Вопрос 10. Субъекты национальной платежной системы, их краткая характеристика (согласно Закону 161ФЗ)

НПС - совокупность различных субъектов правоотношений, осуществляющих или обеспечивающих перевод денежных средств.:

Оператор по переводу денежных средств - организация, которая в вправе осуществлять перевод денежных средств (БР, Ком.орг., Внешэкономбанк).

Платежный агент - ЮЛ или ИП, привлекаемые оператором по переводу денежных средств для принятия от ФЛ наличных денежных средств в целях их последующего перевода без открытия банковского счета оператором по переводу денежных средств (не может быть КО)

Платежный субагент – тоже самое

Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы. Законом N 161-ФЗ установлено, что операторами платежной системы могут являться как кредитные, так и некредитные организации, а также Банк России и Внешэкономбанк.

Операторы услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, клиринговый центр и расчетный центр. Операционный центр должен обеспечивать участникам платежной системы и их клиентам доступ к услугам по переводу денежных средств, чаще всего осуществляемому в электронной форме. Он несет ответственность за реальный ущерб, возникший вследствие неоказания или ненадлежащего оказания операционных услуг. Платежный клиринговый центр – это организация, принимающая к исполнению распоряжения участников платежной системы о переводе денежных средств и выполнении иных действий. Расчетный центр – это организация, которая в рамках платежной системы исполняет распоряжения участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по их банковским счетам, а также подтверждает исполнение этих распоряжений.

Организация почтовой связи при оказании платных услуг– ЮЛ или ИП, не являющиеся банками для проведения электронных средств платежа.

Вопрос 11. Платежные инструменты и формы безналичных расчетов в РФ (краткая характеристика). Формы распоряжений. Понятие расчета и платежа. Основные расчетные процессы.

Платежный инструмент – это средство определенной формы на бумажном, электронном или другом виде носителя информации, использование которого инициирует перевод денег с соответствующего счета плательщика. К платежным инструментам относятся документы на перевод и специальные платежные средства.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах с использованием присущих им инструментов платежей.

Платежные инструменты:

· Платежное поручение

· Инкассо

· Аккредитив

· Чек

· Вексель

· Пластиковая карта

· Электронные деньги

Форм безналичных расчетов:

· Платежное поручение

· Инкассовое поручение

· Аккредитив

· Чеки

· Прямое дебетование

· Расчеты в форме перевода электронных ДС

Распоряжения - все документы, на основании которых кредитные организации осуществляют переводы денежных средств.

Наиболее распространенными формами распоряжений являются:

1. платежное поручение;

2. инкассовое поручение;

3. платежное требование;

4. платежный ордер.

Перечисленные формы распоряжений применяются в рамках всех форм безналичных расчетов, указанных в п. 1.1 Положения № 383-П.

Распоряжения могут быть составлены как в электронном виде (в т.ч. с использованием электронных средств платежа), так и на бумажных носителях.

Платеж – выполнение должником своих обязательств посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него требования.

Расчет – завершение платежной операции, то есть поступление денежных срадств на счет кредитора.

Окончательный расчет - безусловное регулирование обязательств между 2 сторонами.

Платежная система включает в себя три основных расчетных процесса:

1.иннициирование платежа, процесс при котором хозсубъект поручает обслуживающему его банку перевести денежные средства другому хозяйствующему субъекту. Инициирование осуществляется с помощью платежных инструментов

2. Процесс передачи и объема платежными инструментами между банками участниками.

3. Процесс расчета между банками участниками которые списывают или зачисляют денежные средства со счетов своего клиента.

Наши рекомендации