Методы оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков банка, использование ее результатов

Оценка кредитоспособности заемщика представляет собой комплексную оценку его банком с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита, а также способности возвращения суммы основного долга и процентов. Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании данных бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, дополнительной информации, полученной от других банков, из СМИ и т.п. Комплексная оценка кредитоспособности предприятия включает в себя качественную (оценка правоспособности и деловой репутации заемщика, оценка обеспечения кредита, оценка качества управления предприятием, оценка внешних условий деятельности предприятия-заемщика) и количественную оценки (оценка финансового состояния предприятия).

Существует много различных методик анализа кредитоспособности. Все методики должны отвечать следующим требованиям:

-методика должна быть проста в применении и удобна для использования технических

средств;

-методика должна быть достаточно подробной и вместе с тем оценивать наиболее главные

тенденции развития предприятия;

-методика должна давать четкие формализованные критерии оценки ( баллы, классы);

-методика должна быть адаптирована к предприятиям разлиных отраслей народного

хозяйства.

Финансовых показателей, характеризующих состояние предприятия, насчитывается несколько десятков, однако, финансовое состояние предприятия рекомендуется определять посредством расчета четырех групп финансовых коэффициентов:

1. Коэффициенты ликвидности;

2. Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности;

3. Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости);

4. Коэффициенты прибыльности (рентабельности).

Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок.

Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности в целом характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже финансовая устойчивость предприятия.

Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) помогают определить эффективность использования как отдельных статей активов, так и совокупных активов предприятия. В практике финансового анализа в качестве основных показателей активности предприятия используются коэффициенты общей оборачиваемости средств, текущих (оборотных) активов, основного капитала, дебиторской задолженности.

Коэффициенты прибыльности (рентабельности) отражают итоговую эффективность использования активов и собственных средств предприятия, а также характеризуют рентабельность вложений в имущество и производство продукции, т.е. конкретный финансовый результат.

Один из воз­можных методов оценки репутации заемщика - метод кредитного скоринга(балльная система). Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком само­стоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена аме­риканским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Дюран выявил группу факторов, позволяющих определить надежность заемщика и степень кредитного риска при получении потребительского кредита. Это возраст, пол, срок проживания на конкретной территории, профессия, занятость, финансовые показатели и пр. Применяя соответствующие коэффициенты, Дюран определил границу, раз­деляющую «хороших» и «плохих» клиентов, - 1,25 балла. Клиент, на­бравший более 1,25 балла, считался кредитоспособным, а набравший менее 1,25 - нежелательным для банка. В российской банковской практике скоринговый метод широко распространен, но набор интересующих банк коэффициентов варьируется как в меньшую, так и в большую сторону.

Балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены и требуют постоянного обновле­ния информации. Поэтому неболь­шие банки, как правило, не разрабатывают собственные модели ана­лиза кредитоспособности клиентов из-за высокой стоимости их под­готовки и ограниченной информационной базы.

Наряду с вышеперечисленными источниками информации для анализа кредитоспособности клиентов банки могут получить информацию из национального и региональных бюро кредитных историй.

Отбор показателей и коэффициентов, их расчет – очень важная и ответственная часть работы банка по анализу кредитоспособности заемщиков. Но далее не менее важно правильно оценить полученные коэффициенты, свести эти показатели в единую систему, в единый комплекс.

Например, Федеральное управление по делам о несостоятельности и банкротстве в своих методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса опирается на систему из 2-х показателей:

-коэффициент текущей ликвидности;

-коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является одно из двух условий:

-коэффициент текущей ликвидности имеет (общего покрытия) имеет значение менее 2-х или

-коэффициент обеспеченности собст. оборотными средствами имеет значение менее 0,1

Для объединения используется рейтинговая оценка При этом могут использоваться различные рейтинговые системы.

Баллы, полученные за определенные показатели суммируются и определяется их общая величина. По количеству балов оценивается кредитоспособность заемщика.

Первоклассные заемщики – это предприятия, имеющие устойчивое финансовое состояние, высокий рейтинг, хорошие дополнительные показатели, указывающие на

59/60. благоприятные перспективы развития. Целесообразность кредитования первоклассных заемщиков не вызывает сомнений.

Ссудозаемщики 2 класса –это предприятия,финансовое состояние которых в общем устойчивое, но с некоторыми признаками напряженности, но при этом они сохраняют высокие потенциальные возможности развития. Кредитование заемщиков 2 класса требует взвешенного подхода.

Заемщики 3 класса- это предприятия, кредитование которых связано с повышенными рисками для банков, но при определенных условиях эти предприятия еще способны преодолеть неблагоприятные тенденции.

Некредитоспособные предприятия – это предприятия с неудовлетворительным финансовым положением, у них отсутствуют или мало вероятны благоприятные перспективы развития.

Заключительный этап оценки кредитоспособности – принятие решения о возможности и целесообразности выдачи кредита и определение конкретных условий кредитного договора.

Класс кредитоспособности клиента принимается во внимании при:

- разработке шкалы процентных ставок;

- определении режима кредитования в т.ч :

а/ вида кредита;

б/ суммы кредита;

в/ формы ссудного счета;

г/ срока кредитования;

д/ схемы погашения кредита.

- определении формы обеспечения возвратности кредита и размера необходимого обеспечения.

Банк должен использовать дифференцированные процентные ставки по кредитам в зависимости от рейтинга и класса кредитоспособности заемщика.

Наши рекомендации