Индивидуальные действия в защите
Введение
Традиционный волейбол, которому более 100 лет, в последние годы получил название классического волейбола. В нем произошли значительные изменения, связанные как с естественным процессом его развития, так и с существующими изменениями в правилах соревнований [22] Все это привело к необходимости анализа соревновательной деятельности и внесения коррективов в содержание тренировочного процесса.
Современный волейбол полностью ориентирован на скоростную, острокомбинационную игру. [12] В связи с этим все больше возрастает роль и значение защитных действий игроков. Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов показал, что у большинства команд результативность технико-тактических действий в защите значительно ниже, чем в атаке. [22]
Организация защитных действий сложный процесс, требующий четкого взаимодействия игроков, принимающих участие в блокировании, и игроков, принимающих мяч от атакующих ударов и на страховке. Поэтому очень важно научить волейболиста оценивать расположения игроков (своих и противника) на площадке, направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его. [2]
Актуальность выбранной темы в том, что при подготовке волейбольных команд в большинстве случаев не удается сразу определить надежную систему командной защиты. Опробуются различные варианты, на что уходит время. Особенно важно подобрать способ защиты, а также заложить основу знаний тактики игры в юношеских командах, поскольку это – первый этап для становления и развития высококлассной игры.
Цель работы: комплексная оценка систем игры в защите в волейболе.
Задачи, решаемые в работе: 1)сравнить системы игры в защите «углом вперед» и «углом назад»; 2)выявить их преимущества и недостатки; 3)определить эффективность их влияния на результаты командных действий; 4)определить взаимосвязь между владением техническими приемами игры в защите и тактическими умениями применять их на практике.
Глава 1. обзор литературы
Тактика защитных действий
Под тактикой понимают рациональное использование приемов игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником. [17]
Главным звеном в тактике игры является борьба между нападением и защитой. Появление новых эффективных средств и способов нападения диктует необходимость в поисках средств и способов защиты. [13] Тактика волейбола включает в себя 2 раздела: тактика нападения и тактика защиты (см. Таблицу 1 в Приложении).
Рассмотрим поподробнее тактику защиты. Тактика защитных действий состоит из индивидуальных, групповых и командных действий игроков. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий. Групповые действия – это взаимодействие нескольких игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач, атакующих ударах; блокировании и страховке.[6]
Командные тактические действия складываются из индивидуальных и групповых действий, образуя системы игры. В волейболе это 2 основные системы защиты «углом вперед» и «углом назад». Особенность игры в том, что переход от защиты к нападению происходит мгновенно, и команда вынуждена строить защитные действия, подчиняя схему расположения игроков определенным правилам перехода к какой-либо системе игры в нападении.
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
Цель и задачи исследования
Цель исследования: комплексная оценка систем игры в защите в волейболе.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ систем игры в защите «углом вперед» и «углом назад».
2. Выявить преимущества и недостатки данных систем.
3. Определить эффективность их влияния на результаты командных действий.
4. Определить взаимосвязь между владением техническими приемами игры в защите и тактическими умениями применять их на практике.
Выводы
Обобщив результаты эксперимента можно подвести итог и сделать выводы:
1. Изначально группа «А» по всем показателям технической подготовленности была слабее, чем группа «В». В процессе тренировок и сопутствующих соревнований в группе «А» значительно поднялся уровень технической подготовленности игроков(прирост результатов выше, чем в группе «В»). Это подтверждение тому, что система защиты «углом вперед» более проста в освоении и приемлема для игроков невысокого уровня технической подготовленности. А система защиты «углом назад» требует от каждого игрока умения быстро перемещаться, предвидеть и отразить сложные атаки соперника, а также владеть отличным арсеналом техники игры и прочными знаниями тактики волейбола.
2. В период подготовки к соревнованиям в обеих группах выполнена достаточная работа по совершенствованию блокирования и страховке блокирующих ,что подтверждается достоверными данными тестирования и анализа игровых действий. Действительно, расположение игроков на площадке при любой системе защиты строится в зависимости от зоны постановки блока. Правильно организованный блок является первым «эшелоном» командной защиты. По данным эксперимента эффективнее страховка игроков при защите «углом назад». Один из недостатков системы защиты «углом вперед» тот, что игроку зоны 6, осуществляющему страховку блокирующих трудно закрывать зоны у боковых линий. Большая площадь страховки затрудняет качественный прием мяча от блока. Система защиты «углом назад» способствует более удобной страховке блокирующих в зонах у боковых линий и более четкому взаимодействию блокирующих с игроками, обеспечивающими прием нападающих ударов и страховку.[1]
3. Сравнительный анализ систем защиты относительно данных групп показал, что применяя систему защиты «углом назад» команда выполняет больше результативных защитных действий, что повышает результат игры в целом (группа «В»-7 побед, 3 поражения в 10 играх; группа «А» - 4 победы,6 поражений в 10 играх).
4. Установлена взаимосвязь между техническими приемами защиты и их реализацией в игре.
Заключение
Тактика-это искусство ведения игры. Командная тактика защиты складывается из действий отдельных игроков и групповых взаимодействий на площадке. На успешную реализацию тактических действий в защите влияет уровень развития специальных качеств волейболиста, высокая степень надежности технических приемов в сложных условиях игры, а также четкое знание тактики защиты, способов страховки и блокирования.
Комплексная оценка систем защиты в волейболе показала, что возрастающий уровень технической подготовленности игроков приводит к более быстрому и качественному освоению тактических систем в защите. Применяя упражнения по тактике защитных действий, совершенствуется техника каждого игрока команды, развивается его тактическое мышление, быстрота ответных действий, ориентировка на площадке. Все это необходимо для достижения победного результата на соревнованиях.
Сравнительный анализ систем игры в защите «углом вперед» и «углом назад» позволил выявить преимущества и недостатки каждой из систем. Защита «углом вперед» более проста. Она применяется ,если игроки команды обладают стабильным блоком и противник использует частые обманы за блок. Система защиты «углом назад» появилась как результат противодействия возрастающей мощи высокорослых игроков. Прием ударов поверх блока игроком у лицевой линии, прием «косых» и обманных ударов другими игроками, более эффективная страховка улучшает результат всей команды. На сегодняшний день это более прогрессивный способ защиты.
Но нельзя утверждать о том, что одна система защиты лучше другой. Выбор способа защиты зависит от уровня технико-тактического мастерства волейболистов, от их индивидуальных и физических особенностей, от устойчивых морально-волевых качеств спортсмена, а также от уровня развития тактики игры соперника.
Результаты работы могут быть использованы тренерами при построении тренировочного процесса, при обучении системам игры в защите как на начальном этапе подготовки команды, так и на учебно-тренировочном этапе.
Волейбол - игра командная, поэтому исход игры зависит от четкого взаимодействия игроков как защиты, так и нападения. Тренировочный процесс волейболистов должен отражать все стороны подготовки, в том числе и отличные знания по тактике волейбола.
Библиографический список
1. Амалин М.Е. Тактика волейбола-М.,ФиС,1962 г.
2. Волейбол / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина – М., 2000 г.
3. Волейбол. Ю.Д.Железняк, А.В.Иванов – М., 1991 г
4. Волейбол /Под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянца – М.: ФиС, 1985 г
5. Волейбол. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. – М.: 1983 г
6. Волейбол в школе. Ю.Д.Железняк, Л.М.Слупский – М., Просвещение 1989
7. Волейбол. Пляжный волейбол. Правила соревнований – М.: ТерраСпорт, 2001 г
8. Волейбол. Программа – М.: Советский спорт, 2003 г.
9. Волейбол: У истоков мастерства. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. – М., 1988 г.
10. Ю.Д.Железняк. К мастерству в волейболе – М.: ФиС, 1978 г.
11. Ю.Д.Железняк. Юный волейболист – М., 1988 г.
12. В.И.Зедгинидзе Методика технико-тактической подготовки квалифицированных блокирующих – С-Пб, 1989 г.
13. В.И.Зедгинидзе Методика тренировки защитных действий – С-Пб, 1989 г
14. Ю.Н.Клещев Волейбол – М.: ФиС, 1983 г.
15. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте – М.: ИЦ Академия 2001 г.
16. Подготовка юных волейболистов / Под ред. Ю.Д.Железняка – М.: ФиС, 1962 г.
17. Спортивные игры /Под ред. Ю.Д.Железняк, Портнов Ю.М. – М.: ИЦ Академия, 2002 г.
18. Спортивные игры /Под ред. В.Д.Ковалева – М., 1988 г.
19. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения /Под ред. Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнова – М., 2004 г.
20. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства /Под ред. Ю.Д.Железняк – М.: ИЦ Академия 2004 г.
21. Спортивные игры и методика преподавания /Под ред. Ю.И.Портнова – М.: ФиС, 1986 г.
22. Тенденция развития классического волейбола на современном этапе. Г.Я.Шипулин, О.Э.Сердюков, Теория и Практика физической культуры. 2004 № 4.
23. О.С.Чехов Основы волейбола – М.: ФиС, 1979 г.
Таблица 1. Классификация тактики игры в волейбол
Таблица 2. Данные об испытуемых.
№№ п/п | Фамилия, Имя | Возраст | Этап обучения | Рост, см |
Группа «В» | ||||
1. | Вахрушева Настя | 14 лет | УТГ 2 года | 173,0 |
2. | Игнатова Наташа | 14 лет | УТГ 2 года | 170,0 |
3. | Коковкина Люба | 14 лет | УТГ 2 года | 168,0 |
4. | Колбина Елена | 14 лет | УТГ 2 года | 171,0 |
5. | Хрустова Ольга | 14 лет | УТГ 2 года | 165,0 |
6. | Огнева Настя | 15 лет | УТГ 2 года | 176,0 |
7. | Пилипейко Олеся | 15 лет | УТГ 2 года | 167,0 |
8. | Прокушева Наташа | 15 лет | УТГ 2 года | 171,0 |
9. | Семенова Галина | 14 лет | УТГ 2 года | 177,0 |
10. | Яковлева Ирина | 15 лет | УТГ 2 года | 168,5 |
Группа «А» | ||||
1. | Отева Елена | 15 лет | УТГ 2 года | 165,0 |
2. | Кожухова Аня | 15 лет | УТГ 2 года | 166,0 |
3. | Политова Елена | 15 лет | УТГ 2 года | 170,5 |
4. | Елькина Алена | 15 лет | УТГ 2 года | 164,0 |
5. | Тарабукина Саша | 15 лет | УТГ 2 года | 169,0 |
6. | Башлыкова Настя | 15 лет | УТГ 2 года | 172,0 |
7. | Попова Соня | 14 лет | УТГ 2 года | 159,5 |
8. | Некрасова Оксана | 14 лет | УТГ 2 года | 164,0 |
9. | Бестаника Даша | 14 лет | УТГ 2 года | 170,0 |
10. | Земская Надя | 14 лет | УТГ 2 года | 152,0 |
Таблица 3. Данные тестирования защитных действий (Группа «А»).
№ | Ф.И. | Прием подачи | Прием нападающего удара | Блокирование | |||||
Октябрь | Февраль | Октябрь | Февраль | Октябрь состояв. блок | Октябрь несостояв. Блок | Февраль состояв. блок | Февраль несостояв. блок | ||
1. | Отева Елена | ||||||||
2. | Кожухова Аня | ||||||||
3. | Политова Елена | ||||||||
Елькина Алена | |||||||||
5. | Тарабукина Саша | ||||||||
6. | Башлыкова Настя | ||||||||
7. | Попова Соня | ||||||||
8. | Некрасова Оксана | ||||||||
9. | Бестаника Даша | ||||||||
10. | Земская Надя |
Таблица 4. Данные тестирования защитных действий (Группа «В»).
№ | Ф.И. | Прием подачи | Прием нападающего удара | Блокирование | |||||
Октябрь | Февраль | Октябрь | Февраль | Октябрь состояв. блок | Октябрь несостояв. Блок | Февраль состояв. блок | Февраль несостояв. блок | ||
1. | Вахрушева Настя | ||||||||
2. | Игнатова Наташа | ||||||||
3. | Коковкина Люба | ||||||||
Колбина Елена | |||||||||
5. | Хрустова Ольга | ||||||||
6. | Огнева Настя | ||||||||
7. | Пилипейко Олеся | ||||||||
8. | Прокушева Наташа | ||||||||
9. | Семенова Галина | ||||||||
10. | Яковлева Ирина |
Таблица 5. Результаты наблюдений по технике игры в защите «углом назад».
Таблица 6. Средние данные тестирования защитных действий
Группа «А» (М d).
Исходные данные | Конечные Данные | Р | |
Прием подачи | 3,9 0,99 | 4,7 0,95 | р < 0,05 |
Прием нападающих ударов | 4,0 0,82 | 4,9 0,74 | р < 0,05 |
Блокирование | 3,6 0,33 | 5,0 0,94 | р < 0,05 |
Таблица 7. Средние данные тестирования защитных действий
Группа «В» (М d).
Исходные данные | Конечные Данные | Р | |
Прием подачи | 5,1 1,1 | 5,3 1,4 | р > 0,05 |
Прием нападающих ударов | 5,2 1,23 | 4,9 0,31 | р > 0,05 |
Блокирование | 4,8 1,13 | 6,2 1,03 | р < 0,05 |
Таблица 8. Сравнительные данные по тестированию
защитных действий (М d).
Прием подачи | Прием нападающего удара | Блокирование | ||||
исходные данные | конечные данные | исходные данные | конечные данные | исходные данные | конечные данные | |
Группа «А» | 3,9 0,99 | 4,7 0,95 | 4,0 0,82 | 4,9 0,74 | 3,6 0,33 | 5,0 0,94 |
Группа «В» | 5,1 1,1 | 5,3 1,4 | 5,2 1,23 | 4,9 0,31 | 4,8 1,13 | 6,2 1,03 |
рА-В | р < 0,05 | р > 0,05 | р < 0,05 | р > 0,05 | р < 0,05 | р < 0,05 |
Таблица 9. Средние показатели защитных командных действий в игре (М ).
Технический прием | Группа «А» | Группа «В» | Р | |||||
Всего в среднем в игре | Количество результативных приемов | % | Всего в среднем в игре | Количество результативных приемов | % | |||
Прием подачи | 58,2 | 31,9 8,9 | 54,8 | 66,3 | 38,2 9,1 | 57,6 | р>0,05 | |
Прием нападающего удара | 76,5 | 34,3 11,6 | 44,8 | 83,3 | 42,5 10,0 | 51,0 | р>0,05 | |
Прием мяча при страховке | 46,3 | 20,4 5,8 | 44,1 | 50,1 | 27,7 6,1 | 56,3 | р<0,05 | |
Блокирование | 60,4 | - | - | 72,3 | - | - | - | |
После блока продолжается розыгрыш | - | 36,3 11,4 | 60,1 | - | 42,4 11,0 | 58,6 | р>0,05 | |
После блока очко выиграно | - | 9,7 6,2 | 16,0 | - | 14,8 6,2 | 20,4 | р<0,05 | |
После блока очко проиграно | - | 14,4 6,3 | 23,8 | - | 15,1 8,3 | 20,9 | р>0,05 |
Введение
Традиционный волейбол, которому более 100 лет, в последние годы получил название классического волейбола. В нем произошли значительные изменения, связанные как с естественным процессом его развития, так и с существующими изменениями в правилах соревнований [22] Все это привело к необходимости анализа соревновательной деятельности и внесения коррективов в содержание тренировочного процесса.
Современный волейбол полностью ориентирован на скоростную, острокомбинационную игру. [12] В связи с этим все больше возрастает роль и значение защитных действий игроков. Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов показал, что у большинства команд результативность технико-тактических действий в защите значительно ниже, чем в атаке. [22]
Организация защитных действий сложный процесс, требующий четкого взаимодействия игроков, принимающих участие в блокировании, и игроков, принимающих мяч от атакующих ударов и на страховке. Поэтому очень важно научить волейболиста оценивать расположения игроков (своих и противника) на площадке, направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его. [2]
Актуальность выбранной темы в том, что при подготовке волейбольных команд в большинстве случаев не удается сразу определить надежную систему командной защиты. Опробуются различные варианты, на что уходит время. Особенно важно подобрать способ защиты, а также заложить основу знаний тактики игры в юношеских командах, поскольку это – первый этап для становления и развития высококлассной игры.
Цель работы: комплексная оценка систем игры в защите в волейболе.
Задачи, решаемые в работе: 1)сравнить системы игры в защите «углом вперед» и «углом назад»; 2)выявить их преимущества и недостатки; 3)определить эффективность их влияния на результаты командных действий; 4)определить взаимосвязь между владением техническими приемами игры в защите и тактическими умениями применять их на практике.
Глава 1. обзор литературы
Тактика защитных действий
Под тактикой понимают рациональное использование приемов игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником. [17]
Главным звеном в тактике игры является борьба между нападением и защитой. Появление новых эффективных средств и способов нападения диктует необходимость в поисках средств и способов защиты. [13] Тактика волейбола включает в себя 2 раздела: тактика нападения и тактика защиты (см. Таблицу 1 в Приложении).
Рассмотрим поподробнее тактику защиты. Тактика защитных действий состоит из индивидуальных, групповых и командных действий игроков. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий. Групповые действия – это взаимодействие нескольких игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач, атакующих ударах; блокировании и страховке.[6]
Командные тактические действия складываются из индивидуальных и групповых действий, образуя системы игры. В волейболе это 2 основные системы защиты «углом вперед» и «углом назад». Особенность игры в том, что переход от защиты к нападению происходит мгновенно, и команда вынуждена строить защитные действия, подчиняя схему расположения игроков определенным правилам перехода к какой-либо системе игры в нападении.
Индивидуальные действия в защите
Индивидуальные действия игрока в защите предполагают подготовку, выбор места дальнейших действий и непосредственные действия с мячом. К таким действиям относятся выбор места для приема подач, для блокирования и приема нападающих ударов, самостраховке и приеме мяча, отскочившего от блока соперника.[4]
При приеме подач игрок выбирает место с учетом зоны (радиуса) своих действий и особенностями подач соперника. При подачах на силу он располагается за средней частью площадки с таким расчетом, чтобы принять мяч снизу на уровне пояса. В том случае, когда соперник чередует подачи на силу с подачами на переднюю линю, принимающий должен внимательно следить за действиями подающего. В любом случае необходимо располагаться на ближе средней части площадки, так как передвижение вперед более удобно для приема мяча, нежели назад.[20] Учитывая схему построения игроков при приеме подачи, принимающий должен занять удобную позицию, но такую, чтобы не сковывать действия рядом стоящих игроков.
При приеме атакующих ударов большое значение имеет анализ игровых ситуаций, что обуславливается игровым опытом. При выборе места для приема атакующего удара важно определить направление удара, траекторию и направление передачи, удаление мяча от сетки, индивидуальные особенности нападающего, а также учитывать требования принятой системы командных и групповых действий в защите.[23]
Предварительная информация при действиях в защите:
- передача для удара удалена от сетки: атакующий удар будет направлен в дальние зоны площадки;
- передача занижена и нападающий ускоряет разбег к мячу; косой удар или обман;
- передача для удара выполнена на сетку: атака на опережение в косом направлении или отбивание мяча кулаком;
- атака против низкорослого блокирующего: удар от задней линии или с отскоком от блока.
При приеме мяча от блока (страховка атакующего) важно учитывать расстояние до атакующего игрока, характер передачи на удар и блока соперника. Так, если атака выполняется с передач, близких к сетке, против организованного блока, то следует ожидать почти вертикального падения мяча вниз. Для этого ближайшему страхующему необходимо располагаться в метре от атакующего в низкой стойке с вытянутыми вперед руками для приема мяча снизу. При атакующих ударах с передач заниженной траектории и удаленных от сетки увеличивается вероятность отскока в глубину площадки. Важнейшими факторами успешных действий игрока в защите являются наблюдательность и готовность к действию. [9]
При блокировании выбор места и своевременность прыжка во многом определяет качество блока. Блокирование - это самый эффективный способ защиты. При зонном блоке игрок закрывает только одно направление удара – зону площадки. При подвижном блоке он каждый раз стремиться закрыть действительное направление нападающего удара, определяя его по передачам и действиям нападающего.[4]
Время (момент) для прыжка на блок во многом зависит от характера передач на удар. При большинстве ударов со средних и высоких передач блокирующий прыгает после прыжка нападающего. Он делает это в момент замаха, а то и движения руки нападающего на удар, так как блокирующий уже готов к прыжку. При ударах с низких, вертикальных и прострельных передач блокирующих должен прыгать вместе с нападающим. При ударах с далеких от сетки передач прыжок совершают несколько позже, чем обычно. При атаке на взлет – прыжок на блок выполняют раньше атакующего.[12] Главное при постановке блока - внимательное наблюдение за нападающим. Тогда блок будет гораздо результативнее. Для блокирования руки над сеткой следует выносить в последний момент, непосредственно перед нападающим ударом. Преждевременный вынос рук раскрывает нападающему замысел блокирующего и облегчает действия в нападении.
Направление выноса рук и положение кистей зависят от удаленности мяча от сетки. При нападающих ударах с близких от сетки передач надо активнее переносить руки через сетку к мячу, делая как бы встречный удар кистями. При ударах с относительно далеких передач (1-1,5 м) руки следует максимально вытягивать вверх у самой сетки.
Постановка рук (особенно кистей) блокирующего зависит от направления удара. При ударах по ходу их ставят против мяча (ладони почти в одной плоскости). При блокировании косых ударов из зон 4 и 2 руки выносят левее (правее) нападающего и левую (правую) ладонь разворачивают навстречу мячу. Аналогично поступают и при ударах с переводами, с той лишь разницей, что при переводе влево руки выносят справа от мяча.[4]
Таким образом, тактическое мастерство блокирующего заключается в умении предугадать зону и направление нападающего удара и действовать в зависимости от сложившейся обстановки, а также учитывая индивидуальные особенности нападающего, свои возможности и возможности защитников своей команды.
При самостраховке после выполнения блока игрок должен помнить, что радиус его действий - вытянутая рука. На этом расстоянии от сетки он обязан, быстро повернувшись после блока принять отскочивший мяч. Это лучше делать еще будучи в безопорном положении, что позволяет лучше контролировать мяч.[9]