Тема8. «Социально-экономическая сущность бюджета»
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
История развития бюджета
Возникновение такого понятия как «бюджет» неразрывно связано с возникновением государства, становлением и развитием государственного устройства.
Исторически восточные племена славян, как и другие народы, вели набеги друг на друга. Вначале набеги преследовали цель защиты мест обитаний и охоты, но в дальнейшем борьба велась за захват соседних территорий. Первоначальные государственные образования восточных славян возникли в 4 – 7 вв., т.е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием «Киевская Русь».
С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и пр.
На территории восточных славян первое устойчивое государство сложилось к 882 г. и имело название «Киевская Русь». Государство было раннефеодальной монархией. Во главе стоял Великий князь, а во главе земель, которые входили в Киевскую Русь, стояли князья, платившие в казну Великого князя дань и другие подати. Содержание Великого князя, его дружины, аппарата управления, а равно и других князей-феодалов осуществлялось частично за счет средств, собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Казна Великого князя и князей-феодалов являла собой прообраз бюджетной системы государства. Казна Великого князя формировалась за счет двух источников:
- доходов, поступающих из казны князей-феодалов;
- доходов, поступающих от подданных своего княжества.
Казна же князя-феодала формировалась за счет поступлений от подданных княжества.
Развитие государства неизменно влекло за собой изменение и развитие бюджетной системы государства.
Начиная с середины 12 века наблюдается процесс ослабления власти Великого князя, начинается процесс образования суверенных княжеств, который продолжается вплоть до 15 века (до образования Московского княжества). В этот период все средства, собираемые с подданных княжества, оставались в распоряжении князя-феодала. Князь лично устанавливал и закреплял размеры податей и повинностей, размер платы за торговое дело, за аренду части усадьбы (земель), пошлин и штрафов.
С появлением Московского княжества как централизованного государственного образования вновь начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная система, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских налогов и местных сборов. Доходы Великого князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и пр.
С укреплением Московского княжества, расширением его границ, введением земского управления, формированием стрелецких отрядов и другими преобразованиями 17 века были введены военные откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, а с народов Поволжья, Урала и Сибири стал собираться ясак (махами).
В 1679 г. Стрелецкая подать была заменена подворным налогом, который в 1722 г. был заменен на подушную подать. Подушная подать взималась со всех лиц мужского пола независимо от их возраста. На ее долю приходилось 34% всех доходов казны.
В начале 19 века в России произошли изменения в аппарате управления. Были создан ряд министерств, в губерниях - казенные палаты, в уездах – казначейства. Казенные палаты распределяли на население налоги, вели учет их поступлений и расходов, принимали и хранили средства, поступающие в казну, выдавали средства на финансирование мероприятий.
В ходе реформ 1861 г. В России были созданы органы местного самоуправления – земства. В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом на недвижимое имущество; подушная подать с крестьян – на поземельный налог; для кочевых народов была введена кибиточная подать; вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков; также был введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами).
В 1862 г. В России были разработаны правила государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных финансовых средств, получивших название бюджетной росписи. Первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1863 г.
После Февральской революции 1917 г.бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основе отдельных кредитов (иностранных займов).
С приходом к власти большевиков для финансирования неотложных нужд советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов.
Конституция 1918 г. Предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов. Территориальные бюджеты формировались за счет:
- поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;
- надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу;
- доходов от местных предприятий и имущества;
- ссуд и пособий из государственного бюджета.
Однако в условиях военного времени и проведения политики «военного коммунизма» бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.
С образование в 1922 г. СССР и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения и в бюджетную систему. В состав государственного бюджета СССР вошли бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно котором все предприятия распределялись ие6жду различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет.
В 1936 г. Была принята новая Конституция ССС, что усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему.
Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизме6нном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 г.
Сущность и функции бюджета
Бюджет – категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.
Бюджет – категория не только экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формирование и развитием политического строя государства.
Бюджет также и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.
По своей структуре бюджет – это:
- с одной стороны, форма образования и расходования денежных средств;
- с другой – это роспись доходов расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государства.
Бюджет обеспечивает решение следующих задач:
- перераспределение внутреннего валового продукта;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
- стабилизация кредитно-денежной системы государства;
- удовлетворение общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и пр.;
- регулирования экономической и социальной деятельности объектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;
- разрешение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
- обеспечения международных договорных обязательств;
- контроль за образование и использование централизованных фондов денежных средств и т.д.
Основными функциями бюджетов являются:
- распределительная;
- перераспределительная. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
- регулирующая (проявляется через налоговые доходы и расходы бюджетов);
-стимулирующая (проявляется через налоговые доходы и расходы бюджетов);
- социальная (непосредственная поддержка наименее защищенных членов общества: населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, ЖКЖ);
- функция планирования бюджетов предполагает: определение бюджетной политики; разграничение полномочий между органами власти в бюджетной сфере; определение потребности в денежных средствах и пр.;
- функция организации бюджетов предполагает: определения бюджетного устройства; определение порядка составления, исполнения бюджетов; определение структуры контрольных органов и пр.;
- контрольная функция предполагает возможность и обязательность контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
8.3 Бюджетная система
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодека РФ бюджетная система имеет три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.