Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
Банковский надзор начинается с лицензирования. Лицензирование банковской деятельности представляет собой процесс регулирования доступа к рынку банковских услуг. Цель лицензирования - ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые соответствуют определенным требованиям. При создании кредитного учреждения обычно предъявляются требования по трем основным направлениям.
Ø Минимальное требование к капиталу. Капитал играет важную роль буфера или защитного слоя для вкладчиков, потому что в конечном счете банк может расплачиваться по своим обязательствам только тем, что ему принадлежит.
Ø Требования к качеству руководящего состава. Руководители и члены совета директоров или учредители банка должны подвергаться проверке в правовом или финансовом отношении.
Ø Ограничение прав собственности. В некоторых странах в индивидуальной собственности может находиться не более 5% оплаченного акционерного капитала банка.
Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» установлено, что Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и осуществляет лицензирование банковских операций.
Порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И и основан на положениях Федерального закона «О банках и банковской деятельности». До середины 2002 г. государственную регистрацию кредитных организаций осуществлял Банк России. С середины 2002 г. регистрацию всех юридических лиц осуществляют налоговые органы (в настоящее время это Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения). Однако для кредитных организаций предусмотрен особый порядок регистрации. Вначале учредители кредитной организации подают документы в Банк России. После анализа документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации, а затем сама регистрация производится налоговыми органами.
Банк России ведет Книгу государственной регистрации КО, но официальный реестр юридических лиц, являющихся КО, ведется налоговыми органами.
Под государственной регистрацией кредитной организации понимается наделение статусом юридического лица специализированной организации, предметом деятельности которой является осуществление банковских операций.
Современные требования к минимальному размеру уставного капитала кредитных организацийв:
§ для вновь регистрируемого банка – не менее 300 млн рублей;
Генеральная лицензияможет быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн рублей, с даты государственной регистрации которой прошло не менее двух лет.
С 1 января 2010 г. действующий банк обязан иметь собственные средства (капитал) не менее 90 млн руб., с 1 января 2012 г. – не менее 180 млн руб.,а с 1.01.2015 –не менее 300 млн рублей.
После получения КО уведомления о государственной регистрации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала в течение одного месяца. Подтверждение своевременной и правомерной
- Характеристика методов банковского надзора
Банковский надзор предусматривает мониторинг за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства и нормативных документов (чтобы они не выходили за установленные рамки)
главные цели банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Задача банковского надзора – предотвращение системных рисков.
Органы банковского надзора используют два основных метода, а именно:
Ø документарный (дистанционный, текущий, бесконтактный) надзор. Это надзор на основании анализа форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями в орган банковского надзора;
Ø инспектирование – инспекционные проверки деятельности кредитных организаций с выездом на места.
- Механизм инспектирования кредитных организаций
Инспектирование- это проверка деятельности кредитной организации с выездом на место на основании изучения и анализа первичной документации, сопоставления ее с данными отчетности, представляемой кредитной организацией в Банк России в рамках надзора.
Основной целью проведения Банком России инспектирования кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности
Инспектирование включает следующие основные этапы:
Планирование.
Предпроверочный анализ.
Процесс проверки.
Подготовка заключений и предложений по материалам проверки.
Постпроверочный анализ.
Планирование. Главная инспекция составляет проект Сводного плана комплексных и тематических проверок кредитных организаций на календарный год. При необходимости вносятся изменения в Сводный план (процедура внесения изменений достаточно сложна) или проводятся внеплановые проверки КО.
В планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность.
Предпроверочному анализу в Банке России уделяется особое внимание, потому что недостаточный уровень подготовки приводит не только к затягиванию сроков проведения проверок и снижению их качества, но и к нерациональному использованию инспекционных ресурсов.
Предпроверочная подготовка включает в себя несколько важных аспектов. Прежде всего, это информационно-аналитическое обеспечение инспекционной деятельности.
Процесс инспектирования имеет ряд особенностей, связанных, в первую очередь, с характером инспекционной деятельности (необходимость соблюдения конфиденциальности инспекторами, зачастую негативное отношение к ним со стороны руководства кредитной организации и т.п.).
Проверки могут быть двух видов:
ü комплексные;
ü тематические.
Комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период.
Тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и сделок, которые осуществляются кредитной организацией или филиалом за определенный период.
В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации:
ü региональные;
ü межрегиональные.
Региональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же ТУ Банка России.
Межрегиональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные ТУ Банка России.
Полномочия на проведение проверок кредитных организаций оформляются:
- поручением;
- распоряжением;
- заданием.
Четвертый этап инспекционной деятельности. Результаты проверки кредитной организации (филиала) отражаются в акте проверки. Акт проверки относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа.
Требования к акту проверки содержатся в Инструкции Банка России № 105-И. Акт проверки должен состоять из трех частей:
1) вводной;
2) аналитической;
3) заключительной.
В аналитической части акта проверки должны отражаться выводырабочей группы по результатам проверки кредитной организации (филиала).
Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию об основных результатах проверки кредитной организации.
По результатам рассмотрения материалов проверки кредитной организации (филиалу) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации или предписания по устранению выявленных недостатков.
В рамках пятого этапа инспекционной деятельностимежрегиональными инспекциями Главной инспекции кредитных организаций проведен анализ материалов 532 проверок. По результатам их рассмотрения в подразделения Банка России, проводившие проверки, направлено 142 заключения генеральных инспекторов о результатах проверок.
- Цели, задачи и инструменты валютной политики Банка России в современных условиях
Валютная политика - это политика государства, воздействующая на сферу валютных отношений путем проведения экономических, правовых и организационных мероприятий в целях решения стратегических и текущих задач страны как субъекта мирового хозяйства.
Стратегическими целями валютной политики являются главные макроэкономические цели страны: снижение инфляции, обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста, повышение уровня занятости населения.
Текущие цели:
1) стабильность национальной валюты:
- внутри страны: покупательная способность валюты (защита от инфляции);
- внешний аспект: устойчивость курса по отношению к иностранным валютам;
2) создание экономических предпосылок для интеграции страны в мировую систему хозяйства;
3) поддержание экономического суверенитета страны и защита национальной товарной массы, услуг и капитальных активов от неэквивалентного обмена.
Инструменты валютной политики:
Ø изменение официальных процентных ставок центрального банка;
Ø валютные интервенции;
Ø диверсификация валютных резервов;
Ø установление режима валютного курса;
Ø девальвация и ревальвация валют;
Ø валютные ограничения.
Изменение ставки рефинансирования центрального банкавоздействует как на международное движение капиталов, так и на внутренний финансовый рынок.
При ее повышении стимулируется приток в страну иностранных капиталов и репатриация национальных капиталов, возрастает спрос на национальную валюту, что ведет к повышению ее курса. Соответственно, понижение официальных ставок приводит к ослаблению национальной валюты.
Валютные интервенции – это метод воздействия центрального банка на валютные курсы с целью их повышения или понижения путем массированной купли-продажи иностранных валют.
В ходе валютной интервенции центральный банк покупает иностранную валюту, когда ее предложение избыточно, вследствие чего валютный курс находится на низком уровне, и продает ее, когда предложение иностранной валюты недостаточно и валютный курс высокий.
Диверсификация валютных резервов (формирование «валютной корзины») – действия государства, банков, других участников валютного рынка, направленные на регулирование структуры своих валютных активов путем включения в их состав разных валют.
Необходимость диверсификации валютных резервов вызывается потребностью снижения валютного риска, обеспечения высокой надежности размещения средств.
Установление режима валютного курса является прерогативой центрального банка. Основными режимами валютного курса являются:
Ø фиксированный валютный курс: определяется путем фиксации центральным банком курса национальной денежной единицы к какой-либо иностранной валюте или к валютной корзине;
Ø свободно плавающий валютный курс: соотношение между национальной валютой и валютами других стран, который определяется в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке.
В современных условиях в «чистом виде» указанные режимы валютных курсов применяются редко. В большей степени используются промежуточные режимы:
· регулируемое (управляемое) плавание. В отличие от свободного плавания, оно характеризуется постоянным участием центрального банка в процессе формирования рыночного курса и корректировкой последнего в зависимости от текущих задач денежно-кредитной и валютной политики. В 2000-е годы применядся Банком России;
· «валютные коридоры», ограничивающие колебания курса валюты установленными пределами. В случае выхода курса из заданных рамок центральный банк проводит валютные интервенции и возвращает курс национальной валюты в «коридор»;
· «ползучий» валютный курс, предполагающий мелкие и частые корректировки стоимости национальной валюты (применялся в странах Латинской Америки);
· система множественности валютных курсов, предполагающая установление разных курсовых соотношений по различным валютным операциям.
Девальвация и ревальвация валют
Главной причиной этого является неодинаковая степень инфляционного обесценения национальных денежных единиц в различных странах. В первом случае для приведения официального курса валюты в соответствие с реальным необходимо его понизить, т.е. девальвировать. Девальвация способствует повышению конкурентоспособности экспорта и улучшению состояния платежного баланса.
Официальное повышение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам называется ревальвацией. Ревальвация невыгодна для экспортеров, так как в результате повышаются цены на вывозимые товары, выраженные в валютах других стран. Напротив, она дает прямые выгоды кредиторам и импортерам.
Валютные ограничения – совокупность мероприятий и правил, установленных в законодательном или административном порядке, по ограничению прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций.
Основными целями валютных ограничений являются выравнивание платежного баланса, поддержание курса национальной валюты, накопление золотовалютных резервов государства.
- Курсовая политика Банка России в современных условиях
Валютный курс (rate of exchange) – это стоимость валюты одной страны, выраженная в определенном количестве денежных единиц другой страны, либо в наборе денежных единиц группы стран («валютная корзина»), либо в международных коллективных счетных денежных единицах (СДР).
Наибольшее влияние на валютный курс в современных условиях оказывают следующие факторы:
1.Темп инфляции.
2. Состояние платежного баланса.
3. Разница в процентных ставках в разных странах.
4. Спекулятивные валютные операции на валютных рынках.
5. Степень использования определенной валюты в международных расчетах.
6. Уровень доверия к валюте
8. Валютная политика государства.
Современные направления политики валютного курса Банка России:
· использование бивалютной тактики. В 2005 г. Банк России изменил принципы формирования своей курсовой политики и перешел к регулированию курса рубля по отношению не к отдельно взятой валюте – доллару, а к бивалютной корзине, состоящей из доллара США и евро. Сначала рублевая стоимость корзины рассчитывалась исходя из структуры 0,1 евро и 0,9 долл. США. Постепенно Банк России пересматривал структуру бивалютной корзины в сторону повышения доли евро, и в настоящее время весовой коэффициент евро составляет 45%, а доллара – 55%.
· Переход от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.
· Введение полной конвертируемости рубля. Под полной конвертируемостью понимается отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную.
В соответствии с курсом на либерализацию валютного законодательства в России с 1 января 2007 г. сняты ограничения на движение капитала, что открыло возможности перейти на рыночные методы регулирования валютного курса. Речь идет о введении полной конвертируемости рубля. Вместе с тем, официально провозглашенная конвертируемость валюты еще не означает, что она стала фактической, реальной.
Для перехода к фактической конвертируемости необходимы ряд дополнительных условий: востребованность российской национальной валюты, масштабы ее применения в международных экономических отношениях в качестве средства международных расчетов, наконец, использование рубля в качестве резервной валюты другими государствами.
Государство должно предпринимать мер по стимулированию функции рубля как международного средства платежа: субсидировать экспортные кредиты в рублях (через банки с государственным участием); расширять экспорт капитала; стимулировать обращение безналичных рублей на международном рынке.
- Задачи Банка России по управлению резервными валютными активами
Эффективное управление золотовалютными резервами является одной из функций Банка России, предусмотренной п. 7 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Целью управления резервными активами является обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.
Для достижения указанной цели Центральный банк решает ряд задач: