Сопутствующие внешнеэкономические преступления
Итак, обозначив группу из пяти таможенных преступлений (точнее сказать - статей УК РФ) как единый комплекс, основанный на уголовно-правовом и уголовно-процессуальном критерии, можно было бы предположить, что эта группа удовлетворяет целям криминалистической классификации преступлений и соответственно может служить единственным и достаточным основанием формирования комплекса методических криминалистических рекомендаций по расследованию преступлений в сфере ВЭД.
Но этот вывод был бы преждевременным, не основанным на учете современных закономерностей преступной деятельности в сфере ВЭД, с одной стороны, и нынешнего состояния практики раскрытия и расследования этих преступлений - с другой стороны. Напомним, что важнейшей особенностью преступности в сфере ВЭД является ее организованный, профессиональный и комплексный характер. Таможенные преступления в практике практически всегда сопряжены с совершением нескольких сопутствующих экономических, служебных и иных преступлений.
Так, следователь по особо важным делам Волго-Вятской транспортной прокуратуры И.Ю. Смотраков, обобщая собственный богатый опыт расследования дел о "торговой" контрабанде (нефтепродуктов, металла и др.), справедливо отметил, что наиболее масштабные контрабандные операции невозможны без участия в них целых организованных преступных групп, в которые могут входить руководители и работники добывающих предприятий, заводов-переработчиков, железной дороги и других предприятий транспорта, торговых организаций, банков и т.п. Сверхдоходы контрабандистов тратятся не только "на красивую жизнь", но и используются для подкупа служащих различных ведомств и уровней, без которых зачастую сама эта противозаконная деятельность просто невозможна. Тем самым контрабанда в торговом обороте - один из мощнейших источников коррупции - этого бича современной России.
Преобладающими в таких совокупностях являются сочетания (связи) таможенных преступлений с тремя группами сопутствующих:
- преступления в сфере экономики:
§ хищения (ст. ст. 158 - 160, 163 - 164 и др.),
§ налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ),
§ в сфере предпринимательства (ст. ст. 171 - 175 УК РФ),
§ против интересов кредиторов (176 - 177, 195 - 197),
§ преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг (185 - 187),
§ связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (178 - 180, 182 - 184);
- служебные преступления, то есть должностные преступления (гл. 30 УК РФ):
§ преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ),
§ должностные преступления в сфере предпринимательства (ст. 169 - 170, п. "в" ч. 2 ст. 174, п. "в" ч. 2 ст. 174.1 УК РФ и др.);
- иные сопутствующие.
Вторая группа не случайно обозначена нами как "служебные преступления". Этот термин, предложенный уголовно-правовой наукой, наиболее полно обозначает соответствующий перечень преступных деяний, чего нельзя сказать о некоторых смежных понятиях, например: "должностные" или "коррупционные" преступления.
Под должностными в уголовно-правовой литературе по сложившейся традиции принято понимать только деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления".
В криминологической литературе коррупционные преступления характеризуют подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
Термин же "служебные преступления" применяется в ряде научных работ для объединения в единую группу должностных преступлений и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ).
Практическим работникам хорошо известно, что корыстная заинтересованность далеко не всегда имеет место по делам о служебных преступлениях, а если и присутствует, то трудно доказуема. Соответственно "иная личная заинтересованность" часто вменяется в вину субъектам этих преступлений как "альтернативный мотив".
Аналогичная проблема имеет место и по делам о должностной халатности (ст. 293 УК РФ), состав которой также не относится к категории "коррупционных". Но в практике борьбы с экономической преступностью уголовные дела с квалификацией по этой статье УК РФ весьма распространены. Часто такие дела - лишь неумелое прикрытие беспомощности следствия в доказывании умысла и корыстного мотива должностного преступника.
Однако и термин "служебные преступления" следует понимать в более широком значении, нежели только перечень преступлений, предусмотренных главами 23 и 30 УК РФ.
Для целей криминалистической методики расследования к служебным преступлениям необходимо относить, например,
§ привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ),
§ незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ),
§ невыплату заработной платы (ст. 145.1 УК РФ),
§ воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)
§ и ряд других основных, а часто - квалифицированных составов преступлений, предусмотренных различными главами УК РФ, где субъектом их совершения является должностное лицо либо управленец предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности.
Кроме изложенного, правоприменительная практика показывает, что к числу часто встречающихся в идеальных и реальных совокупностях по делам о таможенных преступлениях относятся и иные, кроме перечисленных, посягательства:
§ в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228 - 234 УК РФ),
§ оружия и боеприпасов (ст. ст. 222 - 226 УК РФ),
§ другие группы преступлений.
Учет этих совокупностей также, на наш взгляд, крайне необходим при формировании методики расследования преступлений в сфере ВЭД.
Суммируя изложенное, приходим к выводу, что к числу преступлений в сфере ВЭД, исходя из уголовно-правового основания формирования данной межвидовой (комплексной) группы, относятся:
- таможенные преступления;
(Далее, для краткости, они будут обозначаться как "основная группа", "преступление из основной группы", "основной состав").
- сопутствующие экономические;
- сопутствующие служебные;
- иные сопутствующие.
В свою очередь, каждая группа сопутствующих преступлений может быть классифицирована как по уголовно-правовым, так и по криминалистическим критериям, причем не по одной, а, при необходимости, по нескольким ступеням конкретизации. Так, сопутствующие экономические могут быть подразделены на: сопутствующие в сфере предпринимательства, сопутствующие налоговые, сопутствующие против интересов кредиторов и др.
Среди сопутствующих должностных прежде всего мы особо выделяем должностные преступления в таможенных органах, как наиболее часто встречающуюся, организованную и общественно опасную форму служебной преступности в сфере ВЭД.
Другими сопутствующими служебными могут быть:
§ сопутствующие должностные преступления в иных органах, регулирующих ВЭД (в службе ВЭК России, в органах Центробанка РФ и др.);
§ в иных правоохранительных органах (в органах МВД, ФСНП и др.);
§ служебные преступления управленцев коммерческих и иных организаций, функционирующих в сфере ВЭД).
Среди иных сопутствующих необходимо особо выделить:
- сопутствующие преступления, связанные с предметами, оборот которых в сфере ВЭД запрещен или ограничен;
- и преступления, не связанные с такими предметами.
Как известно, одним из особо опасных видов контрабанды, преобразующим ее в квалифицированный, "тяжкий" состав преступления (ч. 2 ст. 188 УК РФ), является контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, ядерного, химического и биологического оружия и др.
Уже только приобретение, хранение, перевозка, сбыт и иные деяния, связанные с данными предметами, помимо их перемещения через таможенную границу, образуют самостоятельные составы преступления (ст. 228 - 231, 234, 220 - 226 УК РФ и др.), большинство из которых расположены в разделе IX УК РФ "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Обстоятельствами, подлежащими доказыванию при расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 188 УК РФ), являются не только факты их перемещения через таможенную границу, но и все события, связанные с предварительным незаконным завладением ими, в том числе изготовление, хищение, культивирование наркосодержащих растений и др. (ст. ст. 228, 229 и 231 УК РФ, так как ответственность за эти деяния наступает по совокупности с одним или несколькими из перечисленных составов преступлений.
К этому же перечню следует отнести, например, преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ, где "запрещенными предметами" являются товары и продукция, работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а равно неправомерно выданные официальные документы, удостоверяющие соответствие перечисленного требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
Многие практические работники недооценивают, а порой просто не распознают эти порой не столь "заметные" на фоне контрабанды, прочих "основных" составов, но крайне опасные преступления, не дают им должную оценку, не используют данные о них в ходе расследования.
Значение выявления и расследования сопутствующих преступлений по уголовным делам о преступлениях в сфере ВЭД просто невозможно переоценить. Основная группа преступлений и три сопутствующих находятся в специфической взаимосвязи. Преступная деятельность в сфере ВЭД практически всегда связана с совершением одного или нескольких преступлений основной группы. Чаще всего это контрабанда (ст. 188 УК РФ) и/или уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Эти же преступления в практике чаще всего совершаются в совокупности между собой.
К основному преступлению (группе преступлений) практически по любому уголовному делу "примыкает" одно или несколько преступлений из "сопутствующих" групп, образуя при уголовно-правовой квалификации очень сложные и взаимосвязанные совокупности преступлений, имеющие важное тактическое и стратегическое значение для выбора средств, приемов и методов расследования преступлений по конкретному уголовному делу.
Например, контрабандный экспорт крупной партии нефтепродуктов железнодорожным транспортом практически всегда сопряжен с уклонением от уплаты таможенных и налоговых платежей со стороны участника ВЭД, чаще всего сопряжен с лжепредпринимательством либо хищением, отмыванием денег и др. (сопутствующие экономические преступления), практически невозможен без соучастия таможенника (злоупотребления, взяточничество, служебный подлог, то есть сопутствующие служебные преступления), совершается с использованием поддельных документов (ст. 327 УК РФ), часто бандой, преступным сообществом (ст. ст. 209, 210 УК РФ) (иные сопутствующие преступления) и т.д.
Знание следователем этих особенностей предопределяет специфику: предмета доказывания (ст. 73 УПК РФ), выдвижения версий, первоначальных и последующих следственных действий, проведения обязательных тактических операций, тактику допросов, задержания и т.д.
Например, если в ходе расследования либо проведения ОРМ до возбуждения уголовного дела выявлен факт контрабанды нефтепродуктов, то обязательной проверке подлежит версия о соучастии в преступлении должностного лица таможенного органа, версия о незаконном происхождении (приобретении) предмета перемещения (хищение нефтепродуктов, лжепредпринимательство и т.д.), версия об уклонении от уплаты таможенных и налоговых платежей, другие версии. Соответственно к числу обязательных тактических операций следует отнести операцию по выявлению сопутствующего служебного преступления и т.д.
Из перечней и схемы видно, что объединить столь разнородные преступления в рамках единой классификационной группы для создания методики расследования было бы невозможно, да и нецелесообразно, если бы не применение специфического криминалистического признака, свойства, критерия.
Единство, взаимозависимость и взаимообусловленность основной группы преступлений (таможенные) с сопутствующими преступлениями, в целях разработки комплексной криминалистической методики, подтверждается специфическим криминалистическим критерием общности - сферы внешнеэкономической деятельности, к рассмотрению которой мы и переходим.