Vii. источники финансирования дефицита

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 году составят 1 271 393,6 млн. рублей, в 2019 году – 819 147,0 млн. рублей, в 2020 году – 869 844,7 млн. рублей, в том числе:

источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составят в 2018 году 1 422 568,3 млн. рублей, в 2019 году – 840 971,8 млн. рублей, в 2020 году – 1 131 329,1 млн. рублей;

источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составят в 2018 году (-) 151 174,7 млн. рублей, в 2019 году – (–) 21 824,8 млн. рублей, в 2020 году – (–) 261 484,4 млн. рублей.

Источники финансирования дефицита федерального

бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Таблица 7.1

млн. рублей

Показатель 2017 год (оценка*) Законопроект
2018 год 2019 год 2020 год
Всего источников 2 008 086,6 1 271 393,6 819 147,0 869 844,7
%% к ВВП 2,2 1,3 0,8 0,8
Источники внутреннего финансирования дефицита 2 225 840,9 1 422 568,3 840 971,8 1 131 329,1
%% к ВВП 2,4 1,5 0,8 1,0
из них:        
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года 1 065 531,2 592 642,8   41 316,8 3 752,7
в том числе:        
изменение остатков средств ФНБ** 1 707 422,5 1 113 745,3 4 455,0 3 752,7
%% к ВВП 1,9 1,1 0,004 0,003
Источники внешнего финансирования дефицита –217 754,3 -151 174,7 -21 824,8 -261 484,4
%% к ВВП 0,2 0,2 0,02 0,2

* – показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.

** – до 1 января 2018 года, с учетом средств Резервного фонда

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 – 2020 годах будут выступать государственные заимствования Российской Федерации, а также средства Фонда национального благосостояния.

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В 2018 году объем привлечения от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, планируется в сумме 1 448 132,6 млн. рублей, в 2019–2020 годах указанный показатель составит 1 544 623,8 млн. рублей и 1 817 890,0 млн. рублей соответственно.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в 2018 году составит 631 090,8 млн. рублей. В 2019–2020 годах указанные ассигнования составят соответственно 762 026,3 млн. рублей и 606 227,2 млн. рублей.

В 2018 году планируется продолжить проведение обмена выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, характеризующихся нестандартной структурой и низкой ликвидностью, в рамках которого предусматривается осуществить размещение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации номинальной стоимостью до 100 000,0 млн. рублей.

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего года запланировано в 2018 году в сумме 592 642,8 млн. рублей, в 2019 году – 41 316,8 млн. рублей, в 2020 году – 3 752,7 млн. рублей.

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета планируются в 2018 году в сумме 12 883,6 млн. рублей, в 2019 году – 17 057,5 млн. рублей, в 2020 году – (–) 84 086,4 млн. рублей.

Объем поступлений в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества в 2018 году составит 13 019,8 млн. рублей, в 2019 году – 12 180,2 млн. рублей, в 2020 году – 11 431,4 млн. рублей (с учетом реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 1172–р).

Объем поступлений от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке в 2018–2020 годах составит 7 500,0 млн. рублей ежегодно.

Выплаты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в 2018–2020 годах будут увеличиваться и составят в 2018 году 8 500,0 млн. рублей, в 2019–2020 годах – 10 500,0 млн. рублей ежегодно.

Бюджетные ассигнования, предусматриваемые на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в 2018 году составят 31 169,3 млн. рублей, в 2019 году – 24 574,3 млн. рублей, в 2020 году – 162 547,2 млн. рублей. Объемы указанных ассигнований сформированы по действующим на момент подготовки Законопроекта государственным гарантиям Российской Федерации, исходя из фактических объемов обеспеченных ими обязательств принципалов с применением понижающих коэффициентов, предложенных Внешэкономбанком в зависимости от результатов мониторинга и прогноза финансового состояния принципалов.

Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов, в 2018 году составит 37 533,1 млн. рублей, в 2019 году –37 951,6 млн. рублей, в 2020 году –75 529,3 млн. рублей.

Объем возврата бюджетных кредитов бюджетами субъектов Российской Федерации составит в 2018 и 2019 годах по 36 861,8 млн. рублей ежегодно, в 2020 году – 73 723,6 млн. рублей. Прогнозируемый объем погашения бюджетных кредитов бюджетами субъектов Российской Федерации предусмотрен в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № ДМ–П13–41прс.

Предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) в 2018–2020 годах составит соответственно 2 056,5 млн. рублей (31,8 млн. долл. США), 1 506,7 млн. рублей (22,5 млн. долл. США) и 1 006,8 млн. рублей (14,8 млн. долл. США). Указанные средства планируется направить на финансирование развития системы и обеспечения доступности качественного дошкольного образования для населения Республики Саха (Якутия), а также строительства и эксплуатацию части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М–5 «Урал» и М–7 «Волга» от начала тоннеля в створе мостового перехода через р. Уфа до примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М–5 «Урал».

Объемы возвратов бюджетных кредитов, предоставленных за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), составят в 2018 году 858,9 млн. рублей, в 2019 году – 673,3 млн. рублей, в 2020 году – 759,2 млн. рублей.

Прогнозируемый объем поступлений в счет возврата прочих бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны, в 2018 году составит 1 868,9 млн. рублей, в 2019 году – 1 923,2 млн. рублей, в 2020 году – 2 053,3 млн. рублей.

Объем компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73–ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (вклады в Сбербанке Российской Федерации по состоянию до 20 июня 1991 года, вклады (взносы) в организациях государственного страхования Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 года и выкуп сертификатов Сбербанка СССР и Государственных казначейских обязательств СССР, размещенных на территории Российской Федерации в период до 1 января 1992 года) в 2018–2020 годах не изменится по сравнению с объемом выплат в 2017 году и составит 5 500,0 млн. рублей ежегодно.

В 2018 году предусмотрена выплата компенсации в 3–кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан). Гражданам Российской Федерации 1946 – 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) предусмотрена компенсация в 2–кратном размере остатка вкладов (взносов) (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).

Размеры указанных компенсаций по вкладам (взносам) зависят от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшаются на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).

По вкладам (взносам) граждан Российской Федерации, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсаций в 2–кратном и 3–кратном размере остатка вкладов (взносов), повторная выплата указанных компенсаций в 2018 году не предусмотрена.

Также предусмотрено продолжить выплату компенсации на оплату ритуальных услуг по вкладам (взносам) наследникам в случае смерти вкладчика в размере до 0,006 млн. рублей.

В 2018 году предусмотрено продолжить по желанию владельцев – граждан Российской Федерации выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года и которые не погашены в предыдущие годы, на условиях, определенных статьей 137 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186–ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Объем государственных внешних заимствований Российской Федерации в 2018 году составит 467 545,7 млн. рублей (7 226,4 млн. долл. США). В 2019 году указанные заимствования Российской Федерации планируются в объеме 484 019,4 млн. рублей (7 235,0 млн. долл. США) и в 2020 году – 494 769,7 млн. рублей (7 276,0 млн. долл. США).

Объем погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в 2018 году запланирован в сумме 498 886,1 млн. рублей (7 710,8 млн. долл. США). В 2019 году на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации планируется направить 461 047,3 млн. рублей (6 891,6 млн. долл. США), в 2020 году – 661 785,4 млн. рублей (9 732,1 млн. долл. США).

В 2018–2020 годах планируется размещение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации на международных и российском рынках капитала в сумме до 7 000,0 млн. долл. США ежегодно, что эквивалентно 452 900,0 млн. рублей, 468 300,0 млн. рублей, 476 000,0 млн. рублей соответственно.

Объем погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2018 году составит 482 092,0 млн. рублей (7 451,2 млн. долл. США), в 2019 году – 445 359,7 млн. рублей (6 657,1 млн. долл. США) и в 2020 году – 648 901,8 млн. рублей (9 542,7 млн. долл. США).

В 2018–2020 годах предусматривается проведение обмена государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США на государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте иных выпусков.

Объем использования целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставляемых международными финансовыми организациями (МФО), в 2018 – 2020 годах составит 14 645,7 млн. рублей (226,4 млн. долл. США), 15 719,4 млн. рублей (235,0 млн. долл. США), 18 769,7 млн. рублей (276,0 млн. долл. США) соответственно. По сравнению с показателями Закона 415–ФЗ в 2018–2019 годах увеличение составит в 2018 году 11 287,9 млн. рублей (177,5 млн. долл. США), в 2019 году – 14 700,1 млн. рублей (220,6 млн. долл. США). Указанное увеличение связано с планируемым привлечением займов Нового банка развития для реализации проектов, концепции по которым согласованы Минфином России и Минэкономразвития России. Объемы предполагаемого использования средств займов МФО в 2015 – 2017 годах сформированы на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию проектов, и Групп реализации проектов с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МФО и условий Соглашений о займах между Российской Федерацией и МФО.

На погашение основного долга по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте, планируется направить в 2018 году 16 794,1 млн. рублей (259,6 млн. долл. США), в 2019 году –15 687,6 млн. рублей (234,5 млн. долл. США), в 2020 году – 12 883,6 млн. рублей (189,4 млн. долл. США).

Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составят в 2018 году – (-) 119 834,3 млн. рублей или (–) (-) 1 852,1млн. долл. США, в 2019 году – (–) 44 796,9 млн. рублей ((–) 669,6 млн. долл. США), в 2020 году – (–) 94 468,7 млн. рублей ((–) 1 389,2 млн. долл. США).

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в 2018 году запланированы в сумме 3 688,8 млн. рублей (57,0 млн. долл. США), в 2019 году – 3 990,1 млн. рублей (59,6 млн. долл. США), в 2020 году –3 498,3 млн. рублей (51,4 млн. долл. США). Объемы бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации сформированы по действующим на момент подготовки Законопроекта государственным гарантиям Российской Федерации, исходя из фактических понижающих коэффициентов, предложенных Внешэкономбанком.

Предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам в 2018 году запланировано в объеме 234 783,4 млн. рублей (3 628,8 млн. долл. США), в 2019 году – 181 272,2 млн. рублей (2 709,6 млн. долл. США), в 2020 году – 232 723,2 млн. рублей (3 422,4 млн. долл. США). Указанные объемы средств необходимы для завершения действующих проектов и выполнения Российской Федерацией принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей, а также в целях оказания государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Объемы возвратов государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных иностранным заемщикам, составят в 2018 году – 118 637,8 млн. рублей (1 833,7 млн. долл. США), в 2019 году –140 465,5 млн. рублей (2 099,6 млн. долл. США), в 2020 году – 141 752,8 млн. рублей (2 084,6 млн. долл. США). Указанные объемы поступлений определены исходя из графиков платежей по действующим соглашениям без учета просроченных обязательств перед Российской Федерацией.

[1] Согласно Закону № 415–ФЗ в 2017 году на финансирование дефицита федерального бюджета планируется использование средств Резервного фонда в полном объеме.

Наши рекомендации