Порядок регистрации банковской деятельности.

Организация нового банка регулируется общим и специальным банковским законодательством, которое предусматривает получение специальной лицензии на открытие банка.[ 6]

Цель лицензирования – ограничить осуществление банковских операций только тем юридическим лицам, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного банка.

Порядок и условие лицензирования изложены в Положении «О порядке лицензирования банков в Украине», утвержденное Постановлением Правления НБУ № 77 от 27.03.1996 года.[6]

Регистрация коммерческого банка производится на основании таких документов:

а) заявления о регистрации с подписью уполномоченного лица, которого назначено ответственным за регистрацию банка, учредительным собранием (собраниями участников);

б) учредительного договора, подписанного учредителями банка и заверенного оттиском печати. Подписи физических лиц заверяются нотариально.

В учредительном договоре оговариваются:

- вид товарищества (организации);

- цель деятельности;

- состав учредителей, их наименование и местонахождение (телефон, платежные реквизиты, паспортные данные для физических лиц);

- лицо, уполномоченное составлять соглашения и осуществлять действий от имени учредителей;

- размер, порядок и термины образования уставного фонда банка;

- ответственность сторон за исполнение принятых обязательств;

- порядок решения противоречий, которые могут возникнуть между сторонами;

- порядок распределения доходов и покрытие убытков банка;

- порядок внесения изменений в учредительные документы банка;

- порядок ликвидации и реорганизации банка;

в) устава банка, утвержденный учредительным собранием и

подписанный уполномоченным лицом..Устав банка должен соответствовать требованиям Законов Украины «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственных организациях» и другим действующим законодательным актам;

В уставе в обязательном порядке отражается:[6]

- полное и сокращенное название банка;

- местонахождение банка;

- перечень законов, на основании которых создается и действует банк;

- положение о том, что банк будет являться юридическим лицом и приобретает устав с момента регистрации в НБУ;

- положение о том, что банк выполняет требование нормативных актов НБУ, пользуется едиными правилами бухгалтерского учета в банках на базе комплексной автоматизации и компьютеризации, предоставляет в НБУ отчетность и информацию в установленных им объемах и формах;

- перечень операций, которые совершаются банком на основании лицензии НБУ;

- размер, порядок и сроки формирования уставного фонда банка.

Устав банка, созданного в виде акционерного общества, должен содержать сведения о видах акций, которые выпускаются, номинальную стоимость акций, соотношение акций разных видов, количество акций, которые выпускаются учредителями, следствия невыполнения обязательств в отношении выкупа акций;[6]

- порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда;

- размер и порядок образования резервного и страхового фонда;

- перечень других фондов, которые образовываются банком;

- порядок распределения доходов и покрытия убытков;

- положение о внутреннем аудите банка;

- положение о проверках банка аудиторской организацией;

- положение об органах управления банком, их структуру, порядок образования, компетенцию и порядок принятия ими решений (общие собрания учредителей, акционеров банка, Совет банка, Правление банка);

- положение об органах контроля за деятельностью банка, порядок их деятельности (ревизионная комиссия, контрольные функции НБУ);

- порядок реорганизации или ликвидации банка;

- порядок внесения изменений и дополнений;

- другие положения, которые не противоречат действующему законодательству Украины.

г) протокол учредительного собрания, подписанный

председателем и секретарем собрания, который должен содержать:

- решение о создании банка, принятии устава, выбор Совета и ревизионной комиссии, назначение председателя, главного бухгалтера банка и лица, ответственного за регистрацию банка в НБУ, другие положения в соответствии с законодательством Украины.

Учредительные документы (учредительный договор, устав и

протокол учредительного собрания) банка согласовываются с органами Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) экономическое обоснование и цель создания банка, включая

расчетный баланс и расчет плана доходов, затрат и прибыли на конец первого года его деятельности;

е) заключение аудиторской организации (аудитора), который имеет лицензию аудиторской палаты Украины, о финансовом состоянии и платежеспособности учредителей, участников (акционеров) банка, наличие у них свободных собственных средств в размере, который обеспечивает выполнение их обязательств в отношении формирования уставного фонда банка и достоверность балансовых данных бухгалтерской и финансовой отчетности, предоставленной на дату перед осуществлением взноса в уставный фонд теми участниками (акционерами) банка, которые имеют долю в общем уставном фонде не менее 5%.

Достоверность заключений о финансовом состоянии учредителей и акционеров банка, которые имеют пять и более процентов в уставном фонде банка, может также проверяться подразделениями НБУ;

е) бухгалтерскую и финансовую отчетность участников (акционеров) банка на первое число месяца, в котором осуществляется взнос в уставный фонд банка, независимо от размера их участия в уставном фонде банка;

ж) наличие профессионально пригодных первых руководящих лиц банка (председателя правления и главного бухгалтера), кандидатуры которых согласованы с НБУ и которые должны отвечать таким требованиям:

- наличие высшего экономического образования;

- стаж работы в банковской системе по соответствующей специальности на руководящих должностях не меньше 3х лет;

- отсутствие на предыдущей работе нарушений действующего законодательства и нормативных актов НБУ.

Не могут быть назначены на руководящие должности

коммерческих банков:

- лица, которые не выполнили обязательства по оплате долга в отношении к какому-нибудь банку или другому физическому или юридическому лицу;

- лица, незаконные действия которых привели к банкротству банка или другого юридического лица;

з) копию платежного документа о внесении платы за регистрацию

банка на счет НБУ.

и) копию отчета о проведении открытой подписки на акции,

принятие Министерством финансов Украины, с приложением перечня акционеров банка, в котором указывается наименование акционеров, его местонахождение, платежные реквизиты, паспортные данные (для физических лиц) и количество акций, на которые он подписался, их общая стоимость и доля в уставном фонде банка;

й) соглашение о предоставлении помещения для размещения банка за подписью уполномоченного лица;

к) учредительное документы акционеров (участников) банка (нотариально заверенные копии, или в оригинале);

л) копию решения органов Антимонопольного комитета Украины о предоставлении соглашения на создание банка в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Региональное управление НБУ по месту нахождения коммерческого банка в 2х недельный срок с даты получения от банка полного пакета документов готовит заключение о:

- финансовом состоянии, платежеспособности и репутации акционеров (участников) банка, наличие свободных собственных средств для взноса в уставный фонд банка и подтверждении о взносе на временный счет банка средств в уставный фонд каждым акционером (участником) в предусмотренных законом размерах;

- наличия помещения, пригодного для размещения банка;

- профессиональную пригодность и репутацию председателя исполнительного органа (правления) банка и главного бухгалтера банка.

Пакет этих документов, включая устав банка в 4х экземплярах и

заключение регионального управления НБУ предоставляются в Национальный банк Украины.

Документы для регистрации банка рассматриваются департаментом банковского надзора, департаментом валютного регулирования, юридическим департаментом, и в случае необходимости другими департаментами и передается в Комиссию НБУ по вопросам наблюдения и регулирования деятельности банков.

Перед регистрацией банка его готовность к совершению банковских операций может проверяться на месте работниками НБУ.

НБУ может отказать в регистрации коммерческого банка в случае нарушения порядка создания банка, не соответствие деятельности уставу и других учредительных документов законодательству Украины, неудовлетворительного финансового состояния учредителей, что угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка, а также в случае профессиональной непригодности рекомендованного руководства банка, отсутствие соответствующей материально-технической базы.

Решение об отказе в регистрации коммерческого банка может быть обжаловано в судебном порядке.

Наши рекомендации