Тема 7. Государственные внебюджетные фонды, их роль и основы организации
1. Понятие внебюджетных фондов и основы их организации
2. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
1. Понятие внебюджетных фондов и основы их организации
Государственные внебюджетные фонды являются одним из звеньев общегосударственных финансов. Они создаются для реализации особых функций органов власти. Особенностью таких фондов является закрепление за ними конкретных источников и целевое использование средств фондов.
Государственные внебюджетные фонды можно классифицировать по срокам действия, целям создания, принадлежности к уровню власти.
По срокам действия:
• постоянно действующие;
• временные, прекращающие свое существование после решения поставленных задач.
По целям создания:
• фонды социальной направленности;
• экономического развития;
• инвестиционные;
• страховые и др.
По принадлежности к уровню власти:
• государственные внебюджетные фонды, формируемые на уровне центрального правительства;
• внебюджетные фонды, формируемые на уровне федеральных органов власти.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности. Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда выступают:
• государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь;
• Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Распорядители средств выполняют функции по сбору и использованию доходов государственного внебюджетного фонда, а также по обеспечению контроля за поступлением доходов фонда и управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда.
Правовой основой организации составления, рассмотрения и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год являются законодательные акты об этих фондах и Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов отражаются в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.
Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Размеры доходов, расходов, дефицита (профицита) бюджетов государственных внебюджетных фондов и источников его финансирования определяются ежегодно законодательными актами.
Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год рассматриваются Правительством Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения (утверждения, если это предусмотрено актом о соответствующем фонде).
Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Палата представителей принимает проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Далее они рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет. Органы государственного казначейства обеспечивают кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии со сметами доходов и расходов фондов.
Министерство финансов Республики Беларусь устанавливает порядок осуществления бюджетных процедур по исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов:
• порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• порядок финансирования расходов, предусмотренных в бюджетах государственных внебюджетных фондов;
• порядок оплаты обязательств, принятых получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• порядок передачи средств бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме межбюджетных трансфертов другим бюджетам;
• порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Незаконное или нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, а также использование средств с нарушением бюджетного законодательства влекут применение ответственности, предусмотренной Бюджетным кодексом.
Распорядители средств государственных внебюджетных фондов составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов в форме проектов законодательных актов, которые вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения (утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах).
Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
Ежегодные отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными актами.
7.2. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
ФСЗН является самостоятельной финансово-кредитной организацией. Он подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством страны.
Имущество ФСЗН является республиканской собственностью, закрепленной за ним на праве оперативного управления.
Фонд планирует бюджет на очередной год, рассматривает его на своем правлении и направляет в Министерство финансов для утверждения и закрепления в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Бюджет разрабатывается на год с разбивкой по кварталам, в целом по Фонду и в разрезе областных и Минского городского управлений. В основу бюджета закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным министерств экономики, финансов и труда, а также Национального банка. При его подготовке учитываются статистические и отчетные данные, аналитические показатели.
Отчетность по исполнению бюджета ФСЗН формируется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года.
Основные задачи ФСЗН:
• реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования;
• разработка (в пределах его компетенции) предложений о совершенствовании законодательства по государственному социальному страхованию;
• осуществление профессионального пенсионного страхования;
• международное сотрудничество в соответствующих областях деятельности.
Согласно Положению о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40, ФЗСН выполняет следующие функции:
• организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;
• осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;
• финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий и пособий (в установленных законодательством случаях), на мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
• организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;
• финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
• размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;
• осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;
• разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
• сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;
• осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
ФСЗН является важным звеном финансовой системы государства. При этом он обладает рядом особенностей:
• будучи запланирован органами власти и управления, данный фонд имеет строгую целевую направленность;
• его денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
• он формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
• расходование средств осуществляется по распоряжению Правительства Республики Беларусь или специального уполномоченного органа.
Структура ФСЗН:
• центральный аппарат (Правление ФСЗН);
• управления (6 областных и Минское городское);
• отделы (150 городских, районных и районных в городах).
Правлению ФСЗН подчиняются областные и Минское городское управления Фонда. Руководство обеспечивает организационную работу по сбору взносов, направляемых затем на социальное страхование, финансирование деятельности органов социального обеспечения; реализацию региональных программ социального обеспечения; контроль за расходованием средств. Количественный и персональный состав Правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Источники образования средств ФСЗН:
• обязательные страховые взносы;
• взносы на профессиональное пенсионное страхование;
• ассигнования из республиканского бюджета;
• доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
• доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
поступления по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий. Выплаченных в связи с увечьем или иным подтверждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
· суммы недоимок, пеней и административных штрафов;
· другие поступления.
В процентном выражении средства переходящих остатков составили 22,4 %; обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно, — 75 %; доходы от капитализации средств ФСЗН — 1,2 %.
В настоящее время установлены следующие размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, получения инвалидности либо потери кормильца (пенсионное страхование):
· для работодателей — 28 %;
· работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более половины общего объема произведенной продукции, — 24 %;
· потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации — потребительских обществ, их союзов); товариществ собственников и садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (законных представителей последних) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров—5%
· физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Бел госстраха — 29 %;
· работающих граждан — 1 %.
Согласно Положению о Фонде социальной защиты населения, размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.
Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение. Направления их использования следующие:
· выплата трудовых пенсий, в том числе государственным служащим — в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
· выплата за особые заслуги перед республикой ш в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет;
· выплата ежемесячного денежного содержания — в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
· выплата профессиональных пенсий;
· выплата пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности; беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; на погребение);
· оплата ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
· выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
· финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
· финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
· финансирование деятельности ФСЗН, в том числе его материально-технического обеспечения;
· финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Средства Фонда могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
Тема 8. Содержание доходов бюджета, формы их мобилизации, методы планирования и порядок уплаты
1.Сущность государственных доходов и особенности формирования доходной базы бюджета в современных условиях.
2. Методы планирования доходов бюджета.
3. Порядок уплаты и зачисления доходов в бюджет.
1. Сущность государственных доходов и особенности формирования доходной базы бюджета в современных условиях.
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие у субъектов хозяйствования и населения с государством в процессе формирования бюджетного фонда. Формой их реализации являются налоговые и неналоговые виды платежей. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность.
Основное назначение государственных доходов — формирование устойчивой финансовой базы бюджетов, позволяющей органам государственной власти всех уровней выполнять свои функции.
В соответствии с Кодексом, доходы формируются из налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Основу доходов бюджета составляют налоговые доходы.
Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения.
Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.
Значимым фактором снижения удельного веса доходов бюджета в ВВП стало осуществление мер по совершенствованию налоговой системы государства, направленных на сокращение количества обязательных платежей, уменьшение ставок налогов, расширение инновационных льгот и др.
В 2010—2015 гг. бюджетно-налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней.
Одной из важнейших задач совершенствования налоговой системы представлялось создание прочной доходной базы бюджета. В 2012 г. налоговые доходы составили 90 % доходов консолидированного бюджета (с учетом целевых бюджетных фондов), в 2013 г. — почти 89 %, в 2014 г. — 89,7 % .
Традиционно преобладающую часть контролируемых налоговыми органами платежей формируют плательщики г. Минска. В 2013 г. их вклад в бюджет составил более 44 %, плательщиков Минской области — 15, Гомельской — 11,8, Витебской — 11,1.
Всего в формировании бюджета 2009 г. приняли участие 3,3 млн плательщиков, в том числе около 145 тыс. составили организации, около 220 тыс. — индивидуальные предприниматели и свыше 3 млн — физические лица.
В структуре доходов консолидированного бюджета в 2012— 2014 гг. стабильная положительная динамика имела место по налогам на товары и услуги, удельный вес которых в указанном периоде составил до 47,7 %.
Основные доходные источники бюджета остались теми же — это налог на добавленную стоимость (НДС), до ходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. В 2014 г. доля косвенных налогов (НДС и акцизов) в доходах консолидированного бюджета составила более 47 %.
Неналоговые доходы в 2012 г. составляли 12,4%, в 2013 – 11,85, в 2014 г. 10,18%. Безвозмездные поступления соответственно 0,22, 0,17 и 0,15 %.
В составе доходов бюджета отражаются доходы государственных целевых бюджетных фондов. Их доля в доходах консолидированного бюджета существенно сократилась.
Образование целевых бюджетных фондов связано с необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей, развития инфраструктуры и решением других важнейших задач, которые могут быть профинансированы за счет целевых поступлений в специальные фонды. Отличие этой составляющей доходов заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.
Вместе о закрепление доходов за конкретными расходами нарушает основной принцип формирования доходной части бюджета, затрудняет маневрирование бюджетными ресурсами, специфика которых как раз и состоит в том, что, поступая в бюджет, они обезличиваются и тем самым обеспечивают непрерывное финансирование расходов. И наоборот, закрепление доходов за конкретными расходами увеличивает вероятность возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, создает отдельным субъектам хозяйствования преимущественный доступ к бюджетным ресурсам, искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов (расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из целевых фондов). Это также доказывает правомерность постепенного сокращения (вплоть до полной ликвидации) целевых фондов.
2. Методы планирования доходов бюджета.
Работа по их формированию доходов осуществляется по следующим направлениям:
· планирование контингентов всех видов доходов; распределение доходов по уровням бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом;
· рассредоточение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
· определение размеров финансовой помощи (дотаций, субвенций), предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим.
На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части республиканского и местных бюджетов за текущий год, проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.
Поскольку доходная часть бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений, на этом этапе важно дать оценку эффективности налоговой системы в целом, чтобы обоснованно планировать направления и мероприятия по ее реформированию.
Важно оценить влияние предлагаемых мер на макроэкономические показатели и увеличение доходов бюджета. Решить эту задачу можно на основе многовариантных аналитических расчетов, обосновывающих необходимость и преимущества нововведений. В результате формируется база для составления альтернативных бюджетов.
Разработка многовариантных бюджетов в республике пока не осуществляется. Сопоставление альтернативных вариантов позволило бы достигнуть рациональной структуры доходов, решить задачу их максимизации в условиях действующего налогового законодательства и предполагаемых его изменений. Это потребует развития автоматизированной системы бюджетных расчетов, применения ЭММ.
Таким образом, анализ текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и структуры его доходов, выявляются тенденции развития и эффективность налоговой системы, представляет собой необходимый этап планирования бюджета. Решения в области доходов бюджета должны основываться на многовариантных расчетах, способствующих максимизации доходов и прогнозированию результатов изменения налогового законодательства.
На втором этапе планируется поступление доходов в бюджет Республики Беларусь в разрезе позиций классификации и с учетом прогнозных макроэкономических показателей.
Используются три основных метода прогнозирования:
1) детализированное моделирование;
2) определение эластичности налогов;
3) применение фактической налоговой ставки.
Наиболее точным представляется метод детализированного моделирования, поскольку он позволяет объективно оценить базу соответствующего налога и представить модель налогового законодательства. Однако практическая реализация данного метода требует многовариантных расчетов на основе экономико-математических методов и программирования для выбора оптимального варианта, к чему отечественная практика пока не готова.
Определение эластичности налогов, т.е. способности налоговых поступлений реагировать на рост валового внутреннего продукта (определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП) – метод, действенный в условиях стабильности экономики и налогового законодательства, устойчивости системы налогообложения. В нашей стране применение данного метода неоправданно.
В Республике Беларусь при планировании доходов бюджета, как правило, используется метод, основанный на применении фактической (средней) ставки налога к налогооблагаемой базе. Процесс сводится к определению налогооблагаемой базы и расчету среднего процента изъятия исходя из прогнозов социально-экономического развития страны на соответствующий год, изменения налогового и таможенного законодательства, а также с учетом ожидаемого поступления соответствующих доходов в текущем году.
При расчете показателей консолидированного бюджета Республики Беларусь за основу принимаются макроэкономические параметры прогноза ее социально-экономического развития. В течение года отдельные макроэкономические показатели могут уточняться применительно к состоянию экономики страны, поскольку повышение уровня обоснованности показателей по доходам является важнейшим условием формирования реального бюджета.
8.3. Порядок уплаты и зачисления доходов в бюджет.
Момент уплаты налоговых доходов в бюджет определяется налоговым законодательством. Для других доходов днем уплаты их в доход соответствующего бюджета признается:
· день сдачи плательщиком платежного поручения банку на перечисление причитающихся сумм доходов – при наличии на счете плательщика средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;
· день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся сумм доходов, ранее не исполненного по причине отсутствия на счете плательщика средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;
· день внесения плательщиком наличных денежных средств в банк (сельский, поселковый исполнительный и распорядительный орган) для перечисления причитающихся сумм доходов.
Доходы считаются зачисленными в доход бюджета с момента их поступления на счет соответствующего бюджета.
Государственная пошлина зачисляется в республиканский и (или) соответствующие местные бюджеты в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Республики Беларусь.
Все виды штрафов за нарушение порядка использования средств бюджета, а также государственных внебюджетных средств зачисляются в доход того бюджета, за счет средств которого произведено финансирование.
Штрафы за нарушение порядка налогообложения и таможенного регулирования, налагаемые таможенными органами, подлежат зачислению в республиканский бюджет.
В бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь зачисляются следующие штрафы: за нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов; за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование; за предоставление кредита для выплаты заработной платы; за выдачу или перечисление денежных средств для оплаты труда с нарушением требований законодательства; за непредставление документов, отчетов и иных материалов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Средства (в том числе в иностранной валюте), получаемые государственными органами, финансируемыми за счет средств республиканского и местных бюджетов, зачисляются в республиканский бюджет и соответствующие местные бюджеты, если иное не установлено законодательными актами и решениями местных Советов депутатов.