Тема 22. Финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов

1 Оценка научно-технического потенциала государства и источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

2 Механизм бюджетного финансирования научной, научно технической и инновационной деятельности.

3 Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках целевых программ.

22.1 Оценка научно-технического потенциала государства и источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности

Для оценки научно-технического потенциала государства ис­пользуются различные показатели, однако основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых со­поставлений, является наукоемкость ВВП — процентное соотно­шение затрат на исследования и разработки и валового внутреннего продукта.

Динамика показателя наукоемкости ВВП в Республике Беларусь, %

Показатель Год
 
Наукоемкость ВВП 0,61 0,63 0,68 0,66 0,97 0,75 0,65 0,7 0,6 0,5  

По данным НАН Беларуси, если в течение 5—7 лет наукоем­кость ВВП в государстве не достигает 1 % в год, то начинается раз­рушение его научно-технического потенциала, что влечет за собой снижение конкурентоспособности экономики. В Европейском сою­зе критической считается наукоемкость ВВП в 2 % . Следовательно, одной из важнейших задач национальной научно-технической по­литики является наращивание уровня наукоемкости ВВП.

Основные источники финансирования внутренних затрат на НИР:

• средства бюджета;

• собственные средства;

• средства внебюджетных фондов;

• собственные средства предприятий и организаций, в том числе: средства организаций государственного сектора;

- средства организаций предпринимательского сектора;

• средства иностранных источников;

• иные внебюджетные источники, не запрещенные законода­тельством Республики Беларусь (средства других организаций).

Поясним, что под внутренними затратами (включая текущие и капитальные) понимаются затраты на выполнение научных ис­следований и разработок, проводимых на территории страны соб­ственными силами организаций.

Научные исследования (научно-исследовательские работы) — это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования. Фундаментальные — теорети­ческие и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов. Прикладные — исследования, направленные на применение ре­зультатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач.

Научные разработки — деятельность, направленная на созда­ние или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности. В частности, разработка новой продукции включает проведение опыт­но-конструкторских работ, а разработка технологий — опытно-технологических работ по созданию материалов, веществ, технологий.

В состав государственного сектора входят:

• организации республиканских органов государственного уп­равления, которые обеспечивают управление государством и удов­летворение потребностей общества в целом (государственное управ­ление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культу­ра, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая республикан­ские и местные органы;

• некоммерческие организации, полностью или в основном фи­нансируемые и контролируемые организациями республиканских органов государственного управления (за исключением организа­ций, относящихся к высшему образованию). Эти организации не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и ад­министративных функций.

Сектор коммерческих организаций (предпринимательский) включает:

• все организации, основная деятельность которых связана с производством продукции или оказанием услуг (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе организации, имущест­во которых находится в государственной собственности;

• частные некоммерческие организации, в основном обслужи­вающие вышеназванные организации.

Сектор высшего образования включает:

• учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, независимо от источников финансирования или правового статуса;

• научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся в подчинении высшего учебного заведения;

• организации, непосредственно осуществляющие обслужива­ние и обеспечение деятельности высших учебных учреждений.

Основными потребителями средств бюджета являются госу­дарственный сектор и сектор высшего образования.

Расходы бюджета на прикладную науку отражаются в различных разделах функциональной класси­фикации по соответствующим подразделам, в частности:

• раздел 01 «Общегосударственная деятельность» имеет под­раздел 01 08 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственной де­ятельности»;

• раздел 03 «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» имеет подраздел 03 11 «Прикладные научные ис­следования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности»;

• раздел 04 «Национальная экономика» содержит подраздел

4 09 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой»;

• раздел 05 «Охрана окружающей среды» имеет подраздел

5 03 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды»;

• раздел 06 «Жилищные и коммунальные услуги» имеет под­раздел 06 04 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг» и т.д.

Расходы на фундаментальную науку отражаются в разделе 1 «Общегосударственная деятельность», подраздел «Фундаментальные научные исследования», вид расходов

1 «Фундаментальные научные исследования». К ним относятся расходы на проведение фундаментальных исследований, выполне­ние государственных комплексных программ и прикладных научных исследований; расходы, связанные с рассмотрением работ, выдвигаемых на соискание Государствен­нойпремии Республики Беларусь в области науки и техники; до­платы академикам и членам-корреспондентам НЛП Беларуси; фи­нансирование других направлений деятельности, предусмотрен­ных уставом НАН Беларуси и решениями Правительства Респуб­лики Беларусь.

Вид расходов 02 «Прочие вопросы в области науки» отражает расходы на подготовку научных кадров высшей квалификации (ас­пирантура, докторантура), на мероприятия по присуждению уче­ных степеней, прочие расходы в области науки. Кроме того, по дан­ному виду расходов учитываются средства на государственные ка­питальные вложения в области науки.

Вместе с тем действующая бюджетная классификация позволя­ет проводить анализ финансирования науки по различным сферам деятельности: общегосударственной, жилищно-коммунальной, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и средств мас­совой информации, образования, социальной политики и т.д.

4. Механизм бюджетного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности

В Республике Беларусь значение бюджетного финансирования для поддержки науки остается чрезвычайно высоким. Уровень участия государства обусловлен значительными масштабами госу­дарственного сектора науки. Как отмечалось ранее, доля расходов бюджета на науку составляет более 50 % общего объема внутрен­них затрат на научные исследования и разработки. Однако, несмот­ря на постоянное увеличение бюджетного финансирования, карди­нального улучшения ситуации в науке не происходит. Очевидно, что простой рост бюджетных ассигнований не решает глубинных проблем в сфере науки. Ключевое значение приобрета­ют эффективность механизмов расходования бюджетных средств и оптимальность выбора направлений (объектов, приоритетов) фи­нансирования.

Понятно, что изменение механизмов бюджетного финансирова­ния в отрыве от других инициатив по реформированию науки не ре­шит всех проблем. Вместе с тем поиск эффективных форм базового финансирования организаций, проектного и конкурсного-грантово­го инвестирования проектов — задача актуальная.

Государственная поддержка науки за счет средств бюджета в нашей стране осуществляется в форме прямого финансирова­ния из республиканского и местных бюджетов с использованием средств создаваемых решением Правительства Республики Бела­русь инновационных и других целевых научных фондов, а такжекосвенно — посредством предоставления льгот и преференций по платежам в бюджет и по таможенным платежам.

Современный механизм бюджетного финансирования научных исследований и разработок включает следующие инструменты:

• базовое бюджетное финансирование;

• финансирование в рамках государственных целевых про­грамм;

• бюджетное финансирование через государственные научные фонды.

Соответственно, различают формы бюджетного финансирова­ния научной, научно-технической и инновационной деятельности: бюджетные ассигнования (финансирование по смете), программное финансирование и финансирование в форме грантов.

При базовом финансировании средства выделяются на науч­ную организацию в целом в соответствии с утвержденной сметой расходов. На базовое финансирование научных организаций при­ходятся основные расходы из средств государственного бюджета, осуществляемые через систему министерств и ведомств, в подчине­нии которых находятся научные организации и вузы.

Программное финансирование может быть конкурсным или адресным. Во втором случае средства выделяются заранее извест­ным исполнителям на реализацию проектов по определенной тема­тике.

Грантовое финансирование является конкурсным, его цель — поддержать лучшие работы и самые сильные научные группы, ис­пользуя систему государственных фондов.

Государственные организации могут использовать средства республикан­ского бюджета, предусмотренные на научную, научно-техничес­кую и инновационную деятельность в соответствии с функциональ­ной классификацией расходов по разделам, подразделам и видам расходов на следующие цели:

• организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе выполняемых в рамках государственных программ научных исследований;

• обеспечение уставной деятельности Национальной академии наук Беларуси;

• проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках научно-технических программ, разделов научного обеспечения госу­дарственных, региональных, отраслевых программ;

• подготовку и аттестацию научных работников высшей квали­фикации;

• развитие материально-технической базы государственных научных организаций (включая капитальные расходы);

• организацию деятельности и развитие материально-техни­ческой базы субъектов инновационной инфраструктуры (включая капитальные расходы) в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь;

• выполнение инновационных проектов;

• осуществление международного научно-технического сотруд­ничества в соответствии с обязательствами, принятыми Республи­кой Беларусь, а также проведение мероприятий по обеспечению международного научно-технического сотрудничества;

• выполнение планов научных исследований и разработок об­щегосударственного и отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления, Национальной академии на­ук Беларуси;

• развитие системы научно-технической информации, содер­жание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-ме­тодической литературы (в том числе периодических изданий), про­ведение научных и научно-практических мероприятий (конферен­ций, семинаров, симпозиумов, выставок и т.п.), обеспечение функ­ционирования научно-информационных компьютерных сетей, про­паганду научных и научно-технических знаний;

• организацию и проведение государственной научной экспер­тизы и государственной научно-технической экспертизы;

• другие цели, связанные с научной, научно-технической и ин­новационной деятельностью, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иной порядок использования может быть предусмотрен Прези­дентом Республики Беларусь и (или) законом Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Финансирование за счет средств республиканского бюджета предусматривается в размере до 50 % сметной стоимости науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, осуществляемых в рамках государственных, от­раслевых и региональных научно-технических программ. Исклю­чение составляют НИР, выполняемые по социально значимым или направленным на обеспечение национальной безопасности про­граммам. В этом случае финансирование может доходить до 100 % их сметной стоимости.

3. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках целевых программ

Ассигнования из республиканского бюджета на финансирование фундаментальных научных исследований выделяются Министер­ством финансов Республики Беларусь по программам в соответствии с Приоритетными направлениями научно-технической деятельнос­ти в Республике Беларусь на 2011—2015 годы, утвержденными Ука­зом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378.

Структура приоритетных направлений:

• энергетика и энергосбережение;

• агропромышленные технологии и производства;

• промышленные и строительные технологии производства;

• медицина, медицинская техника и технологии, фармация;

• химические, нано- и биотехнологии;

• информационно-коммуникационные и авиакосмические тех­нологии;

• новые материалы;

• рациональное природопользование, ресурсосбережение и за­щита от чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособность и национальная безопасность.

Органами государственного управления в сфере науки являют­ся Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Высшая аттес­тационная комиссия Республики Беларусь.

Государственный комитет по науке и технологиям Республи­ки Беларусь (далее — ГКНТ) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную поли­тику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности. В частности, в соответствии с возложенными на него задачами ГНКТ разрабатывает и вносит в установленном по­рядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения о ме­рах государственной поддержки приоритетных направлений науч­но-технической и инновационной деятельности.

Последовательность действий при определении приоритетных направлений носит «замкнутый» характер:

• выявляются потребности предприятий и организаций;

• составляются соответствующие проекты, с которыми знако­мятся управленческие структуры вплоть до Президента страны;

• проекты подвергаются профессиональной оценке ученых;

• проекты получают статус приоритетных направлений и уже в форме программ и заданий «возвращаются» к конкретным разра­ботчикам и пользователям.

Для финансирования государственных научно-техни­ческих программ в Республике Беларусь используются средства не только республиканского бюджета, но и других источников. Так, государственные заказчики программ принимают обязательства по их частичному финансированию из внебюджетных источников; за­интересованная сторона обязана участвовать в софинансировании.

Существует и другой путь — практика финансирования в полном объеме за счет средств респуб­ликанского бюджета, распространяемая на задания программ, име­ющих высокую социальную значимость. Она же применяется, ког­да у государственного заказчика отсутствует (по объективным при­чинам) возможность сформировать собственные инновационные фонды специального назначения. Решение по данному вопросу принимает ГКНТ.

Финансирование отраслевых и региональных научно-технических программ осуществляется за счет средств:

• соответствующих инновационных фондов министерств и дру­гих республиканских органов государственного управления;

• местных бюджетов;

заинтересованных предприятий и организаций.

Отдельные задания этих программ допускается финансировать из средств республиканского бюджета.

4 Специальные государственные фонды поддержки науки

Наряду с бюджетом важным источником финансирования раз­вития научно-технического прогресса являются фонды специаль­ного назначения, базирующиеся на принципиально иной парадиг­ме, с новыми идеологией, технологией и механизмами финансиро­вания и контроля.

В основе идеологии научного фонда лежит свобода выбора: лю­бой исследователь (или любая научная группа) может самостоя­тельно подать заявку и претендовать на получение государствен­ных ресурсов, необходимых для выполнения своего исследова­тельского проекта.

Механизмы финансирования, отчетности и контроля за расходованием средств, действующие в фондах, отличает прозрач­ность. Работа финансируется через предоставление заявителю, вы­игравшему конкурс, целевого гранта. Особенно часто грант используется для поддержки исследова­ний и разработок, результаты которых неопределенны либо не обе­щают непосредственной пользы или выгоды в ближайшем буду­щем. Основные характеристики гранта: его целевой характер, об­щественная полезность, безвозмездность выделяемых по гранту средств. Следует признать, что мы сознательно допустили некото­рую идеализацию гранта. В научной среде (как в любой социальной системе) возможны отклонения от норм, такие как сговор с экспер­тами, вмешательство аппарата фонда в процедуру экспертизы, воз­никновение экспертных (научных) кланов и т.п. Но в целом госу­дарственные научные фонды работают на принципах, свойствен­ных открытой рыночной экономике с конкурентной средой.

В Республике Беларусь сложилась система целевых фондов (Бе­лорусский республиканский фонд фундаментальных исследова­ний, Белорусский инновационный фонд и др.), создаваемых за счет средств государственного бюджета, добровольных отчислений за­интересованных министерств, ведомств, предприятий и организа­ций, средств граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов.

Министерствами и ведомствами Республики Беларусь могут создаваться отраслевые и межотраслевые целевые фонды за счет добровольных отчислений предприятий и других добровольных взносов. Основной задачей инновационных фондов министерств яв­ляется содействие инновационным процессам в производственных отраслях.

Наши рекомендации