Существует три концепции финансовой политики.
Первая базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства в большинстве развитых стран.
Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе определенного экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство страны осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
Для того, чтобы противостоять экономическому спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит государственного бюджета. В ходе последующего экономического подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо государственного бюджета может быть использовано для покрытия дефицита, который возник в период экономического спада. Таким образом, правительство проводит активную позитивную антициклическую позицию и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.
Третья концепция видит основной целью государственных финансов сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным, так и отрицательным сальдо.
Однако хроническое нарастание бюджетного дефицита может привести в экономике к появлению государственного долга.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Методы борьбы с бюджетным дефицитом:
- сбалансированный государственный бюджет;
- увеличение доходной части государственного бюджета за счет увеличения налоговых ставок или введения новых налогов (следует использовать крайне осторожно);
- получение доходов от приватизации государственных активов;
- выход на мировой рынок с целью получения дополнительных капиталов;
- сокращение военных расходов.
Тема 11. «Государственный кредит»
Понятие и функции
Государственный кредит – это система внешних и внутренних заимствований государства для финансирования дефицита государственного бюджета. При государственном кредите государство выступает в роли кредитора и заемщика.
Основой государственного кредита является добровольность, платность, возвратность и использование на государственном уровне по конкретным направлениям.
Государственный кредит выполняет следующие функции:
- фискальная – означает, что с помощью государственного кредита формируется централизованный денежный фонд государства. Государство-заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Налоговые поступления не успевают за темпами роста расходов, а фискальная функция госкредита делает налоговое бремя более равномерным по времени.
- регулирующая функция выражается в многовариантном воздействии на экономику страны:
А) на состояние денежного обращения через размещение займов среди различных групп инвесторов (если государство мобилизует средства населения, то оно понижает платежеспособный спрос, если государство привлекает накопления юридических лиц для выплат населению, то количество денег в обращении увеличивается);
Б) на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Если государство – заемщик, то оно увеличивает спрос на заемные средства, и этим способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем более долгим становится кредит для всех субъектов хозяйствования. В этом случае хозяйствующие субъекты уменьшают инвестиции в производство и более склонны вкладывать средства в ценные бумаги;
В) на занятость и производство. Это воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор или как гарант. Государство может брать на себя погашение задолженности банкам по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции или вкладывают кредиты в производство.
- контрольная функция государственного кредита имеет специфические особенности:
А) государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
Б) государственный кредит охватывает двустороннее движение стоимости, т.е. предполагает возвратность и возмездность предоставляемых в кредит средств;
В) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Таки образом, контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Если мобилизуемый капитал вложен производительно, то займы погашаются прибылью, а если непроизводительно, то опять повышаются налоги или выпускаются новые займы.
Размещение новых займов для погашения задолженности уже выпущенных займов называется рефинансированием государственного долга.
Чем выше доходность государственных займов для инвесторов, тем большую часть налогов государство должно направлять на их погашение.
Чем выше величина государственного долга, тем выше доля средств на его обслуживание.