Финансирование международной инновационной деятельности
Стратегия инновационного развития экономики является необходимым фактором интеграции страны в мировое сообщество. Инновационная экономика – это прежде всего гибкая и динамичная экономика, в которой создаются новые компании, основанные на внедрении научно-технических разработок в производство, ведется поиск перспективных рынков сбыта и освоение новых рыночных ниш, осуществляется гармонизация отношений между государством, бизнесом и наукой с целью развития высоких технологий, стимулирования коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также повышения конкурентоспособности производимой продукции [1, c.227].
Суть инновационной деятельности состоит в преобразовании новшества в инновацию (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 №425-З О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь) [4].
Новшество – это результат интеллектуальной деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, способный принести положительный эффект при создании на его основе инновации [4].
Инновация – это введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера [4].
Так, инновационная деятельностьв Республике Беларусь является одним из главных приоритетов развития национальной экономики.
Целью государственной инновационной политикив РеспубликеБеларусь является создание благоприятных социально-экономических,организационных и правовых условий для инновационного развитияи повышения конкурентоспособности национальной экономики [4].
Инновационная деятельность может включать в себя:
· выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;
· разработку новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений (инноваций);
· выполнение работ по подготовке и освоению инноваций;
· производство инновационной продукции, а также производство продукции на основе инновационной технологии;
· введение в гражданский оборот или использование для собственных инноваций;
· иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию[4].
Этапами процесса инновационной деятельности являются:
1) проведение исследований и разработок (НИОКР);
2) освоение исследований и разработок;
3) производство нового или усовершенствованного продукта;
4) потребление результата инновационной деятельности.
Специфика инновационной деятельности состоит в долгосрочном оттоке капитала, высоких рисках вложения финансовых ресурсов, непрогнозируемом уровне получаемых доходов на вложенный капитал.
Участниками инновационной деятельности являются:
1) Автор (соавторы) инновации – физическое лицо (лица), творческимтрудом которого (которых) на основе новшества получена инновация.
2) Субъект инновационной деятельности – физическое лицо, индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо,осуществляющие инновационную деятельность.
3) Субъекты инновационной инфраструктуры – субъекты, осуществляющие материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности [4].
К таким субъектам относятся:
· научно-технологический парк (технопарк), целью которого является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности;
· центр трансфера технологий, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий;
· венчурная организация– коммерческая организация, предмет деятельностикоторой состоит в финансировании инновационной деятельности [4].
4) Государство, формирующее инновационную политику и осуществляющее государственное регулирование инновационной деятельности. В Республике Беларусь это Президент, Совет Министров, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления.
Государство также является неотъемлемым элементом государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности.
Механизм финансирования инновационной деятельности в развитых странах имеет большое количество разнообразных форм и методов проявления:
· финансирование НИОКР внутри крупных корпораций, которое стимулируется предоставлением различных льгот: льготы по налогу на прибыль, предоставление налогового кредита на прирост НИОКР, предоставление права на использование ускоренной амортизации для исследовательского оборудования, налоговые скидки организациям, проводящим фундаментальные исследования;
· финансирование НИОКР малыми организациями, которые получают как существенные налоговые льготы (например, налоговые каникулы в первые годы работы), так и на конкурсных началах обеспечиваются госзаказами;
· финансирование рисковых инновационных проектов через создание венчурных фондов, для стимулирования развития которых льготы предоставляются как непосредственно фондам: освобождение от налога на прирост капитала, льготное кредитование и получение государственных гарантий, использование ускоренной амортизации, – так и их акционерам: льготы по налогу на прирост капитала, вложенного в акции венчурных фондов и фирм, льготы по налогу на доход от операций с такими акциями;
· развитие бесприбыльных научных организаций, работающих в сфере приоритетных прикладных НИР, путем косвенного финансирования со стороны государства;
· развитие кооперации организаций в сфере НИОКР путем предоставления налоговых льгот;
· прямое государственное финансирование фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ через использование системы грантов;
· размещение государственного заказа на НИР, обычно являющиеся частью государственных программ;
· привлечение средств инвесторов – как организаций, так и физических лиц, вкладывающих ресурсы в инновационные проекты с целью получения в дальнейшем прибыли или иного значимого эффекта [1, c.231].
На инновационную деятельность накладываются высокие требования на предмет эффективности, результативности, востребованности получаемого продукта и т.п. Специфика и особенности инновационной деятельности, ее чрезмерная неопределенность и риск требуют формализации подходов к построению системы финансирования: определению ее принципов и построению ее алгоритма.
Основные принципы построения системы финансирования инновационной деятельности:
· целевая ориентация финансирования – его увязка с задачей НИОКР;
· обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования инноваций;
· множественность источников финансирования инновационной деятельности;
· адаптивность и гибкость системы финансирования к динамично развивающейся конъюнктуре рынка и неопределенности в ходе реализации инновационного проекта[5].
Алгоритм финансирования инновационной деятельности:
1 этап: обоснование потребности организации в финансовых ресурсах для осуществления инновационной деятельности, формирование оптимальной структуры источников финансирования;
2 этап: процесс мобилизации финансовых ресурсов;
3 этап: целевое использование финансирования;
4 этап: контроль окупаемости инновационного проекта, процесса отдачи вложенных финансовых ресурсов [5].
Общая сумма финансирования инновационного проекта может складываться из средств, направляемых на:
· финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;
· финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;
· проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;
· компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;
· финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;
· погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов [6].
Различают различные методы финансирования инновационной деятельности и способы мобилизации и размещения финансовых ресурсов в инновационные проекты.
1) В зависимости от места расположения инвестора выделяют:
- внутренне финансирование инновационной деятельности за счет собственных и приравненных к ним средств организаций;
- внешнее финансирование, т.е. привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных институтов, иных организаций и физических лиц.
2) По способу вложения средств различают:
- прямое финансирование, представляющее собой непосредственное вложение финансовых ресурсов в инновационную деятельность;
- косвенное финансирование – вложение средств в инновационную деятельность посредством ее льготного кредитования, налогообложения и т.п.
3) По способу покрытия инновационных затрат выделяют:
- самофинансирование;
- кредитование;
- лизинговое финансирование;
- эмиссионное финансирование;
- проектное финансирование;
- государственное финансирование;
- венчурное финансирование.
Самофинансирование инновационной деятельности основано на покрытии всех инновационных затрат субъекта собственными финансовыми ресурсами (прибыль, фонды организации, другие свободные средства).
Использование собственных ресурсов предпочтительнее, так как не создает для организации, осуществляющей инновационную деятельность, финансовой зависимости от других субъектов, однако собственные ресурсы не всегда имеются в наличии в достаточном объеме и в необходимые сроки.
Кредитование инновационной деятельности основано на использовании кредитных ресурсов банков.
Лизинговое финансирование осуществляется за счет использования в финансовом обеспечении инновационной деятельности оборудования, техники, предоставляемых лизингодателем (лизинговой компанией) за определенную плату.
Эмиссионное финансирование инновационной деятельности осуществляется путем привлечения инвестиционных ресурсов в результате эмиссии организацией собственных ценных бумаг. Таким образом происходит замена кредита рыночными долговыми обязательствами.
Проектное финансирование осуществляется путем привлечения средств инвесторов и кредиторов, при котором источником погашения долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые в дальнейшем инновационным проектом.
Государственное финансирование осуществляется посредством выделения для осуществления инновационной деятельности бюджетных средств, средств государственных инновационных фондов, предоставления бюджетных ссуд, а также с помощью косвенных механизмов: выдача государственных гарантий, предоставление налоговых, таможенных льгот и т.д.
Венчурное финансирование представляет собой вложение денежных средств инвестора в реализацию рисковых инновационных проектов, т.е. венчурный инвестор заранее соглашается с возможностью потери своих средств при неудаче финансируемого проекта в обмен на высокую норму прибыли в случае его успеха.
Венчурное финансирование осуществляется путем покупки акций (долей в уставных фондах) субъектов инновационной деятельности, созданных в форме хозяйственных обществ, а также посредством предоставления субъектам инновационной деятельности целевых займов на реализацию венчурных проектов [5].
В Республике Беларусь инновационная деятельность и вопросы ее финансирования осуществляются в соответствии с:
ЗакономРеспублики Беларусь от 10.07.2012 №425-З О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь;
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг.;
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 №1739 О создании Белорусского инновационного фонда;
Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 №53-З Об инвестициях;
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг.;
Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.;
Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 №441 О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности;
Указом Президента Республики Беларусь от26.05.2011 №216О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности;
Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012№357О порядке формирования и использования средств инновационных фондов.
Так, указом №357 установлено, что в составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов – местные инновационные фонды. Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами [7].
Инновационные фонда создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирование и развитие инновационной инфраструктуры, выполнение новейших исследований и разработок, инновационных проектов и т.д.
Республиканские инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, за счет отчислений в размере 10% от налога на прибыль, уплаченного в республиканский бюджет организациями, входящими в состав данных органов государственного управления или подчиненными им. Местные инновационные фонды формируются облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 10% от налога на прибыль, уплаченного в местные бюджеты соответствующей области и г. Минска организациями, находящимися в коммунальной собственности [7].
Средства инновационных фондов направляются на:
· финансирование инновационных проектов, в том числе выполняемых в рамках государственных, отраслевых, региональных, межгосударственных программ;
· финансирование НИОКР, направленных на разработку новых видов наукоемкой высокотехнологичной продукции;
· финансирование работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, новых технологий.
Для получения финансирования инновационные проекты проходят конкурсный отбор, ведомственную либо государственную научно-техническую экспертизу и должны соответствовать критериям экспортной ориентированности проекта, уровню добавленной стоимости на одного работающего, аналогичному уровню Европейского Союза или превышающему его.
Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) осуществляет финансовую поддержку на возвратной основе: НИОКР, выполняемых в рамках реализации инновационных проектов;работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ;венчурных проектовза счет направляемых на эти цели Белинфонду средств инновационных фондов и средств республиканского бюджета, предусматриваемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность[8].
Финансирование инновационных проектов осуществляется на возвратной и платной основе. Договора заключаются, как правило, на срок пять лет. За пользование средствами начисляются проценты в размере 0,5 ставки рефинансирования Национального банка [8].
Проблемы в финансировании инновационной деятельности в Беларуси:
Основным проблемным вопросом при осуществлении инновационной деятельности в Республике Беларусь остается низкий уровень инвестирования в инновационные проекты. Целевое бюджетное финансирование инновационных проектов Государственных программ остается достаточно низким и характеризуется отсутствием единого механизма координации и контроля за данным процессом.
При объеме ВВП Республики Беларусь, составляющем около 55млрд долларов США, изыскать средства одновременно на создание новых наукоемких производств и на техническое перевооружение традиционных секторов экономики внутри страны является проблематичным. И по-прежнему остается невысокой доля бюджетного финансирования науки (в настоящее время – в пределах 0,3 %).
Состав мероприятий программы инновационного развития и сроки завершения их выполнения определяются выделяемым объемом финансирования. Уменьшение объема финансирования приводит к невыполнению отдельных мероприятий и, соответственно, снижает эффективность программы в целом.
Одной из проблем является также то, что основная часть средств инновационных фондов (62%) направляется на проведение работ по подготовке и освоению производства, что, как правило, не предполагает внедрения инноваций.
По данным на конец 2015 года в общем объеме финансирования затрат на технологические инновации организаций промышленности различные источники финансовых ресурсов занимают:
собственные средства – 67,3%;
бюджетные средства (республиканского, местных бюджетов и бюджета Союзного государства) – 3,2%;
средства внебюджетных фондов – 0,2%;
кредиты и займы – 19,1%;
средства иностранных инвесторов, в том числе иностранные кредиты и займы – 9,7%;
прочие – 0,5%[9, c.100].
Таким образом, инновационный путь развития экономики – объективное условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны. Инновационное развитие предусматривает освоение результатов отечественных научных исследований и разработок в производстве. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, которые реализуются в научно-технических программ, инновационных проектов и международных программ различного уровня, направлено на создание новой продукции, технологий, решение значимых экономических, экологических, социальных задач, оборонных проблем.
Различают различные методы финансирования инновационной деятельности и способы мобилизации и размещения финансовых ресурсов в инновационные проекты, способы покрытия инновационных затрат: внутреннее и внешнее, прямое и косвенное финансирование, самофинансирование, кредитование, лизинговое, эмиссионное, проектное, венчурное и государственное финансирование инновационной деятельности.
Хотя все еще имеются некоторые проблемы, сдерживающие инновационное развитие страны, в Республике Беларусь за последние годы проведена значительная работа по формированию основных элементов Национальной инновационной системы и ее институтов, созданы благоприятные стартовые условия и разработаны меры по стимулированию инновационной деятельности, сформировано законодательство в сфере инновационной деятельности. Государством обеспечивается функционирование новых финансовых механизмов поддержки субъектов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства (путем формирования и использования средств инновационных фондов, Белинфонда).