Описание сути платежной системы начинается с изучения субъектов-участников, определив их функции и задачи. Всех участников платежной системы можно разделить на две категории - пользователи и агенты.

Пользователями платежной системы являются хозяйствующие субъекты и физические лица, которые посредством платежной системы осуществляют взаимные расчеты. Агентами платежной системы являются ее непосредственные участники (банки) и учреждения, осуществляющие процедуру перевода денежных средств (операторы).

Основными пользователями платежной системы являются юридические лица (хозяйствующие организации, предприятия, учреждения), а также физические лица, которые в процессе производственной и хозяйственной деятельности вступают между собой во взаимоотношения по приобретению товаров и услуг, прочих материальных и финансовых ресурсов. С точки зрения направления денежного потока их можно разделить на две группы - плательщики (клиенты) и получатели (корреспонденты). В соответствии с установленным порядком, свои денежные средства хозяйствующие органы держат на счетах в банках и осуществлять безналичные расчеты между собой, минуя банк, не могут. [4, с. 354]

Организациями, осуществляющими обслуживание счетов хозяйствующих органов, являются банковские учреждения. В условиях Республики Казахстан банковская структура имеет двухуровневое строение. Частные, кооперативные и государственные банки являются учреждениями, осуществляющими расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц, и составляют нижний (второй) уровень. Национальный банк, как центральный банк государства, является банком первого уровня. Банки второго уровня непосредственно реализуют процедуру платежа. В соответствии с банковским законодательством, банки несут обязательства перед своими клиентами по беспрепятственному, своевременному и полному переводу денежных средств клиентов.

Сеть банков второго уровня в Республике Казахстан имеет развитую структуру. С позиций анализа функционирования платежной системы все коммерческие банки можно разделить на две группы:

· самостоятельные банки (Ишим-банк, Сеним-Банк);

· головные банки и их филиалы (Казкоммерцбанк, Народный Банк, Центркредитбанк, Альфа-Банк)

Аккумулированные средства своих клиентов и собственные средства коммерческого банка составляют его корреспондентский счет, который открывается в Управлении платежных систем Национального Банка Республики Казахстан. Через корреспондентский счет коммерческого банка производятся все межбанковские расчеты.

В настоящее время осуществляется перевод филиалов банков второго уровня на расчеты через единый корреспондентский счет головного банка. Это означает, что филиалы головного банка закрывают корсчет в учреждении Национального банка и все расчеты производятся через головной банк

В условиях Казахстана операторами платежной системы являются

* областные расчетные (клиринговые) палаты;

* Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов;

* Национальный банк.

Оператор платежной системы осуществляет непосредственный перевод денежных средств из банка плательщика в банк получателя. С точки зрения оператора платеж состоит из операции списания денежных средств с корреспондентского счета банка плательщика, зачисления средств на корреспондентский счет банка получателя и выдачи банкам подтверждающих эту операцию документов.

Национальный Банк Казахстана устанавливает экономическую ответственность банков и их клиентов за нарушения правил совершения расчетных операций, он организует, координирует и регулирует функционирование платежной системы, устанавливает формы, способы и порядок осуществления расчетов, кассового обслуживания банков и их клиентов.

Основными пользователями платежной системы по-прежнему являются банки второго уровня и их клиенты. Помимо них, в сферу функционирования платежной системы вошли небанковские финансовые учреждения (например, Казахстанская Центральная Межбанковская валютная биржа, Департамент казначейства и его территориальные органы). Центральным звеном ПС является Департамент Информатизации Нацбанка, осуществляющий основные операции по корреспондентским счетам банков второго уровня. Другим важнейшим элементом ПС является Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР).

Описание сути платежной системы начинается с изучения субъектов-участников, определив их функции и задачи. Всех участников платежной системы можно разделить на две категории - пользователи и агенты. - student2.ru

Рисунок 2 - Структура участников платежной системы

Самостоятельные банки, помимо традиционных расчетов через учреждения Национального Банка, получили возможность производить расчеты через Расчетную палату и Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов. Филиалы коммерческих банков осуществляют расчеты как через Расчетную палату, так и через головной банк. Через Расчетные палаты осуществляются в основном внутриобластные расчеты, через Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов проводятся межобластные платежи. При этих расчетах реализуется принцип нетто-платежей. Через учреждения Нацбанка проводятся срочные межрегиональные платежи в режиме брутто-платежей. [5, с. 27]

Наиболее важным элементом каждой платежной системы является набор средств и методов, посредством которых достигается окончательный расчет. Способы его достижения позволяют выделить системы, использующие брутто-расчеты и нетто-расчеты.

Системы, с помощью которых расчеты осуществляются на суммарной основе «один за одним», очередными проводками по каждой отдельной операции, либо в пакетном режиме, называются системами брутто-расчетов (или расчетов на валовой основе). Примерами таких систем является система FedWire в США, система срочных электронных платежей в системе КУБАЖ.

Системы, базирующиеся на завершении клиринговой процедуры, известны как системы нетто-расчетов (или расчетов на «чистой основе»). Среди них можно выделить системы двусторонних нетто-расчетов между парами участников и системы многосторонних нетто-расчетов. Примером систем, реализующих принцип многосторонних нетто-расчетов в Казахстане, являются областные Расчетные Палаты и Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов.

Необходимо отметить что стабильность финансовой системы государства в целом напрямую связана со стабильностью внутренней платежной системы. Степень эффективности функционирования платежной системы определяется соотношением таких показателей, как скорость прохождения платежей и суммой операционных издержек, которые несут участники при проведении расчетов. Возможность проведения расчетов в короткие сроки и с наименьшими затратами, делают систему привлекательной для пользователей.

Наши рекомендации