Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную политику, млрд руб.
Структура социальной политики | Год | |||||
% | % | |||||
Социальная защита | 518,8 | 641,5 | 12,9 | 1071,6 | 2857, 9 | 17,9 |
Пенсионное обеспечение | 1283,1 | 1585,2 | 31,9 | 2198,7 | 5991,0 | 37,5 |
Помощь семьям, воспитывающим детей | 1,0 | 1,0 | 0.02 | 1,3 | 4, 7 | 0,02 |
Молодежная политика | 15,7 | 13,8 | 0,3 | 18,3 | 52, 4 | 0,3 |
Содействие занятости населения | 113,4 | 106,6 | 2,1 | 112,9 | 238, 5 | 1,5 |
Помощь в обеспечении жильем | 1453,1 | 1911,3 | 38,5 | 3268,7 | 3453, 5 | 21,6 |
Другие вопросы в области социальной политики | 669,8 | 709,5 | 14,3 | 928,1 | 3387, 2 | 21,2 |
Итого: | 4054,9 | 4968,9 | 7599,6 | 15985,2 |
Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную политику (без ФСЗН),%
Показатель | Год | |||||||||
Расходы на социальную политику: | ||||||||||
% ВВП | 2,70 | 2,76 | 2,55 | 2,96 | 3,05 | 2,77 | 2,47 | 2,56 | 2,26 | |
% к объему расходов бюджета | 5,75 | 5,54 | 6,46 | 8,20 | 9,38 | 9,57 | 8,39 | 8,15 | 7,76 | |
Расходы но подразделу 01 «Социальная защита» составили 17,9 % общего объема затрат. Эти средства направлялись на содержание:
• государственных детских домов, детских деревень и городков, детских социальных приютов;
• домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
• домов-интернатов для детей-инвалидов;
• территориальных центров социального обслуживания населения;
• специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
• специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов.
На подраздел 02 «Пенсионное обеспечение» приходится долее трети всех расходов на социальную политику, причем они полностью финансируются из республиканского бюджета.
Ассигнования из республиканского бюджета имеют строго целевую назначение и предполагают следующие страховые выплаты:
• Социальные пенсии;
• Пенсии военнослужащим срочной службы и членам их семей;
• Частичную компенсацию выплаты пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь;
• Частичную компенсацию выплаты пенсий за выслугу лет работникам государственного аппарата;
• Компенсацию 50% расходов на выплату пособий семьям, воспитывающим детей от 3 до 16 (18) лет.
По подразделу 03 «Помощь семьям, воспитывающим детей» учитывается финансирование мероприятий по поддержке семей с детьми, улучшению положения женщин-матерей, укреплению их социальной защиты. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь признана одной из самых эффективных среди стран СНГ.
Значимой формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям трех лет. Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, получают адресную социальную помощь в виде ежемесячного или единовременного пособия. В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях, оплате учебников и учебных пособий, удешевлению питания школьников, устанавливает надбавки к пособиям по безработице.
Финансирование мероприятий по подразделу 04 «Молодежная политика» осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством .Почти 80 % расходов на молодежную политику финансируются из республиканского бюджета. Среди других источников — специальные фонды, в том числе по поддержке талантливой и одаренной молодежи.
По подразделу 05 «Содействие занятости населения» отражают расходы в связи с трудоустройством граждан, созданием служб занятости. Программа предусматривала решение следующих задач:
• содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
• вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
• интеграцию целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, в трудовую сферу;
• обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
• закрепление уровня регистрируемой безработицы в 2011 г. в пределах 1,2—1,5 % численности экономически активного населения.
Наряду со средствами бюджета источником финансирования запланированных мероприятий стали средства ФСЗН.
Государственным органам, ведающим вопросами труда, занятости и социальной защиты населения, вменялось в обязанность:
• содействие нанимателям в структурной перестройке организаций;
• обеспечение условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства;
• осуществление опережающих мер по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.
По подразделу 06 «Помощь в обеспечении жильем» отражается предоставление льготных кредитов для граждан в рамках программы льготного кредитования строительства жилья, в которой участвуют крупнейшие банки Беларуси.
Социальное обеспечение — процесс осуществления социальной защиты населения, основанный на системе материальной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим причинам, признанным законодательством.
Социальное страхование — установленная, контролируемая гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счет государственного целевого внебюджетного Фонда социальной защиты населения.
Социальная помощь реализуется в виде выплаты социальных пособий за счет бюджетных средств нетрудоспособным гражданам и лицам, имеющим на иждивении детей. При этом размер выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает такой критерий, как установленный в государстве бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Важное место в системе социальной защиты каждого государства занимает социальное обслуживание, направленное на поддержание жизнедеятельности людей, не способных удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи, а именно: детей; людей преклонного возраста; инвалидов; тяжелобольных; людей, находящихся в состоянии сильной депрессии; бездомных.
Причем социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.
Таким образом, государством осуществляется многовекторная социальная политика, обеспечивающая реальную социальную защиту граждан. Однако в условиях ограниченности финансовых ресурсов государству нелегко поддерживать все новые социальные программы и систему социального обеспечения. Следовательно, первостепенное значение приобретает поиск новых подходов к организации системы социальной защиты граждан, привлечение дополнительных источников финансирования.