Особенности анализа наличия, движения и использования продуктов питания в деятельности бюджетных организаций
Продукты питания являются одной из групп материальных ценностей. Поэтому их анализ производится сходно с анализом материалов, описанным выше, но с учетом некоторых особенностей.
В качестве источников для анализа привлекаются:
Бухгалтерский баланс (ф. № 1);
Бюджетная смета и расчеты к ней;
Основные показатели деятельности организации (развития сети, объема оказываемых услуг и т.п.);
Отчет о движении материальных ценностей (ф. № 6);
Данные актов инвентаризаций и ревизий, справок проверок и обследований, нормативных и законодательных актов, разработанных ведомственных и отраслевых инструкций и указаний;
Нормы расхода продуктов питания;
Первичные документы (товарные накладные, счета-фактуры, накладные (требования), меню-закладки и требования на выдачу продуктов со склада и т.д.);
Учетные регистры (книги складского учета, мемориальные ордера №11, 12, оборотные ведомостей по субсчету 061, книга «Журнал-Главная» и др.)
Прежде всего, необходимо определить организации, для которых характерно в сметах наличие средств по статье 1.10.03.04 «Продукты питания», что связано с необходимостью обеспечения им контингента. К таким организациям можно отнести больницы, школы, учреждения дошкольного образования. Также следует отметить, что по статье 1.10.03.04 «Продукты питания» могут предусматриваться средства на питание не только обслуживаемого контингента, но и на обеспечение продуктами питания работников организации (например, при выдаче некоторых видов продуктов питания в связи с производственной вредностью). В случае обеспечения питанием работников организации, не связанным с профессиональной вредностью, расходы на питание за счет средств бюджета подлежат возмещению работниками и восстановлению в бюджет.
Следует учитывать, что в отношении остатков и расхода продуктов питания в Республике Беларусь на государственном уровне установлены нормы для учреждений образования и здравоохранения. Например, установлены нормы среднесуточного набора продуктов питания для одного больного в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь, нормы питания и денежные нормы расходов на питание учащихся в учреждениях дошкольного и среднего образования. Поэтому при анализе целесообразно проверять соблюдение указанных норм.
В учреждениях здравоохранения питание является частью лечебного процесса и его состав определяется диетами (наборами продуктов питания), питание предоставляется больным бесплатно. Законодательством предусмотрена организация бесплатного питания в учреждениях образования, платного и льготного питания (с частичным возмещением расходов). При планировании расходов на питание бюджетные учреждения образования должны учитывать все категории учащихся, получающих питание. Так например, бесплатным (одноразовым) питанием за счет средств бюджета обеспечиваются учащиеся 1 - 4-го классов начальных школ, базовых школ, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов (кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования), 5 - 11-го классов указанных учреждений образования, проживающие в сельских населенных пунктах и некоторые другие категории.
При анализе остатков продуктов питания и их изменения в течение периода необходимо особо учитывать реальную потребность в них и целесообразность накопления отдельных групп. Это связано с тем, что продукты питания имеют ограниченные сроки хранения (которые значительно варьируются от вида продукта) и их излишнее накопление приведет к порче.
При определении уровня материалопотребления по продуктам питания в качестве производственных показателей целесообразно брать не среднегодовое количество коек или количество учащихся, а количество койко-дней (дето-дней питания), так как расход по этой группе материалов напрямую зависит от объема работы учреждения.
Для факторного анализа расходов бюджета на питание в учреждении образования может быть использована следующая модель:
Р = КУ х Д х Нр,
Где Р – расходы бюджета на питание,
КУ – среднегодовое количество учащихся, освобожденных от оплаты за питание (а в случае частичного освобождения от оплаты – в пересчете на полностью освобожденных),
Д – среднее число дней питания одного учащегося в год,
Нр – расходы на питание одного учащегося в день.
Для факторного анализа расходов бюджета на питание в стационарном учреждении здравоохранения может быть использована следующая модель:
Р = К х Д х Нр,
Где Р – расходы бюджета на питание,
К – среднегодовое количество коек,
Д – среднее число дней работы одной койки в году,
Нр – среднедневной расход на питание одного больного.