Тема 32. Бюджеты интеграционных формирований, их особенности и роль
1. Сущность бюджетов интеграционных формирований, их особенности и роль в развитии интеграционных процессов
2. Принципы формирования бюджета и организация бюджетного процесса Европейского союза
3. Бюджеты СНГ и ЕврАзЭС
1. Сущность бюджетов интеграционных формирований, их особенности и роль в развитии интеграционных процессов
Назначение интеграционных бюджетов состоит в централизации финансовых ресурсов, необходимых для выполнения совместных программ и мероприятий.
Содержание понятия «бюджет интеграционного формирования» определяется, с одной стороны, его принадлежностью к бюджетной категории, а с другой — объективным развитием процесса экономической интеграции.
Бюджет интеграционного формирования является производной категорией от категории бюджета государства и имеет с ним общие сущностные характеристики:
Особенности бюджетных отношений о рамках интеграции:
· данные отношения формируются на межгосударственном уровне и регламентируются совместными соглашениями и другими правовыми актами стран — участниц интеграционного образования;
· их функционирование обеспечивается действием особых бюджетных категорий, таких как доходы и расходы бюджета интеграционного формирования; взносы стран-участниц в совместный бюджет; бюджетная классификация интеграционного формирования; бюджетный кредит, выдаваемый из бюджета интеграционного формирования, и др.;
· бюджетные отношения участвуют в процессе перераспределения внутреннего валового продукта государств — членов интеграционного формирования путем изъятия его части в виде взносов стран-участниц в совместный бюджет, налогов и неналоговых доходов в интересах интеграции;
· в отличие от бюджетов отдельных государств бюджетные отношения непосредственно не участвуют в перераспределении чистого дохода субъектов хозяйствования стран-участниц;
· обязательными участниками бюджетных отношений выступают все государства — члены интеграции, а также хозяйствующие субъекты — резиденты этих стран и физические лица;
· сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса интеграционного формирования;
· материальной формой бюджетных отношений является фонд денежных средств, централизованный на межгосударственном уровне в виде единого бюджета стран — участниц интеграции.
Особенности бюджета интеграционного формирования:
· его возникновение связано с развитием интеграционных процессов и, соответственно, с формированием надгосударственных структур — интеграции;
· бюджетный фонд формируется на межгосударственном уровне;
· меняются объект и субъект бюджетных отношений: субъектами выступают государства — члены интеграционного формирования, хозяйствующие субъекты, физические лица, а объектом — централизованный фонд денежных средств интеграционного образования;
· изменяются источники формирования и направления расходования средств бюджетов;
Если доходы национальных бюджетов формируются в основном за счет налоговых поступлений, то главными доходными источниками бюджетов интеграционных формирований являются долевые отчисления из национальных бюджетов. Доля остальных поступлений незначительна.
Таким образом, бюджет интеграционного объединения как экономическая категория представляет собой совокупность специфических финансовых отношений по поводу формирования на межгосударственном уровне фонда денежных средств интеграции, его распределения и использования для достижения целей создания интеграции.
2. Принципы формирования бюджета и организация бюджетного процесса Европейского союза
Общий бюджет ЕС представляет собой финансовый план, в соответствии с которым происходят мобилизация средств и их расходование на финансирование деятельности ЕС. Посредством бюджета перераспределяется часть национального дохода стран ЕС, что позволяет влиять на темпы и уровень их экономического развития.
Бюджет ЕС формируется согласно принципам, установленным в финансовом регламенте этого образования.
Принцип единства — обязательность отражения абсолютно всех запланированных доходов и расходов в едином бюджетном документе.
Принцип универсальности (совокупного покрытия) — доходы бюджета должны покрывать общую сумму расходов, т.е. они не должны быть связаны с какими-либо конкретными расходами.
Принцип ежегодности -- бюджет принимается на один финансовый год, совпадающий с календарным годом, и это позволяет обеспечить достаточный контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств.
Принцип равновесия требует, чтобы чтобы доходы и расходы каждого бюджетного года были сбалансированы.
Запрещаются заимствования для покрытия бюджетного дефицита. Если в конце финансового года фиксируется превышение доходов над расходами, то положительное сальдо переносится на следующий год. Дефицит бюджета переносится на счет расходов ЕС в будущем году.
Согласно принципу спецификации (предметной специализации) вес расходы ЕС распределяются по шести разделам (столько институтов в Союзе).
Принцип расчетной единицы (единой валюты) ориентирует па использование евро в качестве расчетной единицы ЕС при формировании и исполнении общего бюджета. Тем не менее, некоторые операции могут осуществляться в национальных валютах.
Принцип эффективного финансового управления заключается в определении поддающихся проверке целей через измеряемые экономические показатели, с тем, чтобы оценивать финансовое управление с точки зрения полученных результатов..
Принцип прозрачности важен для формирования и исполнения бюджета. Он реализуется путем публикации бюджета в срок до двух месяцев после даты окончательного его утверждения Европейским парламентом.
Формирование бюджета ЕС строится на совместной финансовой ответственности и финансовой солидарности государств — членов ЕС, что означает: все страны Союза обязаны участвовать в формировании доходов бюджета ЕС, а их взносы должны быть соразмерны финансовым возможностям каждого государства.
Таким образом, к настоящему времени сложились четыре источника доходов общего бюджета ЕС:
1) традиционные собственные средства — в основном таможенные пошлины на товары, импортируемые в страны ЕС из-за рубежа, в том числе фермерские сборы;
2) процент от начисляемого на все товары и услуги в ЕС налога на добавленную стоимость, собранного на территории каждой страны группировки;
3) прямые взносы стран ЕС, размер которых зависит от их относительного благосостояния. Это отчисления от ВВП данных государств — ресурс, являющийся дополнительным источником покрытия расходов сверх суммы традиционных собственных ресурсов;
4) прочие доходы ЕС, которые не относятся ни к одной из рассмотренных выше категорий. Их формируют особые аграрные платежи, налог на жалованье персонала органов ЕС, финансовые санкции, проценты, переходный остаток средств бюджета предшествующего года и пр.
Поскольку таможенная политика ЕС благоприятствует внутрисоюзному товарообмену и ограничивает ввоз сельскохозяйственной продукции, то доля традиционно собственных средств в бюджете Евросоюза постоянно уменьшается. В то же время наблюдается тенденция увеличения взносов государств — членов ЕС, которая, как ожидается, сохранится и в ближайшем будущем.
На период 2007— 2013 гг. были предусмотрены приоритетные направления многолетнего бюджетного плана, которые и являются разделами (статьями) расходов бюджета:
1. Устойчивый рост.
2. Сохранение и использование природных ресурсов.
3. Гражданство, свобода, безопасность и правосудие.
4. Европейский союз как глобальный игрок (глобальная роль ЕС).
5. Административные расходы всех институтов ЕС.
6. Возмещения (связанные с расширением Союза).
Таким образом, расходная часть современного бюджета ЕС разделена на шесть разделов.
♦ Устойчивый рост включает такие самостоятельные позиции расходов, как единство и конкурентоспособность.
♦ Единство обеспечивается инвестициями в материальные и человеческие ресурсы, инновации, развитие информационного сообщества, защиту окружающей среды, эффективность работы исполнительной власти.
♦ Конкурентоспособность регионов и занятость — подраздел, целью которого является повышение конкурентоспособности, уровня занятости и привлекательности регионов (за исключением наименее развитых) посредством ускорения экономических и социальных реформ, содействия инновациям, предпринимательству, охране окружающей среды, открытости, адаптации и развитию рынка труда
♦ Сохранение и использование природных ресурсов — как отмечалось, это крупнейшая расходная статья общего бюджета, по которой проходит финансирование общей сельскохозяйственной политики и содействия рыболовству.
♦ Гражданство, свобода, безопасность и правосудие — по этому направлению предусматриваются расходы на программы по борьбе с насилием, терроризмом и наркотиками.
♦ Глобальная роль ЕС — финансируются программы по содействию регионам, пострадавшим от стихийных бедствий либо военных действий, по сотрудничеству с развивающимися странами Азии и Латинской Америки, а также по развитию перспективных регионов.
♦ Административные расходы — статья расходов на содержание органов Европейского союза (Парламента, Комиссии, Совета, Европейского суда и др.). на проведение ежегодных собраний и иных мероприятий.
Финансирование расходов осуществляется через систему формируемых в рамках бюджета специальных фондов: Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда, Фонда сплочения (единства), Фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства.
Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства — бюджетная организация, осуществляющая общую сельскохозяйственную политику.
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) — первый структурный фонд, обеспечивающий реализацию мер по укреплению экономики стран — членов ЕС, сохранению общественного и территориального единства путем сглаживания различий между регионами, инвестирования в структурное развитие и регулирование экономики регионов, в том числе — в преобразование промышленных регионов, находящихся в состоянии упадка.
Европейский социальный фонд (ЕСФ) — второй структурный фонд, осуществляющий поддержку инициатив в области профессиональной подготовки и создания новых рабочих мест.
Фонд сплочения (единства), учрежденный в 1993 г., инвестирует средства в развитие транспортной инфраструктуры и проекты охраны окружающей среды в тех странах ЕС, где объем ВВП на душу населения составляет менее 90 % среднего по ЕС.
Расходы бюджета ЕС законодательно делятся на обязательные и необязательные. Обязательные расходы непременно должны быть включены в бюджетный план, с тем, чтобы ЕС имел возможность выполнять свои внутренние и внешние обязательства, основанные на нормах договоров или иных актов (средства, направляемые на гарантийные выплаты аграрному сектору, на компенсации и финансовую помощь государствам-членам и на выполнение обязательств перед третьими странами). Все прочие расходы относятся к необязательным.
Таким образом, в расходной части бюджета четко прослеживаются основные приоритеты бюджетной политики ЕС на конкретный период.
Полномочия по принятию бюджета ЕС разделены между двумя главными ветвями бюджетной власти — Советом и Парламентом.
Разработка и принятие бюджета ЕС должны осуществляться в несколько этапов. Их последовательность и сроки рассмотрения проекта бюджета в Совете и Парламенте регламентируются статьями основных договоров ЕС, в частности Амстердамским договором 1997 г., согласно которому каждый из институтов Сообщества должен до 1 июля разработать и представить Комиссии смету своих расходов на будущий год. Задача Комиссии — объединить все сметы, дополнить их своими расходами и направить предварительный проект бюджета на языках всех стран-участниц на рассмотрение Совету не позднее 1 сентября года, предшествующего году исполнения бюджета. Совет должен принять предварительный проект бюджета и передать его на рассмотрение Парламенту не позднее 5 октября.
Если в течение 45 дней после получения проекта бюджета Парламент одобрит его, не изменяя и не внося поправок, то бюджет считается окончательно принятым.
Финансовый регламент, определивший принципы, на которых основан механизм составления бюджета ЕС, хорошо проработан и координируется двумя ветвями власти — Советом и Парламентом ЕС. Процедура составления бюджета охватывает период с 1 июля до начала декабря. С целью принятия оптимального варианта бюджета Совет и Парламент могут задержать принятие решения, если их не удовлетворяет предварительный бюджет. В том случае, если к началу нового финансового года бюджет ЕС еще не принят, в силу вступает ст. 273 Амстердамского договора, в соответствии с которой активируется так называемый «режим двенадцатой доли»: для функционирования ЕС Комиссия имеет право ежемесячно производить финансирование расходов в пределах 1/12 доли соответствующих статей бюджета истекшего финансового года.
3. Бюджеты СНГ и ЕврАзЭС
Содружество Независимых Государств создавалось для обеспечения всестороннего сбалансированного экономического и социального развития его участников в рамках общего экономического пространства.
Единый бюджет органов СНГ — основной финансовый план формирования денежных средств и их использования на обеспечение деятельности органов Содружества и проведение совместных мероприятий организационного характера в соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Бюджет формируется исходя из принципа участия государств Содружества в органах СНГ, на основании смет расходов на обеспечение деятельности этих органов. В настоящее время из бюджета СНГ финансируются восемь организаций:
· Исполнительный комитет СНГ;
· Координационная служба Совета командующих пограничными войсками;
· Межгосударственный статистический комитет СНГ;
· Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ;
· Секретариат Совета министров обороны государств—участников СНГ;
· Экономический суд СНГ;
· Антитеррористический центр государств—участников СНГ;
· Секретариат Координационного совета генеральных прокуроров государств—участников СНГ.
Единый бюджет составляется в российских рублях на один календарный год, в течение которого осуществляется его исполнение, причем без дефицита, профицита и каких-либо заимствований. Утверждается бюджет Советом глав правительств СНГ по представлению Экономического совета СНГ. Органом, формирующим и исполняющим единый бюджет, является Исполнительный комитет СНГ.
Доходная часть бюджета образуется из долевых взносов, предусмотренных в национальных бюджетах государств-участников согласно обязательствам, зафиксированным в межгосударственных (межправительственных) актах. Кроме того, доходная часть бюджета может пополняться за счет поступления иных средств, определенных решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
В основу расчета размеров долевых взносов государств-участников на содержание органов СНГ положены следующие показатели:
· производство валового внутреннего продукта в государствах-членах Содружества (ВВП СНГ) за три года;
· среднегодовая численность постоянного населения по Содружеству в целом;
· доля каждого государства в производстве совокупного ВВП СНГ.
Исходя из среднего показателя доли того или иного государства в ВВП и в общей численности населения СНГ определяется его базовый потенциал, учитываемый при установлении ему размера долевых взносов.
В случае неучастия какого-либо из государств Содружества в деятельности органа СНГ размеры долевых взносов остальных членов Содружества изменяются пропорционально их базовому потенциалу.
Перечисление указанных долевых взносов производится на счета единого бюджета Исполнительного комитета СНГ в порядке и сроки, установленные в государствах-участниках, в зависимости от их финансового состояния (но не реже одного раза в квартал), в валюте Российской Федерации (российских рублях), национальной валюте (при согласии Исполнительного комитета СНГ) или в валютном эквиваленте (долларах США). Далее денежные средства перечисляются на текущие счета органов Содружества.
Средства единого бюджета СНГ направляются в равных долях на финансирование деятельности органов Содружества и финансирование расходов на проведение заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ.
Финансирование органов Содружества из единого бюджета осуществляется Исполкомом по мере поступления долевых взносов, а в случае неполного перечисления государствами-участниками долевых взносов — за счет средств стабилизационного фонда единого бюджета органов СНГ.
Средства единого бюджета должны расходоваться только на предусмотренные цели и при условии строгого соблюдения режима экономии.
В рамках межгосударственного сотрудничества разрабатываются, реализуются и финансируются межгосударственные целевые программы СНГ. Ввиду отсутствия механизма их финансирования из единого бюджета СНГ на эти цели направляются бюджетные средства государств — участников СНГ и (или) внебюджетные средства.
Евразийское экономическое сообщество — международная организация, созданная для эффективного продвижения процессов формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства интегрирующихся стран (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан).
Выполнение возложенных функций и реализация поставленных задач в рамках ЕврАзЭС были бы невозможны в отсутствие бюджета Сообщества.
Бюджет Евразийского экономического сообщества — основной финансовый план формирования денежных средств и их использования на содержание органов Сообщества, финансирование проведения совместных мероприятий и программ. Он разрабатывается Интеграционным комитетом ЕврАзЭС по согласованию с государствами-членами и утверждается Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав государств сторон на очередной финансовый год в валюте Российской Федерации (российских рублях).
Формирование доходной части бюджета ЕврАзЭС осуществляется за счет:
♦ долевых взносов государств-участников на содержание органов Сообщества, финансирование проведения заседаний органов Сообщества и Комиссии постоянных представителей при ЕврАзЭС согласно следующей шкале: Республика Беларусь —15 %; Республика Казахстан — 15; Кыргызская Республика — 7,5; Российская Федерация — 40; Республика Таджикистан — 7,5; Республика Узбекистан — 15 %;
♦ взносов государств-участников на финансирование межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС и иных мероприятий, определенных решениями Межгосударственного совета в пропорциях, соответствующих степени участия государств (по каждой программе).
Если задолженность какой-либо страны перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму, эквивалентную ее годичному долевому взносу, то решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС такая страна может быть лишена права голосования в органах Сообщества до полного погашения задолженности. При этом принадлежавшие ей голоса распределяются между остальными участниками пропорционально их взносам в бюджет Сообщества.
Исполнение бюджета Сообщества возложено на Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС.
Финансирование содержания органов Сообщества, совместных мероприятий, целевых программ и прочих мероприятий из бюджета Сообщества осуществляется на основе бюджетной росписи.
Механизм финансирования целевых программ, согласованный; в установленном порядке с финансовыми и экономическими органами сторон, определяется положениями каждой конкретной программы.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ (включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики); собственные средства предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков; средства фондов, общественных организаций и инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий).
Финансирование разработки и реализации целевых программ может осуществляться по одной из нижеприведенных схем (или в их сочетании):
· раздельное финансирование — каждое государство-участник обеспечивает финансовыми ресурсами выполняемую им часть целевой программы на своей территории в рамках национальной программы;
· финансирование из бюджета ЕврАзЭС — используются взносы членов ЕврАзЭС, участвующих в реализации целевой программы;
· финансирование из трастового фонда — создание под конкретную программу фонда с соответствующим режимом его формирования и исполнения.
Анализ моделей бюджетов Европейского союза, СНГ, ЕврАзЭС показал эффективность консолидации денежных средств нескольких государств в совместном бюджете.
Условиями жизнеспособности таких бюджетов являются: общая цель — экономическое развитие стран-участниц; общие принципы построения единого бюджета; наличие системы собственных ресурсов; ориентация расходов бюджета на наиболее перспективные направления межгосударственного сотрудничества; высокая степень исполнения единого бюджета (табл. 32.6).