Предложения об условиях допуска иностранных страховых компаний на российский страховой рынок при вступлении России в ВТО.
В связи с приведенными фактами и доводами нам представляется, что необходимо ввести в законодательство положение о невозможности для иностранной страховой компании осуществлять деятельность на территории РФ (проводить страховые операции) через агентство, отделение, дочернюю страховую организацию или филиал головной страховой организации, расположенной вне территории России.
Сложилось убеждение, что необходимо разработать механизм предоставления возможности участвовать в капитале российских страховых компаний только страховым организациям, имеющим разрешение (лицензию) на осуществление страховых операций в стране своей регистрации или имеющим подтвержденный статус страховщика, рекомендацию органа страхового надзора страны своей регистрации.
Для страховых компаний с долей иностранных участников (акционеров) в уставном капитале свыше 49% целесообразно ввести дополнительные требования:
а) денежные средства, вносимые акционерами в качестве вклада в уставный капитал, должны быть размещены в России исключительно в следующих формах: долгосрочные государственные ценные бумаги РФ, имеющие номинал в российских рублях (конкретный их перечень определяется Минфином РФ), рублевые депозиты в российских банках и инвестиции в недвижимость;
б) решение о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности на территории РФ принимается с учетом предоставления режима взаимности российским страховщикам в стране соответствующего иностранного инвестора, чтобы все ограничения, применяемые в отношении страховых компаний с российским участием в стране регистрации иностранного участника, полностью распространялись на российскую компанию с иностранным участием;
в) ввести запрет на осуществление операций по страхованию жизни на период до 10 лет от даты подписания соглашения о вступлении России в ВТО;
г) запретить страховым компаниям с участием иностранного капитала проведение всех видов обязательного страхования, страхования финансовых рисков и кредитного страхования. Такие компании не могут выдавать поручительства и гарантии, осуществлять залоговые операции с акциями, собственным имуществом и депозитами;
д) разработать механизм иного, чем для российских страховщиков, налогообложения страховых взносов для страхователя, пользующегося услугами иностранных компаний;
е) установить для компаний с участием иностранного капитала специальный порядок размещения страховых резервов.
Финансовые средства, вложенные в уставный капитал страховых компаний с участием иностранного капитала, страховые резервы должны быть полностью размещены на территории России.
Чтобы обеспечить экономический и правовой паритет, целесообразно регламентировать обязательное внесение денежного депозита в ЦБ России на весь период деятельности иностранного страховщика на территории РФ. Депозит должен быть размещен в ценных бумагах РФ по указанию Центробанка РФ. Размер депозита определяется в зависимости от вида операций (например, в пределах от 20 до 30 млн. долл. США) с ежегодным его пересчетом в зависимости от объема страховых операций данного страховщика, а также с условием пополнения в случае его использования. Разработать порядок ежегодного представления иностранными инвесторами (участниками, акционерами) страховщика в орган государственного страхового надзора России баланса, учета прибылей и убытков, аудиторского заключения по итогам года.
Сообразно распространенной в мире практике обеспечить обязательность соблюдения в аппарате иностранного страховщика соотношения иностранных и российских служащих для руководящего звена 1:3, для остальных - до 10% от общего числа работников основного списочного состава.
Ежегодное представление всеми страховыми компаниями с участием иностранного капитала документов о регистрации (перерегистрации) акционеров (участников) и форм специальных отчетов.
Совершенно необходим механизм контроля за выдачей разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями.
Создание законодательной базы для осуществления перестраховочной деятельности иностранных перестраховочных компаний и их представительств на территории РФ позволило бы эффективно контролировать деятельность иностранных страховщиков.
Важнейшая задача реализации предлагаемых мер по защите российского страхования заключается в увязке действий по либерализации российского страхового рынка, сроков их осуществления с процессом развития и становления российских страховых компаний.