Правовое регулирование внешнеторговых отношений

Торговый оборот в России является частью мирового торгового оборота. С отменой монополии государства на внешнюю торговлю любая организация и гражданин-предприниматель получили возможность выхода на за­рубежный рынок, совершения внешнеторговых сделок. Сразу же возросло значение знания и соблюдения пра­вил, регулирующих экспортные и импортные операции.

Основным видом договоров, опосредующих реализа­цию товаров во внешнеторговых отношениях, является договор купли-продажи. В более ограниченных объемах используются договоры поставки, мены (бартера), пред­принимательской комиссии (консигнации) и некоторые другие.

Порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи во внешнеторговом обороте подробно регла­ментирован Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее — Венская конвенция). Бывший СССР присоединился к Конвенции в 1991 г.

При подписании названной Конвенции было сдела­но допустимое заявление об обязательности сверше­ния сделок по заключению, изменению и расторжению договоров в простой письменной форме, что исключает возможность применения устной формы договора, кото­рая в принципе допускается Венской конвенцией. Поэто­му если один из участников внешнеторгового контракта находится на территории России, то для него обязатель­но правило о письменной форме договора. Несоблюде­ние простой письменной формы согласно ст. 162 ГК РФ влечет недействительность внешнеэкономических сде­лок.

Венская конвенция подлежит применению при следу­ющих условиях. Первое условие — если обе стороны являются организациями государств — участников Вен­ской конвенции; второе — если участники сделки на­ходятся в разных странах, а не на территории одной страны. И третье условие — если стороны не предус­мотрели в договоре применение иных правил или со­глашений вместо Венской конвенции. При наличии трех названных условий, даже если в договоре нет ссылки на Венскую конвенцию, она подлежит применению к взаи­моотношениям сторон по внешнеторговому контракту.

Поскольку участники внешнеторговых отношений находятся в разных странах, то при неурегулированнос­ти соответствующего вопроса в Венской конвенции или в самом контракте возникает проблема определения при­менимого права, т.е. права страны, подлежащего приме­нению к спорному случаю. При определении примени­мого права в таких случаях надлежит учитывать правила конвенций о праве, применимом к международной куп­ле-продаже товаров (Гаага, 1955 и 1986), а также руко­водствоваться разделом VII Основ гражданского зако­нодательства 1991 г., который продолжает действовать до принятия соответствующей части ГК РФ.

Согласно ст. 166 Основ гражданского законодатель­ства, если стороны не избрали право страны, применяе­мое к внешнеторговой сделке, то должно применяться право страны нахождения продавца или поставщика. В отличие от этого правила порядок осуществления при­емки товара определяется правом места проведения при­емки. Соответственно получаемые по импорту товары должны приниматься по российским правилам, если сами стороны в договоре не предусмотрели иное.

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

1. Определение. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ).

Сущность и значение.

Договор коммерческой концессии является:

- консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонним.

Договор коммерческой концессии заключается на определенный срок или без определения срока.

3. Субъекты.Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. Форма.Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц только после его регистрации. Данное правило распространяется и на случаи изменения договора.

5. Существенные условия и содержание.Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс имущественных прав, включающий права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).

К существенному условию договора коммерческой концессии относится вознаграждение, которое может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Содержание договора заключается в установленных законом обязанностях сторон.

Правообладатель обязан:

- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию;

- проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

Пользователь обязан:

- использовать коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

Прекращение договора. Прекращение договора, как и его заключение или изменение, подлежит государственной регистрации. Правообладатель или пользователь вправе во всякое время отказаться от заключенного без указания срока договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Договор также прекращается:

а) при прекращении принадлежащих правообладателю прав на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами;

б) при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом).

7. Особенности субконцессии.Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право (или обязанность) пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на согласованных с правообладателем условиях субконцессии.

Договор коммерческой субконцессии:

а) не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается;

б) является недействительным, если недействителен основной договор коммерческой концессии;

Наши рекомендации