Сущность и виды банковского надзора
Банковский надзор осуществляется на всех стадиях соз- дания и существования кредитных организаций.
Однако основное значение имеет так называемый пру- денциальный надзор. Если надзор за соблюдением требо- ваний законодательства сводится к периодической проверке формального соблюдения таких требований, то пруденци- альный надзор осуществляется на постоянной основе, но- сит превентивный характер и направлен на обеспечение устойчивости не только конкретных кредитных организа- ций, но и банковской системы в целом (ст. 56 и 76 Закона о Центральном банке РФ). Иными словами, он носит риск- ориентированный и системный характер. Его осуществле- ние позволяет обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в кредитной организации, которые могут повлечь ее неплатежеспособность.
Кроме того, территориальные учреждения Банка России относят все банки с точки зрения их экономического поло- жения к одной из пяти квалификационных групп.
Оценка экономического положения банков осуществля- ется по результатам оценок капитала, активов, доходности, ликвидности, обязательных нормативов, качества управле- ния, прозрачности структуры собственности банка.
К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности.
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих труд- ностей, но в деятельности которых выявлены недостатки.
К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в дея-
тельности, неустранение которых может в ближайшие 12 ме-
сяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей за-
конным интересам их вкладчиков и кредиторов.
К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности
которых создают реальную угрозу интересам их вкладчи-
ков и кредиторов и устранение которых предполагает осу- ществление мер со стороны органов управления и акционе- ров (участников) банка.
К группе 5 относятся банки, состояние которых при не- принятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельно- сти этих банков на рынке банковских услуг1.
Небанковские кредитные организации классифициру- ются по двум категориям, в рамках которых выделяются по две классификационные группы:
I категория«Финансово стабильные кредитные органи- зации», объединяющая группу 1 «Кредитные организации без недостатков в деятельности» и группу 2 «Кредитные органи- зации, имеющие отдельные недостатки в деятельности»;
II категория«Проблемные кредитные организации», включающая группу 3 «Кредитные организации, испы- тывающие серьезные финансовые трудности» и группу 4
«Кредитные организации, находящиеся в критическом фи- нансовом положении»2.
Результаты оценки экономического положения банков и кредитных организаций рассматриваются в качестве одно- го из условий получения лицензий, расширяющих их деятель- ность, снятия ограничений на установление корреспондент- ских отношений с иностранными банками либо их допуска к операциям с Банком России. Например, Банк России выда- ет кредиты только банкам, отнесенным к первой и второй классификационным группам3. Как применение мер воздей- ствия это последствие рассматриваться не должно.
Одним из инструментов надзора являются мотивиро- ванные (профессиональные) суждениялиц, проводящих
1 См.: Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономи- ческого положения банков».
2 См.: Указание ЦБ РФ от 31.03.2000 № 766-У «О критериях опреде- ления финансового состояния кредитных организаций» и письмо ЦБ РФ от 29.05.2008 № 62-Т «Об определении финансового состояния кредитных организаций».
3 См.: главы 14(1) и 14(2) Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И
«О порядке принятия Банком России решения о государственной ре-
гистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осущест-
вление банковских операций».
проверку. Данные суждения в зависимости от предмета про- верки могут содержать результаты оценки финансового со- стояния кредитной организации, ее активов и пассивов, опе- раций, перспектив деятельности. Они основаны не только на проверке соблюдения установленных правил, но и на про- фессиональном опыте проверяющих. Такие суждения по от- дельным вопросам могут составляться и самой кредитной организацией (например, об уровне риска ссуд при форми- ровании резервов на возможные потери по ссудам), кото- рые оцениваются при проведении надзора.
Данные суждения проверяющих лиц не влекут для кре- дитных организаций каких-либо правовых последствий и не могут быть обжалованы в судебном порядке. В суды обжалу- ются решения, принятые на основании этих суждений.
В соответствии с Федеральным законом «О националь- ной платежной системе» Банк России осуществляет надзор за соблюдением законодательства и наблюдение за раз- витием платежных систем и платежной инфраструктуры (ст. 31, 32, 35)1.
Формы надзора
За кредитными организациями
В целях лучшего понимания и оценки таких аспектов деятель-
Назначение
ности кредитной организации, как финансовая устойчивость (состоя- ние капитала, качество активов, до-
кураторов кредитных
организаций
(контактный надзор)
ходность, ликвидность), корпоративное управление (включая
1 См.: положения ЦБ РФ: от 31.05.2012 № 380-П «О порядке осущест- вления наблюдения в национальной платежной системе»; от 09.06.2012
№ 381-П «О порядке осуществления надзора за соблюдением не яв-
ляющимися кредитными организациями операторами платежных
систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О националь- ной платежной системе”, принятых в соответствии с ним норматив- ных актов Банка России»; от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов
денежных средств и о порядке осуществления Банком России контро- ля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств».
организацию систем управления рисками и внутреннего кон- троля, стратегическое планирование), прозрачность структу- ры собственности (т.е. доступность информации о лицах или группах лиц, оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органа- ми управления банка), структура группы, в которой кредитная организация является головной организацией или участником, введен институт кураторов кредитных организаций.
Куратором кредитной организации назначается сотруд-
ник территориального учреждения Банка России. Его основ-
ной задачей является своевременная и точная оценка эко-
номического положения закрепленной за ним кредитной
организации, в том числе выявление нарушений (недостат-
ков) в ее деятельности на возможно более ранних стадиях
их проявления, а также ситуаций, угрожающих законным
интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности бан-
ковского сектора региона или стабильности банковской си-
стемы РФ в целом1.
Проверка отчетности кредитных организаций (дистанционный надзор)
В соответствии со ст. 43 Закона о банках и банковской деятельно- сти кредитная организация пред- ставляет в Банк России годовой
отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности ауди- торской организацией.
В случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о Центральном банке РФ, Банк России вправе назначить в кредитную орга- низацию уполномоченных представителей, которые вправе запрашивать у нее информацию и документы2.
Согласно ст. 57 Закона о Центральном банке РФ Банк России также вправе устанавливать обязательные для кре- дитных организаций и банковских групп правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
1 См.: Положение о кураторах кредитных организаций, утв. ЦБ РФ
07.09.2007 № 310-П.
2 См.: Указание ЦБ РФ от 09.02.2009 № 2182-У «О порядке назначе- ния уполномоченных представителей Банка России, осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятель- ности»; Указание ЦБ РФ от 09.02.2009 № 2181-У «О порядке представ- ления кредитными организациями информации и документов упол- номоченным представителям Банка России».
Эти правила устанавливаются указаниями Банка России. Кроме того, для осуществления своих функций Банк России1 имеет право запрашивать и получать у кредитных органи- заций необходимую информацию об их деятельности, тре- бовать разъяснений по полученной информации2.
Согласно ст. 93 Закона об акционерных обществах и ст. 50
Закона об обществах с ограниченной ответственностью кре-
дитная организация обязана вести учет ее аффилированных
лиц путем составления и ведения списка аффилированных
лиц кредитной организации, а также представлять этот спи-
сок в Банк России в качестве одной из форм отчетности3.
Какие лица являются аффилированными, определено в ст. 4
Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополи-
стической деятельности на товарных рынках».
В соответствии со ст. 8 и 43 Закона о банках и банковской
деятельности кредитные организации обязаны публиковать по
формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России,
определенную информацию о своей деятельности4.
При этом в ч. 1 ст. 58 Закона о Центральном банке РФ
установлено, что Банк России не вправе требовать от кре-
дитных организаций предоставления не предусмотренной
федеральными законами информации о клиентах кредит-
ных организаций и об иных третьих лицах, не связанной
с банковским обслуживанием указанных лиц.
Важнейшей предпосылкой повышения эффективности
регулирования и банковского надзора является постепен-
1 См., например, указания ЦБ РФ: от 12.11.2009 № 2332-У «О переч- не, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»; от 16.07.2012 № 2851-У «О правилах составления и представления от- четности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации».
2 См., например: Указание ЦБ РФ от 01.03.2004 № 1390-У «О поряд- ке информирования кредитными организациями Центрального бан- ка Российской Федерации об использовании в своей деятельности интернет-технологий».
3 См.: Положение о порядке ведения учета и представления инфор- мации об аффилированных лицах кредитных организаций, утв. ЦБ РФ 20.07.2007 № 307-П.
4 См.: Указание ЦБ РФ от 20.01.2009 № 2172-У «Об опубликовании и представлении информации о деятельности кредитных организа- ций и банковских (консолидированных) групп».
ный переход кредитных организаций, начиная с 1 января
2004 г., на международные стандарты финансовой отчет-
ности (МСФО). При этом финансовая отчетность по МСФО
составляется на основе российской бухгалтерской отчетно-
сти с применением метода трансформации и представляет-
ся в Банк России параллельно с отчетностью, составленной
по российским стандартам.
Метод трансформации предполагает перегруппировку
статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убыт-
ках, а также использование иных баз данных, формируе-
мых на основе первичных документов, с внесением необхо-
димых корректировок и применением профессиональных
суждений1.
В этой части на кредитные организации распространя-
ется Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консо-
лидированной финансовой отчетности» (п. 1 ст. 2), которая
должна составляться в соответствии с МСФО и Разъяснениями
МСФО, принимаемыми Фондом Комитета по Международным
стандартам финансовой отчетности в порядке, установлен-
ном Правительством РФ по согласованию с Банком России
(п. 3 ст. 3)2. За Банком России сохраняется право устанав-
ливать порядок представления и публикации кредитными организациями иного вида финансовой отчетности, состав- ленной в соответствии с МСФО, а также порядок использо- вания такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора (п. 3 ст. 2).
В соответствии со ст. 73 Закона
Проведение проверок
кредитных организаций
(инспекционный
надзор)
о Центральном банке РФ для осу- ществления функций банковского регулирования и банковского над- зора Банк России проводит провер-
ки кредитных организаций и их филиалов.
1 См.: п. 1.1 Методических рекомендаций «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности», доведенных письмом Банка России от 05.02.2013 № 16-Т.
2 См.: Положение о признании Международных стандартов финансо- вой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансо- вой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107.
Порядок проведения проверок устанавливается Банком
России1.
Выделяются следующие виды проверок.
1. Комплексные и тематические. Комплексные проверки проводятся по всем основным направлениям деятельности кредитной организации за определенный период.
Тематические проверки — по отдельным направлениям
деятельности или видам банковских операций и сделок, ко-
торые осуществляются кредитной организацией (ее филиа-
лом), за определенный период.
2. Плановые и внеплановые. Плановые проверки прово-
дятся в соответствии со Сводным годовым планом комплекс-
ных и тематических проверок кредитных организаций (их
филиалов), составляемым на календарный год.
Внеплановые проверки кредитных организаций (их фи-
лиалов) проводятся при необходимости. Основаниями для
их проведения являются: наличие данных о нарушениях
кредитными организациями (их филиалами) законодатель-
ства; существенное изменение финансового состояния кре-
дитной организации, в том числе возникновение оснований
для осуществления мер по предупреждению банкротства;
выявление фактов, свидетельствующих о возможной недо-
стоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их
филиалов) и некоторые другие.
3. Первичные и повторные. Организация и проведение
повторных проверок кредитных организаций (их филиалов)
по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный пери-
од их деятельности допускается только по указанным ниже
основаниям, предусмотренным Законом о Центральном
банке РФ.
Кроме того, выделяются два типа проверок: региональ-
ные и межрегиональные.
Региональной является проверка структурных подраз-
делений кредитной организации, надзор за деятельностью
1 См.: инструкцию ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведе- ния проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномочен- ными представителями Центрального банка Российской Федерации»; инструкцию ЦБ РФ от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспек- ционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России.
Под структурными подразделениями кредитной органи- зации в данном случае понимаются головной офис кредит- ной организации, ее филиалы и представительства, а также внутренние структурные подразделения кредитной органи- зации (ее филиала).
Межрегиональная проверка — это проверка структур-
ных подразделений кредитной организации, надзор за де-
ятельностью которых осуществляют разные территориаль-
ные учреждения Банка России.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут
осуществляться:
— без предварительного уведомления кредитной ор- ганизации (ее филиала). Это касается прежде всего вопросов соблюдения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыва- нию) доходов, полученных преступным путем, и фи- нансированию терроризма;
— с предварительным уведомлением кредитной орга- низации (ее филиала).
По вопросам, касающимся страхования вкладов, провер-
ки проводятся с участием представителей Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»1.
При этом в ч. 5 и 6 ст. 73 Закона о Центральном банке РФ предусмотрены ограничения на проведение проверок Банком России кредитных организаций:
1) Банк России не вправе проводить более одной про- верки кредитной организации (ее филиала) по од- ним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности;
2) проверкой могут быть охвачены только пять кален- дарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки;
1 Особенности проведения таких проверок установлены указанием ЦБ РФ от 13.01.2005 № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих Государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”».
3) проведение Банком России повторной проверки кре- дитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот уже проверенный период раз- решается только по следующим основаниям:
а) если такая проверка проводится в связи с реоргани- зацией или ликвидацией кредитной организации;
б) по мотивированному решению Совета директоров, кото- рое принимается в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводив- шего проверку, либо на основании ходатайства соответ- ствующего структурного подразделения Банка России о необходимости оценки финансового состояния и ка- чества активов и пассивов кредитной организации.
Данные ограничения не распространяются на тематиче- ские инспекционные проверки, проводимые с целью определе- ния соответствия банка требованиям, предъявляемым к участ- никам системы страхования вкладов (ч. 4 и 5 ст. 45 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).
Федеральным законом «О национальной платежной сис- теме» на Банк России также возложена обязанность прово- дить проверки субъектов платежных систем (ст. 33). Для зна- чимых платежных систем, признанных таковыми Банком России в силу их соответствия определенным критериям, установлены особые требования и порядок проверки их со- блюдения (ст. 22—24).
К банковскому надзору в части, касающейся порядка ор- ганизации и проведения проверок, не применяются положе- ния Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате- лей при осуществлении государственного контроля (надзо- ра) и муниципального контроля» (подп. 10 п. 3.1 ст. 3).
Применение Банком России
к кредитным организациям мер воздействия
Меры, направленные на защиту прав и законных интересов и при-
Виды мер воздействия
меняемые в отношении правонарушителей уполномочен-
ными государством органами, являются мерами государ- ственного принуждения. За счет этих мер обеспечивается общеобязательность правовых установлений.
Меры государственного принуждения делятся на юри- дические санкции и профилактические (предупредитель- ные) меры.
В общем виде юридические санкции представляют собой реакцию государства на факт противоправного поведения конкретного лица или органа и заключаются в государствен- ном принуждении к соблюдению правовых требований.
При этом если применение юридических санкций всег- да связано с правонарушениями (в том числе за неокончен- ное преступление в уголовном праве), то профилактические (предупредительные) меры направлены на их предупрежде- ние и соответственно применяются при наличии подозре- ния на правонарушение. К их числу относятся, например, личный досмотр, проверка документов, обыск, наложение ареста на имущество, принятие судами мер по обеспече- нию иска.
Деление способов защиты, реализуемых в юрисдикци- онной форме, на меры защиты (пресекательные и регуля- тивные) и меры ответственности совпадает с делением юри- дических санкций на правовосстановительные и штрафные. Меры защиты реализуются за счет применения к правона- рушителю правовосстановительных санкций, а меры ответ- ственности — за счет санкций штрафного характера1.
Тем самым получается, что с точки зрения претерпева- ния нарушителем негативных последствий речь идет о юри- дической ответственности, а с точки зрения применения ее государством — о юридических санкциях.
Юридические санкции делятся на две группы:
1) правовосстановительные санкции;
2) санкции штрафного характера (штрафные санк- ции).
1 См., например, абз. 2 п. 5 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П «По делу о про- верке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”».
Правовосстановительные санкции призваны устранить правонарушение и его последствия, а также принудить обя- занное лицо к исполнению своих обязанностей.
Санкции штрафного характера состоят в дополнитель- ных для нарушителя неблагоприятных последствиях. К ним можно отнести дисциплинарные взыскания, основные ад- министративные и уголовные виды наказания1.
Деление юридических санкций на правовосстанови- тельные и штрафные необходимо учитывать при примене- нии этих видов санкций. Принципиальные различия меж- ду ними заключаются в следующем:
1) для применения санкций штрафного характера не- обходимо наличие вины, если иное не установлено законом2. Под этой оговоркой имеются в виду меры гражданско-правовой ответственности, которые мо- гут применяться вне зависимости от наличия вины должника, например при осуществлении предпри- нимательской деятельности либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства тре- тьими лицами, на которых было возложено испол- нение (см. соответственно п. 3 ст. 401 и ст. 403 ГК РФ). Для применения правовосстановительных санк- ций достаточно факта объективно противоправного деяния. Так, в налоговом праве для взыскания пени
1 См., например, абз. 3 п. 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П «По делу о провер- ке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об ис- полнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жа- лобой открытого акционерного общества “Разрез «Изыхский”».
2 См., например, абз. 4 п. 1.1 мотивировочной части постановле- ния Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П «По делу о про- верке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых ак- ционерных обществ “АвтоВАЗ” и “Комбинат “Североникель”, обществ с ограничен-ной ответственностью “Верность”, “Вита-Плюс” и “Невско- Балтийская транспортная компания”, товарищества с ограниченной ответственностью “Совместное российско-южноафриканское пред- приятие “Эконт” и гражданина А. Д. Чулкова”».
наличия вины обязанного лица не требуется (см. п.
1 ст. 75 НК РФ), а для взыскания штрафов она необ-
ходима (ст. 106 НК РФ). Исключение здесь опять же составляет гражданское право, где при возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда может учитываться вина причинителя вреда (см. соответственно ст. 1064, ст. 151 ГК РФ);
2) две санкции штрафного характера за одно правона- рушение применять нельзя1. В зависимости от по- следствий правонарушения можно применять не- сколько правовосстановительных санкций. Кроме того, они могут применяться одновременно с санк- циями штрафного характера. Например, за непол- ную уплату сумм налога производится взыскание недоимки, пени, а также штрафа (п. 2 ст. 75 НК РФ). Исключение составляет соотношение убытков (пра- вовостановительная санкция) с неустойкой и про- центами за пользование чужими денежными сред- ствами (штрафные санкции) в гражданском праве. По общему правилу они взыскиваются в части не по- крытой неустойкой или указанными процентами (п.
1 ст. 394, п. 2 ст. 395 ГК РФ);
3) размер санкций штрафного характера может из- меняться судом2. В частности, согласно п. 3 и 4 ст.
114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающе- го ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответ- ствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения, а при наличии отягчающего об-
1 См., например, п. 1 резолютивной части определения Конститу- ционного Суда РФ от 05.07.2001 № 130-О «По запросу Омского об- ластного суда о проверке конституционности положения пункта
12 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах
Российской Федерации”».
2 См., например, абз. 2 п. 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 № 144-О «По жалобе граж- данина Клапши Дениса Валерьевича на нарушение его конститу- ционных прав пунктом 5 статьи 242 и частью первой статьи 254
Таможенного кодекса Российской Федерации».
стоятельства размер штрафа увеличивается на 100%. Конкретизация правовосстановительных санкций су- дом производиться не должна;
4) при применении штрафных санкций требуется пред- варительный судебный контроль. Для применения иных мер государственного принуждения достаточ- но последующего судебного контроля. Такое деле- ние Конституционный Суд РФ провел на примере конфискации как меры юридической ответственно- сти1. Банк России как надзорный орган вправе при- менять к кредитным организациям меры воздей- ствия двух типов:
— предупредительные;
— принудительные.
Конкретный состав применяемых мер воздействия может
включать как меры воздействия только одного типа (преду- предительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих типов.
Содержание предупредительных мер воздействия вклю- чает:
— доведение до органов управления кредитной орга- низации информации о недостатках в ее деятельно- сти и об обеспокоенности надзорного органа состо- янием дел в кредитной организации;
— изложение рекомендаций надзорного органа по ис- правлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
— предложения представить в надзорный орган про- грамму мероприятий, направленных на устранение недостатков;
1 См. абз. 2 и 3 п. 3 мотивиров очной час ти пос тановления Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 № 8-П «По делу о провер- ке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об ад- министративных правонарушениях в связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова».
— установление дополнительного контроля за деятель- ностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности1.
Данные меры используются и для предотвращения со-
мнительных операций кредитных организаций2.
Предупредительные меры не носят обязательного ха-
рактера и соответственно не могут считаться мерами госу-
дарственного принуждения (профилактическими мерами).
Они относятся к мерам управленческого характера. Отсюда
и понятие «меры воздействия», объединяющее управленче-
ские и правовые меры.
К принудительным мерам относятся обязательные для
исполнения предписания Банка России об устранении вы-
явленных в их деятельности нарушений (ч. 1 ст. 73 Закона
о Центральном банке РФ), а также меры воздействия, пере-
численные в ст. 74 Закона о Центральном банке РФ.
В случаях нарушения кредитной организацией федераль-
ных законов, издаваемых в соответствии с ними норматив-
ных актов и предписаний Банка России, непредставления
информации, представления неполной или недостоверной
информации Банк России имеет право:
1) взыскать штраф в размере до 0,1% минимального раз- мера уставного капитала на момент нарушения;
2) ввести ограничение на проведение кредитной орга- низацией отдельных операций на срок до шести ме- сяцев, что предполагает установление количествен- ных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответ- ствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.).
В случае неисполнения в срок, установленный Банком
России, его предписаний об устранении нарушений, выявлен- ных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организаци-
1 Пункты 1.3 и 1.9 инструкции ЦБ РФ от 31.03.1997 № 59 «О приме- нении к кредитным организациям мер воздействия».
2 См.: письма ЦБ РФ от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций», от
30.10.2007 № 170-Т «Об особенностях принятия на банковское обслужи-
вание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими
налогоплательщиками», от 01.11.2008 № 137-Т «О повышении эффек-
тивности работы по предотвращению сомнительных операций».
ей банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до
1% размера оплаченного уставного капитала, но не бо-
лее 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
— осуществления мероприятий по финансовому оздо- ровлению кредитной организации, в том числе из- менения структуры ее активов;
— замены членов совета директоров (наблюдательно- го совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполни- тельного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руко- водителя, заместителей руководителя, главного бух- галтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;
— осуществления реорганизации кредитной органи- зации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной органи- зацией отдельных банковских операций, предусмо- тренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
6) запрет на привлечение кредитной организацией средств физических лиц Банк России может также ввести на основании п. 3.3 ст. 48 Закона о страхова- нии вкладов физических лиц в банках РФ;
7) ввести запрет на осуществление реорганизации кре- дитной организации, если в результате ее проведе- ния возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организа-
ции, предусмотренные Законом о несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций;
8) предложить учредителям (акционерам, участникам) кредитной организации, которые имеют возмож- ность оказывать влияние на решения, принимае- мые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной органи- зации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Принудительные меры воздействия, применяемые Бан-
ком России к кредитным организациям, являются особыми мерами административной ответственности со специаль- ным порядком применения.
За осуществление кредитной организацией производ- ственной, торговой или страховой деятельности, а также за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований так- же предусмотрены штрафы ст. 15.26 КоАП РФ, а за неиспол- нение требований законодательства о противодействии ле- гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — ч. 1—4 ст. 15.27
КоАП РФ Банк России рекомендует своим территориальным управлениям применять их к должностным лицам кредит- ных организаций1.
Наиболее серьезной мерой воздействия на кредитную организацию является отзыв у нее Банком России лицензии на осуществление банковских операций по особым основа- ниям, предусмотренным ст. 20 Закона о банках и банков- ской деятельности.
Порядок применения мер воздействия
Все меры, кроме штрафов, яв- ляются правовосстановительными санкциями, поскольку направлены
на устранение правонарушений без дополнительного иму- щественного воздействия на кредитную организацию.
Перечисленные меры воздействия не могут применять- ся к кредитной организации, если со дня совершения нару- шения истекло пять лет.
1 См.: письмо ЦБ РФ от 02.07.2002 № 84-Т «О Кодексе Российской
Федерации об административных правонарушениях».
Относящиеся к этим мерам штрафы взыскивают- ся Банком России в судебном порядке (ч. 13 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ). При этом Банк России может об- ратиться в суд с иском об их взыскании с кредитной орга- низации не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.
За нарушение нормативов обязательных резервов уста- новлен отдельный штраф, взыскиваемый в судебном поряд- ке в размере, установленном Банком России. При этом он не может превышать сумму, исчисленную исходя из двой- ной ставки рефинансирования Банка России, действовав- шей на момент принятия судом соответствующего решения (ч. 4 ст. 38 Закона о Центральном банке РФ).
Штрафы, предусмотренные ст. 15.26, 15.27 и 15.36
КоАП РФ, должны применяться в порядке, предусмотрен-
ном этим Кодексом1.
При этом следует отметить, что при возникновении колли-
зий между Законом о Центральном банке РФ и Кодексом РФ
об административных правонарушениях они должны раз-
решаться в пользу положений Закона о Центральном бан-
ке РФ, поскольку этот закон является специальным. К тому
же он еще и принят позднее2.
Порядок отзыва Банком России лицензий на осуществле-
ние банковских операций будет рассмотрен ниже.
На основании Федерального закона «О национальной
платежной системе» Банку России предоставлено право при-
менять к субъектам платежных систем <