Правовые формы отношений между субъектами инвестиционной деятельности

Инвестор может осуществлять капиталовложения самостоятельно, однако в абсолютном большинстве случаев в разработке и реализации конкретного инвестиционного проекта задействуются многочисленные субъекты: консультанты по инвестициям, субинвесторы, подрядчики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, консультан­ты, инвестиционные фонды) и т. д. Основным правовым до­кументом, регулирующим отношения между субъектами ин­вестиционной деятельности, наряду с нормативными актами является договор или контракт, заключаемый на принципах добровольности и равноправия сторон.

Инвестиционная деятельность осуществляется на основании одного, а чаще нескольких взаимосвязанных договоров (займа, кредитования, подрядных, посреднических, догово­ров об оказании услуг, о совместной деятельности, лизинга, на фондовом рынке и др.). Многие из данных договоров подлежат государственной регистрации.

В отечественном законодательстве определение инвестиционного договора не закреплено. Равно отсутствует легальная систематизация договорных форм осуществления инвестирования. В качестве инвестиционного поименован лишь один из договоров, опосредующих инвестиционную деятельность, - инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предусмотренный ст. 17 Закона об инвестициях. Инвестиционная деятельность может опосредоваться различными гражданско-правовыми договорами: купли-продажи, лизинга, подряда, простого товарищества, учредительным договором и др. Инвестиционными договорами следует признать договоры на приобретение акций при учреждении и увеличении уставно­го капитала акционерного общества, договоры облигационно­го займа, банковского вклада, негосударственного пенсионного обеспечения и долевого участия в строительстве. Объединяет эти виды договоров только их экономическое содержание - вложение средств, как правило, с целью получения в дальнейшем прибыли. Договоры, опосредующие инвестирование, влекут возникновение договорных обязательств, имеющих особенности, которые обусловлены тем, что они возникают в специфической сфере - сфере инвестирования. Эти особенности проявляются в их предмете (действия по вложению (отчуждению) объектов гражданских прав, квалифицируемых в качестве инвестиций) и объекте (объект инвестирования).

В общей системе общегражданских и хозяйственных договоров инвестиционные договоры обособляются на основе их целевого назначения. Они опосредуют коммерческие отношения, носящие длительный характер и предполагающие достижение положительного результата в будущем. Инве­стиционные договоры подразделяются на две группы. Пер­вая группа договоров опосредует портфельные инвестиции, в рамках которых инвесторы передают свои средства во вла­дение, пользование и распоряжение иным лицам. Соответствующий договор можно определить как соглашение, по ко­торому одна сторона (инвестор) обязуется передать, а другая сторона (реципиент) обязуется принять для использования в собственной хозяйственной деятельности инвестиционное имущество с выплатой инвестору части прибыли, получаемой от использования этого имущества, либо с предоставлением иных выгод (например, приобретение ценных бумах, передача инвестиционного имущества в доверительное управление институциональному инвестору или инвестиционному посреднику). Инвестиционный договор обеспечивает достиже­ние основной цели - финансирование предпринимательской деятельности путем установления долгосрочных отношений и устойчивых, сбалансированных хозяйственных связей. Вторую группу составляют договоры, опосредующие производственные (реальные) инвестиции. Это договоры подряда, в которых инвестор предстает в качестве заказчика, а вторая сторона по договору (подрядчик) обязуется в установленные сроки вы­полнить для заказчика определенную в договоре работу, применяя собственные материалы или материалы заказчика, а заказчик обязуется создать подрядчику надлежащие условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить со­гласованную цену (например, подряд на капитальное строительство; на производство проектных и изыскательских работ; на выполнение научных, опытно-конструкторских работ).

В инвестиционной практике особое значение имеет стабильность и выверенность условий сотрудничества, поэтому здесь целесообразно заключение предварительных договоров.

В зависимости от субъектного состава различаются инвестиционные договоры с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, резидентов и нерезидентов.

В литературе высказываются три основных подхода относительно правовой оценки инвестиционного договора:

1)инвестиционный договор - собирательное понятие;

2)инвестиционный договор - самостоятельный тип или вид договора;

3)отрицается целесообразность использования термина «инвестиционный договор».

Законодательное определение понятия и отличительных особенностей инвестиционного договора, заключаемого не только с Республикой Беларусь, но и с другими субъектами, может способствовать развитию инвестиционных отношений. Отличительными признаками такого договора можно назвать следующее:

- одной из сторон является инвестор;

- соглашение определяет порядок реализации Инвестиционного проекта;

- заключается на длительный срок и др.

В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

Инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь,если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление Инвестору, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.

В этом решении Совета Министров Республики Беларусь определяются порядок подтверждения права на применение указанных льгот и преференций, а также Госорган, уполномоченный на подписание такого инвестиционного договора и координацию работы по его выполнению.

Для заключения инвестиционных договоров:

Первого уровня не требуются бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора (далее - инвестиционный проект), и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;

Второго уровня требуютсябизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта требуются только в случае предоставления инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.

Проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров, или Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь.

Заключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется "Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. N 4".

В инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены:

  • объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора;
  • права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь - сторон инвестиционного договора;
  • ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору (инвесторам) реального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов или иного государственного органа (организации), а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств;
  • требования о конфиденциальности информации;
  • порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора.

Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке. Если стороной инвестиционного договора является иностранное юридическое или физическое лицо, инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке, а также на иностранном языке по соглашению сторон.

По вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать с государственными органами и исполнительными комитетами, государственным учреждением "Национальное агентство инвестиций и приватизации" либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

Изменение инвестиционного договора и его расторжение по соглашению сторон осуществляются в соответствии с "Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011г. № 4".

Постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10» в Белоруссии утверждены:

- Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

- Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

- Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

- Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

- Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.

Государственный реестр инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в настоящее время ведется только в электронном виде. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года №563 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10".

По состоянию на 1 октября 2013 г. в госреестре было зарегистрировано 1294 инвестиционных договора на общую сумму 21 млрд USD. Из них 346 договоров - с иностранными инвестициями на сумму эквивалентную 11,1 млрд USD. В среднем капиталоемкость одного инвестдоговора составляет 17 млн USD. Иностранные инвесторы предпочитают не покупать обремененные обязательствами белорусские предприятия, а делают ставку на строительство предприятий с чистого листа (так называемые Greenfield projects).

Например, за январь-июнь 2016 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 4,7 млрд долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 3,9 млрд долларов (83% от общего объема), портфельных – 0,0008 млрд долларов, прочих – 0,8 млрд долларов.

Правовые формы отношений между субъектами инвестиционной деятельности - student2.ru

Основные инвесторы в Республику Беларусь по итогам 1 полугодия 2016 г.: Россия – 50,2%, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 20,5%, Кипр – 7,5%, Литва – 3,7%, Австрия – 3,3%, Польша – 2,3%, Украина – 1,7%, Китай – 1,4%, Латвия – 1,2%, Германия – 1,1%,. На долю прочих стран-доноров приходится – 7,1%.

Среди договоров, связанных с приобретением прав пользования, особое место занимают концессионные договоры государства с инвесторами, предметом которых является деятельность по поиску, разведке, разработке и эксплуатации природных ресурсов, а также осуществление деятельности, относящейся к государственной монополии.

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 63-3 «О концессиях» определяет концессионный договор как письменное со­глашение, в силу которого одна сторона (коцедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. Концессия - основанные на концессионном договоре право владения и пользования объектом концес­сии или право на осуществление вида деятельности.

К концессионным договорам относятся:

- полный концессионный договор;

- концессионный договор о разделе продукции.

Под полным концессионным договором понимается соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию.

Под концессионным договором о разделе продукции понимается соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концеден-том в размерах и порядке, определяемых концессионным до­говором.

Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концес­сионному договору продукцию передается концеденту Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.

Наши рекомендации