиц качеств подхода (научн достиж, совершенств-е образов-я).
Инстр-т анализа -производств ф-ия: y = W1L + W2K + W3n + a, у- темп прир совок продукта; W1,W2,W3- доля L, К и прир. рес-ов в совок прод-те; L, К, n- темп ↑затрат L, K, прир рес-ов; а - темп роста НТП. Цель анализа - выбор наиб эффект стр-ры и опред-ие оптим. направл-я эк-го роста. Наиб прост модель эк роста в классич напр. – м. Солоу: эк субъекты д/х,фирмы, const парам-ры: доля работающ в общ числ-ти насел-я, темп роста насел-я, DN/N=n, доля амортиз - dК, удельн вес S в НД Sy. Т.к. все ф-ры пр-ва взаимозамен, то капиталовооруж-ть мен-ся в разл tые лаги.
В усл,когда технология пр-ва const, рассм-им произв-ую ф-ию в расч на душу насел: y=f(kt), где kt=Kt/Nt — капиталовоор-ть труда; уt=Уt/Nt — произв-сть труда в пер. t.
Базовое ур-ие накопл-я кап-ла в м. Солоу: ∆kt=(d+n)kt, ∆kt -Δ капиталовоор-ти труда в м-т t; kt - доля Sий на 1 занятого в пер t; n- прирост кап-ла, обусл-ый прир-ом насел и занятых; d- доля обновл-го кап-ла на 1 занятого.
В модели отр-ся концепц устойч стационарн сост-я, когда при отсутст технич прогр и пост. доли обновл-го к-ла равнов обеспеч-ет нктр равновесн ур-нь капиталовоо-ти (kt), при динамич равнов прирост капиталовоор-ти д.б.=0. Тогда Syf(kt)=(d+n)kt. Любое Δудельн V Sий, связ-ое с приростом насел, д. соотв-ть удельн приросту Iий: DSt/Nt=DIt/Nt. Это усл-ие соотв-ет динамическ равнов при полн занят-ти.
Из м.Солоу м.выдел ряд полож-ий, ктр выст-ют усл-ми эк роста/ критер-ми оптим-ти. •При устойч сост-ии темп эк ↑опред-ся темпом ↑труд рес-ов. •Технологич Δя в модели приводят к ↑темпов эк роста. •Ур-нь Sий оказ влиян на темпы ↑в коротк пер, в долгоср пер, как прав., этого влияния м.не быть. •Критерий оптим-ти темпов эк роста - maxия среднедуш. потребл-я («золотое правило» накопления). Эк рост явл-ся эффект-ым, только если он приводит к max из возм-ых ур-ей потребл-я. Однако, выбирая наибольш потребл, необх-мо найти вар-ты, ктр не приводят к наруш уст-ти стационарн сост-я. •Д/ обеспеч оптим-ых темпов эк роста вся π д.б. задействована в пр-ве.
Золот правило накопл-я — гипотетическ траектор сбалансир-го роста эк-ки, при ктр кажд покол-е сберегает д/будущ покол такую же часть НД, какую оставляет ему предыдущ покол-е. (При этом устан-ся =во предельн эффект-ти кап-ла темпу эк-го роста.)
В м. Солоу золотым правилом наз-ся правило выбора оптим-го V кап-ла д/maxии удельн V потребл-я. Соответствующ величина капиталовооруж-ти наз-ся капиталовоор-тью по З.П., а норма Sия (Iий) -нормой Sия по З.П.
Дилемма. Суть дилеммы: под эк ростом подраз-ся простое увелич Vпр-ва НД в целом/ на душу насел-я. Эк-ое же разв-ие не свод-ся только к колич-му росту д-да и матер благ, а означт повыш-ие качеств соц-эк-их показ-ей, напр, таких, как улучш сост-ия ОС, оздоровл-е усл-ий труда, возвыш-е ур-ня потребн-ей насел-я. Концепц эк роста без развития, очевидно, больше применима к развивающимся странам. При низком ур-не научно-технич разв-я и индустриализации пр-ва в них одновр-но набл-ся высок ежегодн прирост насел-я, ктр по своим темпам знач-но превосх скорость эк разв-я. Экон-ам и гос деятелям таких стран представл-ся наиболее подходящим выбор в пользу maxго эк роста, хотя бы и без нового кач-ва роста.
28. Особ-ти нормативн подхода в теор макроэк полит. Модель выбора оптим полит.
Как полит-ам следует дейст-ть, заним-ся особ отрасль эк. теории - нормативн теор. эк. полит. Осн. пробл теор: •) степ-нь вмеш-ва гос в эк-ку; • наиб эффективн сп-бы вмеш-ва; •выбор оптим реш-ий вмеш-ва.
Базов. теор эк. пол-ки б. представл Тинбергеном 50-гг.: основн шаги оптим пол-ки: • опред-е конечн цели эк. пол-ки, ктр м.б. предст-на как maxия ф-ии обществ благосост-я; • опред-е целевых пок-лей, к ктр следует стрем-ся (ех, полн занят-ть, нулев инфл…); • оценка инстр-ов достиж-я целей, ктр расп-ет прав-во. Как прав, это фискальн/монетарн полит, их примен-е авис от св-в данной институцион. среды. Ех, в усл-ях плавающ обменн курса эффек-на ден-кред полит, в усл-ях fix - фискальн; • выбор моделей, увязывающ цели и инстр-ты при имеющихся издержк, возн-их в рез-те отклон от оптим ур-ня.
Модель Тинбергена – завис-ть м/у 2 целев. пок-ми T1 и T2, и 2 инстр-ми I1, и I2, на кажд цель оказ-ют влиян оба инстр-та. Т.о., цели - линейн ф-ии инстр-ов: 1) T1 = a1I1 + a2I2 2) T2 = b1I1 + b2I2.Пол-ки м. достичь обеих целей, если имеют в своем распоряж 2 инстр-та, и влиян инстр-ов на цель линейно незав-мо. Манделл же считал, что поск-ку разл инстр-ты нах-ся под контролем разл органов (ден полит - в компетенц ЦБ, фискал - исполнит власти), то н. кажд инстр-т «прикрепить» к 1 из целев показ-ей →вывел правило регул-я действия инстр-та при отклон целев переменн от ее оптим знач-я. Если цели правильно привяз к инстр-м, то оптим полит м.иметь место и в усл децентрализ-го принятия реш-ий. Предлож Манделла основ-ся на концепц эффект рын классиф-ии: кажд цель д.б. прикрепл к такому инстр-ту, ктр оказ-ет на нее наибольш влиян. Органы, регулирующ ден-кред полит, д. отвеч за контроль над инфл; органы, проводящ фиск полит, д. регул колеб-я выпуска. По правилу Манделла регулир ден полит д. ↓ден массу, когда темп инфл > целев. пок-ля, и ↑, когда темп инфл <. Регулир фиск полит д. ↑ гос. закупки, если выпуск < целев пок-ля. При правильн полит ден масса и гос. р-ды стрем-ся к оптим знач. Если инстр-ов <, чем целей, то всех целей достичь невозм-но, н.найти компромисс, опр-ют ф-ию соц потерь, ктр отраж обществ издержки в рез-те отклон целев пок-лей от их оптим знач. При этом н. выбрать знач целев показ-ей, minть соц потери.
На выбор рац. полит оказ влиян неопр-ть: tая неопр-ть (относ t, когда это произойд) →пол-ки не д. слишком часто менять парам инстр-ов, т.к. сущ-ют длинн и изменчив лаги, ктр оказ влиян на целев пок-ли. Аддитивн неопр-ть: не м. оказать больш влиян на оптим выбор полит, связ с экзогенн шоками, непредвид-ми полит-ми. Мультиплик неопр-ть дает эффект влиян инстр-та на цель, правит-ые органы д.б. осторожны в исп-ии инстр-ов. Осущ-яя ден пол-ку, у прав-ва есть выбор: регул-е %ст. / Δден массы. Если нестаб спрос на деньги, то лучш инстр-ом -% ст. Если нестаб спрос на Iии, лучше регул предл-ие денег.
Важн. ?нормативн теор - опр-ие послед-ти действ, когда прав-во решает: следовать ли опр правилам / возможна свобода действ в завис-ти от ситуац и обст-в.
Fix правила - правила, состоящ в провед данной пол-ки независ от сост эк-ки. Правила с обратн связью допуск коррект-ку полит при Δии эк сост-я, но она д. осущ-ся соглас-но, по заранее устан-ым нормам (пониж / падение ст% в завис от откл-я ур-ня безраб от естеств нормы). Действ по обст-вам – зд. возм любые прогр (ex, кризис 1998 г.).
29. Анализ макроэк рез-ов фиск пол-ки на основе кейнс модели ОМР.
Фиск полит –возд-ие гос-ва на эк-ку посредст. Δя гос закупок, V трансфертн выплат и сист н/о с целью влиян на ур-нь занят-ти, реальн Vнац пр-ва/ темп инфл. Виды: •автоматическ (на основе встроенн стабилиз-ров- прогресс. сист н/о, сист соц выплат), • дискреционная (сознат вмеш-во гос в нал сист, ΔVгос. р-дов д/ возд-я на эк. рост,инфл) •стимулирующая:↑гос.закуп,↓нал. •сдерживающ.:↑нал,↓гос.р-дов→↓совок спрос
В кейнс концепц фиск полит - осн инстр-т макроэк регул-я,т.к. в связи с ↑гос. р-дов ↑совок спрос и НД. ↑НД →↑ Sий (источник финанс-я гос. р-дов. Эта полит наиболее эффективна в период спада.
1. Д/преодол-я эк. спада гос-во ↑ет гос. р-ды. Кривая IS=>IS1, отмеч-ся наруш равнов-я на р. денег. 2. ↑ эффект спрос и %ст y0==> у1 , r0 => r1 , АD=>АD1.3. На р.благ отмеч-ся товарн деф-т у2 > у0 4. Под возд тов деф-та ↑ цены, что выз-ет 2 эффекта: а) со стор спроса: • в отв на ↑цен ↓ся V покуп; • под возд ур-ня цен происх сдвиг кривой LМ => LМ1, ↑ %ст; б) под возд ↑ цен при fix номин з/п происх ↓ реальн з/п, но раб-ки в усл ден иллюзий не реагир на Δие з/п, и крив предл-я труда остается без Δ. 5. ↓ реальн з/п Δет ценность предельн прод-та труда, предпр-ли ↑ют спрос на труд. Т.к. предл-ие труда не Δся, то занят-ть ↑возрастает.
Т.о., в рез-те фискальн меропр-ий в эк-ке набл-ся оживл эк. акт-ти при нктр ур-не цен. Однако это равнов устойчиво только в коротк пер. В долгоср пер фиск полит не приводит к расшир актив-ти, и все рез-ты нейтрал-ся ↑ом цен и ↑ом %ст.