Вопрос. Ревизия как основной метод бюджетного контроля.
Основными задачами ревизии являются:
1) Контроль за соблюдением финансовой дисциплины.
2) Экономное и целевое использование бюджетных средств.
3) Выявление роста доходной базы государства.
4) Своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса.
5) Пресечение возможных бюджетных нарушений.
Объектами ревизии могут выступать:
1) Государственные и территориальные органы власти.
2) Производственно-коммерческие или акционерные предприятия с государственным участием (ОАО «Сбербанк»).
3) Организации и учреждения получающие государственную помощь или финансируемые за счёт бюджетных средств, государственные внебюджетные фонды.
Субъекты контроля:
1. органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы);
2. контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств;
3. финансово-экономические службы предприятий и организаций;
4. аудиторские фирмы;
5. неправительственные организации;
6. граждане страны как налогоплательщики.
Для качественной и эффективной организации проведения ревизий разнообразная классификация.
1. По глубине проведения
- сквозные ревизии – когда контролю подвергают деятельность всех субъектов отрасли, управление акционерных обществ и т.д. (проверка всех)
-локальные – когда контролю подвергают отдельные подразделения и предприятия.
2. По отношению к плану выделяют
– плановые – проводят в соответствии с календарным планом составленном заранее.
- внеплановые – проводятся после выявления нарушений на объектах, которые не вкл. в календарный план.
3. По степени охвата данных
- сплошные - когда контролю подвергают все операции и все данные по предприятию
-выборочная – когда контроль осуществляется на основе выборочных документов
-комбинированная – когда отдельные вопросы деятельности сплошной проверке, а др. выборочной
4. По характеру исследуемого материала
- документальные ревизии - проводятся на основе первичных документов с помощью след.приемов и методов:
1. формальная и арифметическая проверка документов
2. встречная проверка документов или записей (предполагает изучение данных, отраженных во2-ых экземп. документов)
3.нормативная проверка(основная в ревизии)- (сопостав. фактических расходов с существующими нормативными или плановыми показателями)
4. способ обратного счета – основан на экспертной оценке материально-фин.затрат для последующего определения необоснованных расходов (эксперт говорит сколько нужно ресурсов и финансов, затем идут фактические цифры и сопоставляются данные).
- фактическая ревизия – для проведения используются наблюдение, обследование (изучение помещений/складов), инвентаризация, опрос
Организация и проведение ревизии представляет собой сложный процесс, начинающийся с момента планирования ревизии и завершающийся реализацией материалов ревизии.
Последовательность проведения:
1. Подготовка к проведению ревизии:
1.1. Планирование ревизии;
1.2. Документальное ознакомление с деятельностью объекта;
1.3. Составление программы ревизии;
1.4. Изучение законодательства по реализуемым вопросам;
2. Проведение ревизии:
2.1. Организация работы на месте проведения ревизии;
2.2. Документальная и фактическая проверка;
3. Систематизация и подготовка материалов:
3.1. Систематизация материалов;
3.2. Состав актов;
3.3. Состав приложения к актам;
4. Реализация материалов ревизии:
4.1. Подготовка мероприятий по устранению нарушений;
4.2. Контроль за устранением выявленных нарушений.
25 Вопрос. Органы власти, осуществляющие бюджетный контроль.
1.Счетная палата (ревизии) является постоянно действующим органом гос-гофин-ого контроля, образуемым федеральным собранием.
Задачами счетной палаты является:
-организация и проведение контроля за своевременным исполнением Д и Р бюджета
-определение эффективности и целесообразности гос-ых расходов
-фин-ая экспертиза проектов федеральных законов
-выявление отклонений от установленных показателей бюджета и установленных причин;
-контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств.
Работа счетной палаты основа на годовых и квартальных планах. О выявл. нарушениях счетная палата информирует федеральное собрание.
По результатам проведенных, контрольных мероприятий, счетная палата готовит предписание обязательное для исполнения.
2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (органы исполнит.власти).
Находится в ведении Минфина и осуществляет контроль за использованием бюджетных средств и средств гос-ых, внебюджетных фондов.
Основные функции (схожи с счетной палатой):
- Контроль за использованием средств
-контроль за соблюдением валютного законодательства
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства
- получение необх. письменных объяснений по вопросам возникающих в ходе контроля
- направление в органы управления проверенных организаций обязательных для исполнения предписаний.
3. Федеральное казначейство России (текущий контроль)
Осуществляет следующие функции контроля:
-контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств;
- за непревышением кассовых расходов осуществляемых ПБС
-за соответствием содержания проводимой операции, бюджетной классификации, бюджетной росписи и бюджетной смете;
- за наличием у ПБС документов , подтверждающих целесообразность проводимой операции (на что выделяются ср-ва – цель выплат).
4. Контрольное управление президента РФ.
Функции:
- контроль за выполнением органами исполнительной власти, федеральных законов, указов,распоряжений и др. решений президента (поручения – офиц.решение);
- контроль за реализацией общенациональных проектов, ежегодных бюджетных посланий и др. программных документов;
- осуществление контроля за исполнением утвержденных бюджетных смет;
- участие в предупреждении, устранении выявленных нарушений (по итогам информация предост.президенту, президент либо поощряет, либо накладывает санкции).