Особенности правового регулирования банковской деятельности
Правовое регулирование банковской деятельности име- ет ряд особенностей по сравнению с другими сферами пра- вового регулирования. Наиболее важными являются следу- ющие особенности.
1. Банковская деятельность регулируется только на федеральном уровне. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Российской Федера- ции относятся установление правовых основ единого рын- ка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, де- нежная эмиссия, федеральные банки, гражданское право (п. «ж», «о»).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1 Федеральному закону от
10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Фе-
дерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функ-
ции и полномочия Банка России определяются Конституцией
РФ и федеральными законами.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990
№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» правовое
регулирование банковской деятельности осуществляется
Конституцией РФ, федеральными законами, нормативны-
ми актами Банка России (т.е. только актами федерально-
го уровня).
2. На законодательном уровне банковская деятель-
ность регулируется специальными федеральными законами.
Особенности деятельности кредитных организаций порож-
дают необходимость специального правового регулирова- ния в этой сфере.
Статус Банка России определяется специа льным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Центральном банке РФ).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельно- сти» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) в части, касающейся создания, лицензирования и правового статуса кредитных организаций, является специальным по от- ношению к общим законам (ГК РФ, Федеральным законам от
26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах), от 08.02.1998 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью), от
08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри- дических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Правовое регулирование несостоятельности (банкрот- ства) кредитных организаций осуществляется Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о не- состоятельности (банкротстве) кредитных организаций), положения которого имеют приоритет по отношению к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несосто- ятельности (банкротстве)» (см. ст. 180—182 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
3. Правовое регулирование банковской деятельности на подзаконном уровне осуществляется Банком России, кото- рый при осуществлении этой деятельности независим и под- чиняется только закону. На основании ч. 1 ст. 57 Закона о Центральном банке РФ Банк России устанавливает обя- зательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, а также регулирует ряд других вопросов.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о Централь- ном банке РФ функции и полномочия, предусмотрен- ные Конституцией РФ и федеральными законами, Банк России осуществляет независимо от других федераль- ных органов государственной власти, органов государ- ственной власти субъектов РФ и органов местного само-
управления. С точки зрения правового регулирования банковской деятельности это означает, что вопросы ее осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одо- брения Банка России.
Однако в отношении Президента РФ не следует забывать о его конституционных полномочиях. Конституционный Суд РФ исходит из того, что при отсутствии соответствующих за- конодательных актов, Президент РФ в силу своих конститу- ционных полномочий может осуществлять правовое регу- лирование отдельных вопросов1.
Если же какой-либо вопрос урегулирован на законода- тельном уровне, то указы Президента РФ, противоречащие этому регулированию, применению не подлежат (ч. 3 ст. 90
Конституции РФ).
По смежным вопросам правового регулирования могут
либо издаваться совместные акты либо осуществляться из-
дание Банком России порядка применения конкретных ак-
тов (например, указов Президента РФ).
4. Акты Банка России издаются в специальном порядке. В
соответствии с Законом о Центральном банке РФ норматив-
ные акты Банка России могут издаваться в форме указаний,
положений и инструкций (ч. 1 ст. 7).
При этом правила подготовки своих нормативных актов
Банк России устанавливает самостоятельно (ч. 2 ст. 7)2.
Нормативные акты Банка России принимаются:
— как указания, если их содержанием является уста- новление отдельных правил по вопросам, отнесен- ных к компетенции Банка России, а также измене- ние, дополнение либо полная или частичная отмена действующего нормативного акта Банка России;
1 В частности, такой подход подтверждается правовой позици- ей Конституционного Суда РФ, содержащейся в п. 3 мотивировоч- ной части Постановления Конституционного Суда РФ от 27.01.1999
№ 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112
(часть 1) Конституции Российской Федерации».
2 См.: Положение о порядке подготовки и вступления в силу норма- тивных актов Банка России, утв. ЦБ РФ 15.09.1997 № 519.
— в форме положений, если их основным содержани- ем является установление системно связанных меж- ду собой правил по вопросам, отнесенным к компе- тенции Банка России.
— в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положе- ний федеральных законов, иных нормативных пра- вовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).
Все нормативные акты Банка России должны быть зареги-
стрированы в Минюсте России в порядке, предусмотренном для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти1. Исключение составляют нормативные акты, перечис- ленные в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона о Центральном банке РФ.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по ис- течении 10 дней после дня их опубликования в официаль- ном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. При этом нормативные акты Банка России не имеют обрат- ной силы (ч. 3 ст. 7). Правило об обязательном опубликова- нии действует и в отношении тех актов, которые не подле- жат регистрации в Минюсте России.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о Центральном банке РФ реше- ния Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязатель- ных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (член- ства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организа- ций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования ре- зервов кредитными организациями подлежат обязательно- му официальному опубликованию в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.
1 См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федераль- ных органов исполнительной власти и их государственной регистра- ции, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009.
В случаях, прямо предусмотренных законодательством, Банк России вправе издавать официальные разъяснения по вопросам его применения1.
Банк России издает также разъяснения по отдельным во- просам в виде писем. За неисполнение разъяснений к кре- дитным организациям не могут применяться меры воздей- ствия и иные виды ответственности.