Место реализации работ, услуг, имущественных прав.
Местом реализации работ, услуг, имущественных правпризнается территория Республики Беларусь, если: 1. работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом,находящимся на территории Республики Беларусь; 2. работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь; 3.услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта; и в иных случаях, указанных в ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь(Общая часть).
Доходы и источники их получения
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине). Доходы плательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Республике Беларусь или к доходам от источников за пределами Республики Беларусь.
Дивиденды и проценты
Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кромепростого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
Процентами, признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.
Налоговая база
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.Налоговая база может выражаться в: рублях, нектарах, килограммах, штуках и т.д..
Мацаковская Екатерина, 33 группа
1. Налоговый период.
Налоговый период – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Например, налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.
2. Налоговая ставка (ставки).
Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Например, ставка налога на прибыль – 18 %.
3. Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин).
Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.
4. Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин).
Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента РБ либо решениями местных Советов депутатов применительно к каждому налогу.
Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) текущими платежами либо в ином порядке. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях. Порядок уплаты налога, сбора (пошлины) устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Допускается зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства.
5. Налоговые льготы.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками.
Они могут устанавливаться в виде:
1. Освобождения от налога, сбора (пошлины);
2. Дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
3. Пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
4. Возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
5. В ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
6. Понятие налоговой системы Республики Беларусь, ее структура и принципы.
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая система РБ включает в себя следующие элементы:
- совокупность налогов, сборов (пошлин), взимаемых на территорию страны;
- налоговое законодательство РБ;
- система налоговых органов.
В основу функционирования налоговой системы закладываются все принципы налогообложения: принципы всеобщности, социальной справедливости, социальной свободы, однократности налогообложения, равенства, установления налога законом, определенности налоговой обязанности, непридания налоговым законам обратной силы, единства налоговой системы, принцип подвижности, стабильности налогового законодательства и др.
7. Законодательное закрепление основных принципов налогообложения в Республике Беларусь.
Статья 2 Налогового кодекса закрепляет основные принципы налогообложения в РБ. Так, каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные законом. Налогообложение основывается на признании всеобщности и равенства. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в т. ч. нарушающих единое экономическое пространство, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБ либо создающих в нарушение закона иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц. Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров.
8. Доктринальные подходы к содержанию принципов налоговой системы.
Принцип справедливости, который традиционно рассматривается в качестве важнейшего, означает: равные по доходам лица должны платить равные налоги; если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.
Принцип всеобщности вытекает из ст. 56 Конституции РБ, которая гласит, что граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Принцип равенства: плательщики определенного налога или сбора, по общему правилу, должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях.
Принцип установления налога законом: означает, что налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом.
Принцип определенности: налог должен отвечать требованиям предельной конкретности и понятности, что предполагает возможность знать, понять и усвоить содержание актов законодательства о налогах (сборах) рядовым налогоплательщикам.
9. Налоговое право Республики Беларусь, его понятие, роль и место в системе финансового права.
Налоговое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.
В последние годы в юридической науке сформировалось мнение (в настоящее время оно доминирует), в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права (Ю.А. Крохина). Отдельные авторы постулируют самостоятельность налогового права в системе национального права (С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров). Мнение о том, что налоговое право является самостоятельной отраслью основано на возрастании роли налогов в жизни общества в условиях построения рыночной экономики, а также на принятии такого основополагающего акта, регулирующего налоговые отношения, как Налоговый кодекс.
10. Налоговые правоотношения и их особенности.
Налоговые правоотношения – урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие при установлении, введении, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей. Их особенности:
- возникают и развиваются в процессе налоговой деятельности государства;
- в налоговых правоотношениях прямо выражается воля и интересы государства;
- одним из обязательных участников является уполномоченный на то государственный орган, наделенный властными полномочиями;
- являются по своей сущности экономическими отношениями и носят ярко выраженный денежный характер;
- являются обязательственными;
- включают две группы отношений: общие и специальные.
11. Субъекты (участники), объекты и содержание налоговых правоотношений.
Субъекты налоговых правоотношений – физические лица и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей.
Объектами налоговых правоотношений являются объекты налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.
Содержание налоговых правоотношений раскрывается через субъективные права и обязанности их участников.
12. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов как участников налоговых правоотношений.
Правовой статус – установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
Плательщик имеет право: получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах); представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя; использовать налоговые льготы; присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; требовать соблюдения налоговой тайны; обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц; на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов и др.
Плательщик обязан: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); стать на учет в налоговых органах; представлять в налоговый орган по месту постановки на учет бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин); подписать акт или справку проверки; выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц и др.
Налоговые органы имеют право: получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию; принимать наличные денежные средства в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней; выносить требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливать срок их устранения; получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы; взыскивать неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и др.
Налоговые органы обязаны: действовать в строгом соответствии с законодательством; корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства; осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства; проводить проверки; требовать от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований; соблюдать налоговую тайну; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства, а также нести другие обязанности.
13. Налоговые агенты.
Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
14. Представительство в налоговых правоотношениях.
Плательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через своего законного или уполномоченного представителя. Личное участие плательщика не лишает его права иметь своего представителя, равно как участие представителя не лишает плательщика права на личное участие. Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению. Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации; плательщика – физического лица – лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством. Действия (бездействие) представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях признаются действиями (бездействием) этой организации. Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности; плательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, удостоверенной в порядке, установленном пунктом 3 и частью первой пункта 4 ст. 186 ГК РБ.
15. Взаимозависимые лица.
Взаимозависимые лица – физические лица и организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К таким отношениям относятся:
- отношения между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;
- когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20 %;
- когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению либо одно лицо находится под контролем другого лица;
- когда лица совместно контролируют третье лицо;
- когда физические лица состоят в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного;
- между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий.
16. Налоговое обязательство.
Налоговым обязательством признается обязанность плательщика уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины), а прекращается его исполнением либо с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение налогового обязательства.
17. Исполнение налогового обязательства.
Исполнение налогового обязательства – уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Оно осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика. Налоговое обязательство считается исполненным после вынесения налоговым либо таможенным органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин). Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности.
18. Исполнение налогового обязательства при ликвидации (прекращении деятельности) организации, при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации за счет денежных средств этой организации, в т. ч. от реализации ее имущества. Налоговое обязательство простого товарищества при прекращении договора простого товарищества, а хозяйственной группы – при прекращении ее деятельности исполняется и причитающиеся к уплате ими пени уплачиваются участниками солидарно. Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты причитающихся пеней, остающаяся задолженность погашается собственником имущества такой организации, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем организации, имеющими право давать обязательные для этой организации указания либо имеющими возможность иным образом определять ее действия, либо учредительными документами организации, а не погашенная после этого сумма задолженности признается безнадежным долгом и списывается. Налоговое обязательство ИП при прекращении его деятельности исполняется и причитающиеся к уплате им пени уплачиваются ИП до прекращения им своей деятельности за счет принадлежащих ему денежных средств и иного имущества.
19. Исполнение налогового обязательства при реорганизации организации.
Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации. Исполнение возлагается на ее правопреемника независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства, неуплаты пеней реорганизованной организацией. При выделении из состава организации одной или нескольких организаций правопреемства по исполнению налогового обязательства, уплате пеней у выделенных организаций не возникает. Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником этой организации не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем его (их) государственной регистрации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав организации в связи с реорганизацией, а при реорганизации в форме присоединения –записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
20. Исполнение налогового обязательства умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица.
Налоговое обязательство умершего физического лица исполняется его наследником (наследниками), принявшим наследуемое имущество умершего, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве не позднее двух месяцев со дня принятия наследства. Исполнение налогового обязательства физического лица, объявленного умершим, производится в аналогичном порядке. Налоговое обязательство физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, исполняется и причитающиеся к уплате им пени уплачиваются лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, или непосредственно органом опеки и попечительства не позднее трех месяцев со дня признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным за счет имущества этого физического лица.
21. Принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, пеней является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа:
1. Направление налогоплательщику письменного извещения - требования об уплате налога, пеней.
2. Взыскание налога, пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
3. Взыскание налога, пеней за счет иного имущества налогоплательщика.
22. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени.
Взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится за счет денежных средств и (или) другого имущества плательщика, дебиторов плательщика – организации.
23. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации.
Данное взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени должно содержать обязательное указание на те счета плательщика (иного обязанного лица) – организации, с которых должно быть произведено перечисление налога, сбора (пошлины), пени, и на сумму, подлежащую перечислению. Указанное решение налогового или таможенного органа незамедлительно доводится до сведения банка, где открыты счета плательщика (иного обязанного лица) – организации, и подлежит безусловному исполнению банком в первоочередном порядке не позднее одного банковского дня со дня получения им этого решения.
24. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет наличных денежных средств плательщика (иного обязанного лица) - организации.
Данное взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет наличных денежных средств выносится в форме постановления об их взыскании и должно содержать обязательное указание на сумму, подлежащую взысканию, и сумму фактически взысканных денежных средств. Наличные денежные средства в день их взыскания подлежат сдаче в банк для их зачисления в соответствующий бюджет.
25. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации.
Данное взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).
Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком (иным обязанным лицом) и его дебиторами. Указанное решение налогового органа выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика (иного обязанного лица) на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица), или по результатам мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов, по результатам проверки, проведенной налоговым органом, либо на основании заявления плательщика (иного обязанного лица) об уступке требования кредитора и документа, подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (иного обязанного лица). Решение должно содержать указание на счета дебитора плательщика (иного обязанного лица) и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику.
26. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).
Налоговый или таможенный орган вправе обратиться в общий или хозяйственный суд с иском о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица). Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) – организации производится последовательно в отношении: имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг); иного имущества. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) – физического лица производится последовательно в отношении: денежных средств на счетах в банке; наличных денежных средств; дебиторской задолженности индивидуального предпринимателя, заработной платы и иных доходов физического лица; имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг); иного имущества. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) производится путем зачисления в соответствующий бюджет денежных средств от его реализации. Средства, оставшиеся после исполнения налогового обязательства, уплаты пеней и возмещения расходов по их взысканию, подлежат возврату плательщику (иному обязанному лицу) либо зачету в счет предстоящих платежей.
27. Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней.
Глава 7 Налогового кодекса предусматривает:
- зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени;
- зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени.
28. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени.
Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Зачет в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица). Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате.
29. Зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени.
Излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу), если этот плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговый орган письменное заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей, исполнения налогового обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней и у плательщика отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени. Возврат производится на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) и решения налогового органа либо общего или хозяйственного суда о признании факта излишнего взыскания такой суммы. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, сбора (пошлины), пени, обязан сообщить об этом плательщику (иному обязанному лицу) не позднее десяти дней со дня установления данного факта. Излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату плательщику (иному обязанному лицу) налоговым органом в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате.
30. Признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным налогом и ее списание.
Признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списание производятся в порядке, установленном Указом Президента РБ от 13.06.2008 № 329. Задолженность по налогам, сборам (пошлинам) признается безнадежным долгом и списывается в случае:
1. ликвидации коммерческой организации (за исключением казенного предприятия) либо некоммерческой организации, прекращения деятельности ИП в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
2. ликвидации казенного предприятия либо некоммерческой организации по решению уполномоченного государственного органа или суда, если денежных средств организации, недостаточно для погашения в полном объеме задолженности, а оставшаяся часть задолженности не может быть погашена;
4. смерти или объявления судом умершим физического лица - в части задолженности в размере, превышающем стоимость наследственного имущества, либо в случае признания наследственного имущества выморочным;
5. признания судом безвестно отсутствующим, недееспособным физического лица - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности (отсутствия) имущества такого лица, в размере, превышающем стоимость данного имущества и др.
31. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства - залог имущества; поручительство; пени; приостановление операций по счетам в банке; арест имущества. Способы обеспечения уплаты пеней - залог имущества; поручительство; приостановление операций по счетам в банке; арест имущества.
32. Залог имущества.
Обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена залогом. Договор о залоге имущества заключается между залогодателем – плательщиком и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика. Залогодатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.
33. Поручительство.
Обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена поручительством. Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов, пеней.
34. Пени.
Пени -денежные суммы, которые плательщик должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины).
35. Приостановление операций по счетам в банке.
Приостановлением операций плательщика(иного обязанного лица) по счетам в банке признается по решению налогового или таможенного органа прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Указанное решение принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в случаях:
- неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;
- непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);
- непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы или их должностным лицам документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки.
36. Арест имущества.
Арест имущества-действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Арест имущества плательщика – проведение описи имущества и объявление запрета распоряжаться им, а при необходимости – изъятие описанного имущества и передача его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства, уплаты пеней. Порча, расходование, сокрытие либо отчуждение описанного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка хранения указанного имущества является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
37. Налоговый учет.
Налоговый учет – это осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
38. Налоговая декларация.
Налоговая декларация (расчет) – это письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) по установленной форме на бумажном носителе или в виде электронного документа.
39. Налоговый контроль и формы его осуществления.
Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий. Формы его осуществления: учет плательщиков (иных обязанных лиц), проверки, опрос плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализ информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений