Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития

Система страховых отношений, которая трансформировалась в страховой рынок, возникший в период перехода России к новым экономическим отношениям, в своем развитии прошла несколько этапов.

Первый этап охватывает период с 1992 по 1996гг. и характеризуется как период формирования страхового рынка. К числу факторов его развития можно отнести:

Второй этап охватывает период с конца 1996 г. по август
1998г., когда наблюдались следующие тенденции:

Третий этап развития страхового рынка охватывает пе­риод с конца 1998 г. по настоящее время.

В течение этого времени в России реали­зованы важные меры, направленные на создание наци­ональной системы страхования.

Объективная основа развития страхового рынка необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем ока­зания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Названный рынок можно рассматривать как форму организации денежных отношений по формированию и рас­пределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты обще­ства, как совокупность страховых организаций (страховщиков), участву­ющих в оказании соответствующих услуг.

Обязательным условием существования страхового рынка является на­личие общественной потребности на страховые услуги и наличие стра­ховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отече­ственной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.

Функционирующий страховой рынок — сложная, интегрированная си­стема, включающая различные структурные звенья. Первичным звеном страхового рынка является страховое общество или, страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования стра­хового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

В широком смысле страховой рынок — это вся совокупность эконо­мических отношений по поводу купли-продажи страховой услуги. Ры­нок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхова­телем. Здесь осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенным экономическим законом функционирования страхово­го рынка является закон стоимости.

Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяй­ства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием воз­никновения того и другого служат общественное разделение труда и су­ществование различных собственников — обособленных товаропроизводи­телей. Реальное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу куп­ли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и верти­кальных связей.

Страховой рынок не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Денежная форма организа­ции страховых отношений включает страхование в общую сферу фи­нансового рынка. Место страхового рынка в финансовой системе обус­ловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвести­ционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, ин­вестиционной и других видов деятельности.

Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхо­вого рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институ­тами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отно­шениях соответствующие финансовые институты выступают как страхова­тели и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования.

Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственны­ми и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.

Проведение страховыми организациями страховой, инвестиционной и других видов деятельности связано с отчислениями в государственный и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды и т.д. Кроме то­го, страховой рынок использует отдельные финансовые институты (на­пример, банки) для реализации своих страховых продуктов.

Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансо­вой системы как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми ин­ститутами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые про­дукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединение страхователей и система его государственного регу­лирования.

Страховой рынок – это определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, где формируется предложение и спрос на нее.

Объективная основа развития страхового рынка – необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. А также обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья.

Первичное звено страхового рынка – страховое общество или страховая компания.

Выделяют следующие основные принципы организации и управления страховой компанией:

1. Организационно-правовой,

2. Территориально-административный,

3. Функциональный.

Специфическим товаром, который предлагается на страховом рынке является страховая услуга, которая может быть представлена:

- на основе договора (в добровольном страховании);

- на основе закона (в обязательном страховании).

Структура страхового рынка — это способ соотно­шения и взаимодействия его элементов в процессе вы­полнения общей функции, которая в научном плане не исследована, соответственно, полноценный анализ внутренней структуры рынка, а также определение его оптимальной структуры невозможны.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В зависимости от масштабов спроса и предложенияна страховые услуги можно выделить:

- внутренний страховой рынок;

- внешний страховой рынок;

- международный страховой рынок.

Страховой рынок — это особая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга - страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Объективной основой развития страхового рынка является воз­никающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании де­нежной помощи пострадавшим в случае наступления непредви­денных неблагоприятных событий.

Атрибутами рынка, в том числе и страхового, являются про­давец, покупатель, товар (или услуга) и реальная свобода покупа­теля в выборе товара (услуги).

Развитой страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; так назы­ваемых «страховщиков для перестраховщиков» - перестраховоч­ные организации, которые принимают на себя часть крупных ри­сков за соответствующее вознаграждение; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения стра­ховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координа­ция условий страхования и т. п.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной.

В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда изменяется в определенных границах. Нижняя грани­ца цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступ­лением платежей страхователей и выплатами страхового возме­щения и страховых сумм. Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика, ее превышение ставит страхователя в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента. Це­на услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.

Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выда­ется страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страховой рынка.

Положение на страховом рынке определяется действием мно­жества факторов, важнейшим из которых являются рисковая си­туация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, пред­ложение страховых услуг (не только объем, но и структура) и т. п. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конк­ретном регионе в данное время, называются конъюнктурой стра­ховогорынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Страховщику необходимо искать покупателей, выявлять их нужды проектировать соответствующие страховые продукты, продвигать их на рынок договариваться о ценах и т. д. С другой стороны и покупатели для удовлетворения своей потребности в страховой защите занимаются поиском соответствующего продавца страховых услуг. Так в процессе повседневной деятельности сталкиваются и переплетаются интересы самого страховщика его клиентов и посредников.

В связи с этим страховой рынок можно разделить, в зависимости от соотношения спроса и предложения, на два самостоятельных рынка, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом — рынок продавца, существующий в условиях значительного превышения спроса над предложением.

Условия существования рынка:

- наличие хотя бы двух заинтересованных сторон, выступающих в роли субъектов рынка;

- каждая из сторон должна иметь возможность предложить то, что имеет потребительную стоимость для другой стороны;

- любая сторона должна иметь возможность и право получить информацию о продукте и на ее основе решение об участии в сделке;

- наличие уверенности в том, что в результате обмена стороны получат стоимость эквивалентную или выше той, которую предлагают.

Основные принципы существования страхового рынка:

- свободный выбор страховщиком страхователя, а страхователем страховщика, который регламентируется соответствующим договором. Данный принцип не противоречит возможности регулирования этого процесса со стороны государственных органов при условии соблюдения экономических законов рынка;

- ликвидация с помощью законодательных и экономических мер монополизма в сфере реализации страховых продуктов и создание условий для развития конкуренции;

- свободный обмен страхо­вых продуктов на деньги;

- свободное действие зако­на стоимости - зависимость цен от соотношения спроса и предложения допуская при этом в отдельных случаях регулирование со стороны государства (например при проведении некоторых видов обязательного страхования);

- анализ потенциала страховой сферы ее способности удовлетворять основные потребности юридических и физических лиц;

- наличие развитой инфраструктуры предоставления страховых услуг;

- существование совокупности страхователей и иных клиентов страховщика, располагающих денежными средствами, сбалансированными товарными ресурсами.

Основныефункции рынка:

- выявление спроса и сбалансирование предложения;

- формирование товарного предложения - создание определенного набора страховых услуг и возможности для клиен­тов страховщика приобретать их;

- поиск сбыта и непосредственно сбыт страховых продуктов - организация рыночных отношений;

- обеспечение экономического эффекта (получение при­были после возмещения затрат).

Традиционно рынок страховых услуг классифицируется по двум основным принципам:

1. Рынок конкретных страховых услуг в зависимости от специфики страховых продуктов.

2. Рынок клиентов страховщика, которыми могут быть

- юридические и физические лица, являющиеся собственниками имущества и имеющие в связи с этим определенный имущественный интерес;

- различные корпорации - потребители страховых услуг;

- конкуренты (институциональный рынок);

- рынок, связанный с государственными органами управления.

Страховой продукт - это результат человеческой деятельности по осуществлению экономической защиты от последствий различных случайных и вероятностных событий (чаще всего неблагоприятных) естественных и общественных явлений.

Страховой продукт конкретизируется в услуге по страховой защите или в «страховой услуге». Однако, продукт, имеющий стоимость, еще не является товаром. Только когда продукт вынесен на рынок и получил определенную потребительскую стоимость, он может считаться товаром. Если страховая услуга продается за деньги - это страховой товар. Страховые услуги полезны - следовательно - позитивны, так как направлены против вреда и ущерба.

Страховая услуга - специфический товар, предлагаемый на страховом рынке. Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной стоимо­стью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия, то есть страхового обеспечения конкретного объекта на случай определенных дого­вором событий. Меновая стоимость - это цена страховой услу­ги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем - во взносе или платеже. Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложе­ния, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, то есть размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.

Договор страхования пред­ставляет собой прежде всего сделку, заключенную между продавцом страховой услуги (страховщиком) и покупате­лем, который может быть непосредственным потребителем страховой услуги (в этом слу­чае он является страхователем) или определяющим потребите­ля страховой услуги (застрахо­ванного).

Страховая сделка отвечает обязательным условиям, предъявляемым ко всем сдел­кам:

- наличие, по меньшей ме­ре, двух ценностно-значимых объектов: имущественный ин­терес страхователя; страховая сумма, в которой выражен иму­щественный интерес; страхо­вой взнос, т.е. цена страховой услуги;

- согласованные условия ее осуществления, представлен­ные в виде Правил страхова­ния, регулирующих взаимоот­ношения сторон при заключе­нии договора страхования;

- согласованное время со­вершения, определяемое как период страховой oтвeтствeнности;

- согласованное место про­ведения.

Развитие страхования как экономической категории определило специфические особенности страховой услуги как товара, предлагаемого на страховом рынке.

Основные особенности страховой услуги:

1. Страховая услуга, в отличие от овеществленных продуктов, товаров, является процессом взаимодействия потребителя и производителя.

2. Страховая услуга, как правило, неосязаема, поэтому:

- потребителю трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда и после этого (например, медицинский полис);

- покупатель должен доверяться продавцу и надеяться, что его не обманут;

- продавцу (страховщику) сложно показать товар;

- продавцу (страховщику) сложно объяснить и доказать необходимость услуги для потребителя, сложно выделить преимущества своей услуги;

3. Страховую услуги нельзя производить впрок и хранить:

- страховая услуга в виде компенсации может производиться только с момента ее востребованности.

4. Качество страховой услуги невозможно оценить сразу.

5. Страховые услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления. Страховщику сложно адекватно реагировать на рост спроса на услуги, и, в случае, если резко растет спрос, то нельзя мгновенно увеличить объем услуг.

6. Исполнение страховой услуги изменчиво и зависит от того, кто, где, когда ее оказывает. Это обусловлено совпадением по времени востребования и производства услуги.

7. Массовое производство в большей части невозможно ввиду высокой степени индивидуализации услуги.

Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru

Рис.12.Общая структура страхового рынка

Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru

Рис.1.Структура страхового рынка

Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru

Рис.2.Институциональная структура страхового рынка (рынка страховщика)

Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru

Рис.3.Основные функции органа страхового надзора

Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru

Рис.4.Потенциал рынка страхования (кроме жизни) до 2016г.

Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru


Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru Современное состояние национального страхового рынка и проблемы его развития - student2.ru

Рис.5.Потенциал рынка страхования жизни до 2016г.

Наши рекомендации