Методы правового регулирования внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное см. статью 7 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
См. так же:
Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1"О таможенном тарифе";
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 164-ФЗ для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с федеральными законами могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.
С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом 8 декабря 2003 г. Президентом был подписан Федеральный закон N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Необходимость разработки самостоятельного законодательного акта, регламентирующего только порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, продиктована характером указанных мер.
Данным Законом предусматриваются порядок применения названных мер, а также процедура проведения расследования, которое должно предшествовать введению этих мер.
Антидемпинговые меры можно отнести к числу довольно часто применяемых во многих странах мира и причислить к мерам тарифного регулирования внешнеторговой деятельности путем установления дополнительных (антидемпинговых) пошлин. Законом предусматривается установление общих принципов применения антидемпинговых мер, прямо вытекающих из их предназначения. Так, антидемпинговая мера может быть применена к какому-либо товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отрасли российской экономики, существенно замедляет ее создание.
В настоящее время в этой области действуют:
Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами",
Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" и ряд подзаконных актов, в частности Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 274 "О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер".
Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" установил более четкий порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, используемых в целях защиты экономических интересов товаропроизводителей Российской Федерации, и направлен на совершенствование механизма применения таких мер. В Законе содержится норма о признании утратившими силу аналогичных положений прежнего Федерального закона 1998 г.
Так, в отличие от прежнего Закона, в Федеральном законе N 165-ФЗ предусматривается большая детализация и совершенствование порядка применения (введения, пересмотра и отмены и т.п.) специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, устраняются имеющиеся неточности. Устанавливается и отдельная процедура по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, что в действующем законодательстве не предусмотрено.
Более детально, по сравнению с прежним законодательством, прописывается и сама процедура проведения расследования. Так, Законом предусматриваются основания для прекращения расследования без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин. Это возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти получит в письменной форме от экспортера товара, являющегося объектом расследования, сообщение о добровольно взятых на себя обязательствах о пересмотре его цен на данный товар или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ по ценам ниже нормальной стоимости данного товара. Предусматривается, что одного подтверждения экспортера недостаточно: федеральный орган исполнительной власти должен решить, что принятие таких обязательств устраняет неблагоприятные последствия демпингового импорта товара, а Правительство РФ одобрит эти обязательства.
В отличие от прежнего законодательства, более полно регламентирован вопрос о том, что должно содержаться в заявлении для начала расследования с целью введения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер; устанавливается, что считается датой подачи заявления; предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо представить, и т.п. Регламентируются сроки, в которые должно быть принято решение о проведении расследования либо об отказе в его проведении. Устанавливаются особенности проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры.
Закон устанавливает четкие сроки для принятия решений, что должно положительно сказаться на защите интересов российских производителей.
Таким образом, в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику Российская Федерация осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью.
1.3.1. Таможенно-тарифное регулирование
Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
В Российской Федерации для целей таможенно-тарифного регулирования используется Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".
Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой Товарной Номенклатурой Внешнеэкономической Деятельности и действующих в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закон от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов.
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21-24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований