Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та.

Осн.проблема при ден.финансир-нии-неконтрол.рост инфляции,привод.к снижению реал.доходов насел-я.Возникает инфляц.налог(IT),кот.представляет собой потери части дох-в,кот.несут держатели ден.ср-в в рез-те инфляции. Базой н/о при IT яв-ся РКО (РКО=M/P),опред.покупат.способ-ть ден. массы страны. Различают:ITноминал=π*(M/P)o, ITреальный=( πt/(1+ πt)-факт.темп инфл)*(M/P)t(факт.КО)

Если ЦБ фин-т Def,то прав-во получает доход-сеньораж.Если инфл.первышает опр.порог,нас-е будет сокр.РКО.Зав-ть м/д π и размером IT отражает кривая Лаффера. По мере роста инфл.до некот.значения(π*) IT возрастает,т.к.нас-е практ.не измен-т РКО.Когда π> π*,нас-е избавляется от денег,что сокращает базу н/о IT и размер самого налога.

В условиях ↑ур-ня инфл-ии возникает эффект Оливера-Танзи – сознательн. затягив-ие н/о-плат-ми сроков внес-я нал. отчисл-ий в гос. б-т. Нарастание инфляц-го напряж-я создает экон-ие стимулы д/ "откладыв-я" уплаты нал-ов, т.к. за t "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате ктр выигрывает н/о-плат-к. В рез-те деф-т госбюд-та и общ неуст-ть фин. сист. м. возрасти.

Монетизация деф-та госбюд-та м. не сопров-ся непоср-нно эмиссией нал-ти, а осуществляться в др формах, напр. в виде расшир-я кредитов ЦБ гос-ым предпр-ям по льготным ст.% /в форме отсрочен. платежей. В последн. случ. прав-во покупает тов-ы и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осущ-ся в частном секторе, то произв-ли заранее ↑цены, чт. застраховаться от возможн неплатежей. Это дает толчок к ↑общ. ур-ня цен и ур-ня инфл-ии.

Если отсрочен. платежи накапл-ся в отнош. предпр-ий гос. сектора, то эти деф-ты нередко непосредств. финн-ся ЦБом / накапл-ся, увеличивая общ деф-т госбюд-та. Поэтому, хотя отсроченн платежи, в отл. от монетизации, офиц-но счит-ся неинфляционн. способом финн-ия б-тн. деф-та, на практ. это раздел-ие оказ-ся весьма условным.

*Долговое финанс-ие: Гос-во выпускает ценн.б. (облигации) и продает их частн. лицам, что предст-ет долговое финанс-ие дефиц. б-та (кол-во денег в обращ. не ↑: в этом преим-во долг. финн-ия; средства, взятые в долг у частн лиц, подлежат возврату).

Поск-ку выпущенные обяз-тва гарантированы гос-ом, они рассм-ся как дост-но надежн. влож-ие ср-в. Приобретая гос. ценн. б., субъекты рынка огранич-ют свои влож-я в реальн.сектор эк-ки. В итоге происх-т вытесн-е ср-в в сферу финн-ых операций, ↓ся Iая активность, что негат-но сказ-ся на перспективах эк-го роста в будущем. При долговом сп. финн-ия ↑бремя гос. долга. Выплаты по гос. долгу м. стать главной причиной деф-та гос. б-та: деф-т б-та → ↑гос. долга → ↑затрат на обслуж-ие долга → деф-т гос. б-та. Так возникает самогенерирующий мех-зм роста гос. зад-ти.

Если деф-т госбюд-та финн-ся с пом. выпуска облигаций внутр-их гос. займов, то ↑ срос на кредитн. рес-сы→↑ся средн. рын. ст.%, что приводит к ↓ Iий в частном секторе, ↓ чист экспорта и частично к ↓ потребит. р-дов. В итоге возн-ет эффект вытесн-я, ктр значит-но ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Долгов. финн-ие б-тн. деф-nа нередко рассм-ся как антиинфляционн. альтерн-ва монетизации деф-та. Однако долгов. способ финанс-ия не устраняет угрозы ↑инфл-ии, а только создает временную отсрочку д/этого ↑, что явл-ся характерным д/многих переходн. экономик. Если облиг-ии гос. займа размещ-ся среди населения и комм. б-ов, то инфляционн.напряжение окажется слабее, чем при их размещ. непоср-но в ЦБ. Однако ЦБ м. скупить эти облиг-ии на вторичн. РЦБ и расширить, т.о., свою квазифискальную деят-ть, способствующую ↑инфляционн. давл-ия.

В случае обязат-го (принуд-го) размещ-я гос. облигаций во внеб-тн. фондах под низкие (и даже отриц-ые) %ые ст., долговое финн-ие б-тн. деф-та превраща-ся, по существу, в мех-зм доп-го н/оя.

Ни один из способов финн-ия гос. б-та не имеет абсол-ых преим-в перед ост-ми и не явл-ся полностью неинфляционным.

Исп-ие внешн. долгового финн-ия б-тн. деф-та оказ-тся относ-но эффект-ым, когда ур-нь внутр.%ых ст. превышает среднемировой и имеется возм-ть относ-но стабилизировать вал. курс. Внутренн. ставки % ↑ся особенно значит-но, когда стимулирующ. фискальн. политика прав-ва сопров-ся огранич-ем предлож-я денег ЦБом в целях ↓ур-ня инфл-ии. В этих усл-ях заруб. спрос на ценн.б. данной страны ↑ся, что вызывает приток кап-ла. Возросший зарубежный спрос на отеч. ценн.б. сопров-ся ↑ем общемир. спроса на нац. валюту, необх-ую д/их приобр-я. В рез-те обменный курс нац. валюты проявл. тенденцию к повыш-ю, что способствует ↓экспорта и ↑импорта. Если не удается поддержать вал. курс относ-но стаб-ым, то сокращ. чист. экспорта оказ-ет сдерживающ. возд-ие на нац. эк-ку: в экспортн. и импортозамещающ. отраслях ↓ся занятость и выпуск, ↑ур-нь безраб-цы.



Внешн. финн-ие б-тн. деф-та оказ-ся менее инфляционным, чем его монетизация, т.к. предлож. тов-ов на внутр. рынке ↑в той мере, в какой внешн.займы способ-ют расшир-ю импорта. При этом, чем более открытой явл-ся переходная эк-ка и чем более жестким - ее вал. курс, тем в меньшей степени внешн. долговое финн-ие окажется инфляционным, но тем сильнее будет его возд-ие на платежный баланс.

8. Влиян Δя д-дов и р-дов гос-ва на потребительск. и Iые реш-я частн. сектора эк-ки

Основн. источником поступл-я ДС в б-т гос-ва выступ-ют налоги. Гос-во оказ-ет возд-е на потребительск. повед-е домохоз-в (д/х) при пом. влияния налогов наих межвременн. б­-тн. огранич-я. Д/х реагируют как на Δ нал. ставки, так и на ↑гос. р-дов. Колеб-я в налогах прямо влияет на б-тн. огранич-я д/х, что непоср-но отражено в уравнении: Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru Δя в налогах м. носитьвременный, постоянный, ожи­даемый характер, что по-разному отраж-ся на повед-ии потреб-лей.

Временное Δнал-ов, напр, их ↑, в усл-ях сба­лансир-го б-та, т. е. когда Δие в налогах (Т) сопро­в-ся равными Δми в гос. р-дах (G), оказывает влияние на потребл-е (С1), уменьшая его, но в меньшей мере, чем набл-ся рост налогов. Временн. ↑ налогов приводит лишь к времен. паде­нию располаг-го д-да. Д/х, стремясь стабилизировать д-д, б. в период высоких налогов занимать в счет будущ. д-­дов. Т.о. при ↑налогов сбер-я в частн. секторе ↓ся, гос. сбер-ия остаются пост., об­щенац.сбер-ия ↓ся: Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru

Систематический ↑налогов приводит к падению пост. располаг-го д-да. Д/х в большей степени, чем при временном ↑налогов, сократят объем потребл-я, возможно, сбер-ия частных лиц ↓ся на меньшую величину / вооб­ще останутся неизм-ми.

Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru Неск-ко иная трактовка влияния Δий д-дов и р-дов на потребл-ие отмеч-ся кейнсианск. направл-ем. Кейнсианцы также признают обратную завис-ть м/у Δем налогов и потребл-ем д/х, но объясняют эту завис-ть с пом. особой разнов-ти мультип-ра гос-ых р-дов [1/(1 – Сy )]. Он показ-ет, наск. изменится велич. нац. д-да при Δии гос. р-дов на ед. В рез-те мультипликативн. процесса в эк-ке отмеч-ся 2 эффекта: а)эфф. роста совок. спроса; б) эфф. роста спроса со стороны частн. лиц.

Влияние гос р-дов и налогов сказывается и на Iых реш-ях предпр-ей. В соотв. с ф-ей Iий рост % ст. сокращает Iый процесс. Отсюда, встает задача: просле­дить зависимость: динамика д-дов и р-дов гос-ва —> коле­бания % ст —> Δия частн. Iий. Важ­ным аспектом принятия Iых решений явл-ся проблема распред-я сбер-ий, являющихся ист-ом фин-ия, м/у гос-ми и частными секторами.

С позиции неоклассиков ↑налогов в крат­коср. пер. не влияет на потребл-е, но сокращает ур-нь частн. сбер-ий, соотв-но, ресурсн. база Iр-ия ↓ся. Мех-змом, сокращающим размеры Iр-ия, является рост % ст. на рынке сбер-ий и Iий.

Долговрем. хар-р ↑ налогов на частных сбер-х не отраж-ся. Когда происх. частичн. сокращ. сбер-ий, то Iии сокращ-ся, но не пропорц-но росту налогов.

Кейнсианск. концепц. трактует одинак-ое ↑ие р-дов и д-дов гос-ва ч/з мультипликат. эффект, приво­дящий к ↑нац. д-да. С одной стор., ↑и потребл-ие, и сбер-я, а, след-но, и Iии. Однако осущ-ие реальн. Iий зависит от динамики ст. %. С др. стороны, ↑нац д-да приводит к ↑спроса на деньги, ↑ст.%, сокращ-ию Iых проектов. Данное падение Iий частично компен-ся сбер-ми, ктр образ-сь в рез-те ↑нац. д-да.

Гос-во своей политикой м. регулировать объем Iий. Нал.полит., как правило, влияет на сокращ. Iий, уменьшая ее ресурсную базу (напр, ↑нал. на π, ↓ Iго нал. кредита, ↓амортизационн. льгот…). Однако на практике фирмы упла­ч. налог и получ. субсидии, что влияет на принятие оптим-ых Iых реш-ий. К числу таких льгот м.отнести: а) нал. скидки на Iии — Iый нал. кредит, ктр сокращает нал. платежи фирм на опред. величину с кажд. ден. величины, израсх-ой на приобр-ие тов-ов; б) ускоренный регламент амортизац-ых отчисл-ий, согласно ктр фирма вычитает из корпоративн. налогов ∑, от­ражающую износ ОФ. Чем > принятые нор­мы амортиз., тем > ∑ы ср-в, сэкономленных за счет нал. скидок на аморт-ию.

Мультипл. гос. р-дов и нал. мультипл.↑ гос.р-дов означает ↑ 1 из элем-ов совок-го спроса. Но ↑гос.р-дов вызывает мультипликатив. эффект, т.е. доп. гос. р-ды превращ-ся в чей-то д-д, ктр затем распадается на потребл. и сбер-ие. Это выражается формулой:

Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru , Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru

Мультипл гос.расходов

Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru СУ – предельн. склонность к потреб-ю. Ту –нал. ст. В свою очередь мельтипликативн. эффект м. вызвать за счет ↓налогов, но мех-зм раскруч-ия мульт.эффекта будет др. Если налоги ↓ся, то мульт. эффект б. возникать после того, как образовавшиеся доп.доходы пойдут на потребл-е и вызовут чей-то доп.д-д. Нал. мультипл. выражается формулой:

Осн. макроэк. проблемы, связ-ые с ден. и долгов. спос-ми финанс-ия бтн. деф-та. - student2.ru

Мультипл G > мультипл Т. Обычно мультипл гос.р-дов >1, но есть искл-е: когда доп.гос.р-ды фин-ся только за счет налогов.

****


Наши рекомендации